Правая.Ru | Протоиерей Виктор Горбач | 19.04.2006 |
В течение последних десятилетий сложилось очень сложное конфессиональное положение. На сегодняшний день, в Сахалинской области более сотни конфессий. В основном, это, кроме православных, протестанты, пятидесятники. То есть нетрадиционные протестанты. Также есть псевдохристианская секта иеговистов, мормоны, бахаисты. Надо сказать, что по данным на 2003 год, по неофициальным данным, которые озвучивал начальник Управления юстиции, около 600 тысяч долларов выделяется на каждую конфессию в год иностранными государствами. То же самое, в 2003 году 150 миссионеров из-за рубежа в течение года приезжали на Сахалин. Конечно, нашей епархии очень сложно конкурировать с ними, потому что, во-первых, епархия не так давно была образована, во-вторых, мы не имеем никаких иностранных спонсоров, и в первую очередь рассчитываем на силы местного населения. Но, понятно, что в результате реформ большинство населения сегодня живет очень сложно, поэтому осуществлять какие-то большие проекты очен6ь тяжело. Тем не менее, мы стараемся строить храмы, это первое, потому что катастрофически не хватает храмов. В том приходе, в котором я служу, я являюсь настоятелем прихода Иннокентия Московского, известного миссионера, просто в воскресный день храм не может вместить всех желающих. И поэтому мы планируем строить новый храм. Но очень сложно найти средства на это. Вместе с тем, мы стараемся осуществлять какие-то миссионерские программы, то есть выезжаем в районы области, встречаемся с людьми, к нам приезжают миссионеры с материка из Москвы, известный всем диакон Андрей Кураев. Кроме того, к нам неоднократно приезжал историк Владимир Леонидович Махнач, к нам приезжал Александр Леонидович Дворкин, священник Олег Стеняев. Но, конечно, все это не компенсирует ту активность, которую проявляют иностранные миссионеры. Потому что средств у них намного больше. Вместе с тем, вот уже 2 года у нас существует филиал православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, он также помогает нам частично решать проблему с кадрами, потому что кадров катастрофически не хватает.
— Если я правильно понял, всего 50 клириков, приходов, соответственно, ещё меньше?
— Да, приходов намного меньше, так, в городе у нас по несколько человек служат, в соборе как минимум должно быть человек 5. И часть из них являются диаконами, то есть они не могут самостоятельно осуществлять служение. Более того, часть из них — это командировочные.
— То есть сельские районы охвачены совсем незначительно?
— Да. У нас есть храмы только в районных центрах. Там, где есть священнослужители. Туда со всего района люди собираются.
— Протестантских молельных намного больше?
— Если всех протестантов, то их больше. А если только пятидесятников, то их 38. Только 38 религиозных организаций, которые официально зарегистрированы.
— А православных?
— А православных 43. Фактически получается, что у протестантов больше. Притом, что, безусловно, население у нас больше православное. Этнический состав, в основном, русский. Но также есть корейское население, есть татары. Корейцы остались после того, как юг Сахалина был освобожден от японцев, корейское население там находилось в положении рабов, и оно осталось, и сейчас живет у нас на Сахалине. Также очень сложная проблема сейчас с экспансией китайцев. Если с представителей других народностей, которые приезжают в Россию, на Сахалин, ещё возможно как-то культурно адаптировать к нашей жизни, то китайцы практически не адаптируются, они не изучают язык, живут замкнуто, самостоятельно. В последнее время с их стороны проявляется факты правонарушений. Нападают на местное население, происходят конфликты. Все это очень опасно, потому что практически за этим никто не следит.
— В данном случае, понятно, что ничто кроме Православия русский народ сплотить не может. И конечно, нам очень важно, чтобы сплоченной была молодежь. Каким образом Вы, как миссионер, проводите работу именно с молодежью?
— Помимо учебного заведения, филиала ПСТГУ, который действует на Сахалине, у нас есть и общественные организации, в частности, Братство Александра Невского, действующее уже около 2 лет. Понятно, что привлечь молодежь просто какими-то беседами, это очень сложно. Мы сделали ставку на то, что действительно интересует юношей.
— Какие еще пути привлечения молодежи Вы видите? Считаете ли Вы, что к миссионерской деятельности нужно привлекать православных рок-музыкантов?
— Это — самое интересное. В прошлом году к нам приезжала известная украинская рок-группа «Братья Карамазовы», и мы проводили концерт в честь 60-летия Победы. Праздник Дня Победы на Сахалине отмечается дважды — 9 мая, это победа над Германией, но Вторая мировая война еще продолжалась до победы над Японией, и поэтому 3 сентября на Дальнем Востоке тоже большой праздник. В 2005 году мы, совместно с фондом Андрея Первозванного, организовали приезд большой делегации из Москвы. Там были и герои Советского Союза, очень много журналистов, были студенты Свято-Тихоновского Университета, и, в том числе, была группа «Братья Карамазовы», с которой мы организовали концерт на центральной площади города, собравший несколько тысяч человек. На следующий день мы торжественно крестным ходом установили крест в память об этом событии, об окончании Второй мировой войны. Надо сказать, что люди с интересом восприняли подобное мероприятие. Конечно, рок-концерт — это не самое главное в Церкви. Но, в то же время, это разрушает многие перегородки между молодым человеком и Церковью. Потому что в сознании молодежи Церковь — это что-то архаичное. И любая форма, которая поможет разрушить эту перегородку, поможет человеку по-новому взглянуть на жизнь Церкви, безусловно, должна приветствоваться. Но за исключением тех, которые нарушают Заповеди Божьи. Безусловно, рок-концерт Заповеди не нарушает. Поэтому все эти формы небогослужебной деятельности, они должны развиваться. И это наше будущее. Потому что без этих форм миссионерская деятельность Церкви невозможна. Мы в сентябре выезжали по районам области со студентами Университета, и в различных городах организовывали встречи, концерт небольшой, церковные песнопения, светские песнопения, беседы, встречи. И это все то, что помогает людям по-новому увидеть. Это очень важно. Это стоит развивать. Самое главное, мы должны понимать, в чем состоит наша цель. Если наша цель просто замкнуться и создать гетто, то, в конечном счете, можно сохранить Церковь как нечто реликтовое, заповедное. А если наша цель — это воцерковить общество, то мы должны идти туда, где собирается молодежь. Мы должны идти в учебные заведения, на рок-площадки, в интернет, потому что это тоже очень важно. Сегодня очень много молодежи общается через интернет, поэтому здесь тоже участие Церкви необходимо. Кстати, «Правая.Ру» у нас тоже пользуется огромной популярностью. Я знаю многих своих прихожан, которые часто посещают ваш сайт, мы потом обмениваемся какими-то мнениями о тех материалах, которые публикуют на нём. Через интернет мы можем получать свежую, оперативную и объективную информацию. А если, тем более, человек пользуется различными источниками, то он может сформировать свое мнение. И как раз деятельность православных интернет-изданий сегодня очень важна. Потому что это то, к чему молодой человек может обратиться, и откуда он может получить первое представление, первую информацию по жизни Церкви.