Труд | Валерий Коновалов, Владимир Панков | 20.04.2006 |
Само слово «пасха» в переводе с древнеев- рейского означает «переход, избавле- ние». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении своих предков от египетского рабства. Новозаветная, христианская Пасха знаменует избавление человеческого рода через Иисуса Христа от вечной смерти.
Первое время христиане отмечали этот праздник одновременно с иудейской Пасхой, поскольку Иисус Христос был казнен и воскрес как раз в дни пасхальных древнеиудейских празднеств. Но затем на первом Вселенском Соборе в 325 году было установлено особое время празднования Пасхи христианами. Праздничным принято считать первый воскресный день после весеннего полнолуния, то есть не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая. Весь так называемый годовой круг богослужения Православной Церкви строится применительно к этому главному дню.
Вот уже свыше полутора тысяч лет этот праздник предваряется чудом схождения Благодатного огня в Великую Субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Сюда к этому дню съезжаются многие тысячи верующих со всех стран мира. Причем святой огонь сходит на Гроб Господень только по молитвам православного патриарха.
Евангелие сообщает, что Иисус Христос воскрес на третий день после крестных страданий и смерти. Его человеческое неведомым образом преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати. Тогда же случилось великое землетрясение. На рассвете Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, которых Церковь называет мироносицами, взяв приготовленное благовонное миро, отправились помазать тело Христа. Первой воскресшего Иисуса увидела Мария Магдалина. Затем Христос являлся ученикам в продолжение сорока дней вплоть до Вознесения.
Празднование Святой Пасхи продолжается семь дней. Всю Пасхальную Неделю бывают крестные ходы вокруг храмов, при этом звонят во все колокола. А накануне главного Богослужения, субботним вечером, священники облачаются в светлые праздничные одежды. Незадолго до полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о наступлении Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом выходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, обходят вокруг храмов с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». С колоколен льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с зажженными свечами. Когда шествие останавливается у затворенных западных храмовых врат, как бы у дверей гроба Христова, священник возглашает: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь троекратно повторяется священнослужителем и хором… Праздничное Богослужение часто заканчивается, когда уже начинает рассветать, и в это время многие могут наблюдать удивительное явление. Едва показавшись из-за горизонта, солнце словно оживает, переливаясь разными цветами. В народе об этом говорят: «Солнышко играет».
Всю Светлую седмицу, по старорусскому обычаю, посвящали благотворительности. По больницам, богадельням, тюрьмам в эти дни ходили и царственные особы и, выражаясь современным языком, руководители всех уровней. Раздавали подарки, оказывали нуждающимся всевозможную помощь.
Начиная с пасхального богослужения, верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и ответным «Воистину воскресе!», обнимаются и троекратно целуются. По давней традиции, принято обмениваться крашеными яйцами. Сейчас пасхальные яйца красят в разные цвета, но первоначально они были только красными, что символизировало кровь Христа. А сами яйца как бы напоминают о вечности жизни. Начало этой традиции, по преданию, заложила Мария Магдалина, которая преподнесла красное яйцо императору Тиберию со словами «Христос воскресе!»