Русская линия
МИР. РПЦ Вячеслав Бутусов19.04.2006 

«Мои песни стали приобретать для меня религиозный смысл»

Вячеслав, расскажите, пожалуйста, как вы сочиняете песни?

В последнее время делать это становится сложнее. Чем больше я читаю умных, мудрых книг, тем меньше у меня появляется желания вообще писать какие-либо песни. В последнее время я стал понимать, что занятие это, в общем-то — мелкое. Пришло осознание, что в творчестве существует набор каких — то штампов, приемов, и со временем постепенно ты погрязаешь в рутине.

Сегодня так сложилось, что мы уже свободны от жестких контрактов, над нами не стоит издатель и не загоняет нас в какие-то временные рамки. И вот, выйдя в это поле относительной свободы, я понял, что ничего особо выдающегося сделать в общем-то и не могу.

Вообще, я подумываю даже о том, чтобы избавиться от такого рода деятельности, во всяком случае, выполняю ее сейчас на уровне общественной нагрузки.

Хочу попробовать заняться чем-нибудь другим. Шоу-бизнес я хорошо знаю изнутри и испытываю отвращение ко многим его сторонам. Многие его деятели, на мой взгляд, по сути — это провокаторы и аферисты.

Вы имеете большой авторитет в обществе и могли бы использовать его для христианской проповеди.

Если бы у меня был по-настоящему большой авторитет — меня, наверное, слушали бы внимательней. Наш авторитет, скорее, хорош на уровне тусовки. А как только начинаешь говорить о каких-то серьезных вещах, меня перестают слушать.

Константин Кинчев очень открыто в песнях говорит о своей вере. Вы не пробовали пойти по его пути?

Это его путь. Это для него естественно. У него нет конфликта с таким родом деятельности. Он видит свое призвание именно в таком творчестве. Я пытался так делать, но у меня так не получается. Может быть это потому, что к Косте осознание своей веры пришло раньше, чем ко мне.

Как вы относитесь к современному рок движению и к тем людям, которые к нему принадлежат? Что изменилось в этом движении с течением времени?

Изменились, пожалуй, качество и масштаб действия. В мое время рок-движение сопровождалось бумом, культом, а сейчас рок встает в потребительский ряд. Поэтому «Опопселый» рок становится одноразовым продуктом, скажем как лапша «Доширак».

Как появилась песня «Прогулки по воде»?

Илья Кормильцев, предложивший первоначальный текст песни, помимо того, что очень талантливый, еще и очень работоспособный человек. Он раз в неделю приносил мне большие кипы стихов. Я не успевал все эти тексты перерабатывать. Любые тексты я обычно подгоняю под музыку. Мне всегда хотелось, чтобы, прежде всего музыка была хорошая и качественная. Илья же, имея опыт работы с другими музыкантами, считал, что тексты нельзя изменять, коверкать, что ничего хорошего в таких случаях не получается. Из ста его текстов я выбрал один, который хорошо ложился на мою музыку. Текст мне очень нравился в художественном плане — он был без бытовухи и без социума, красивый и романтический. Я его все-таки чуть -чуть подогнал под музыку, так и получилась эта композиция.

О чем песня «Реки БэГэ»?

Я поставил перед собой цель написать песню в стиле эпитафии в благодарность от почитателя таланта Бориса Борисовича Гребенщикова. По сути это благодарность моему учителю. Подумав, решил использовать свой ернический текст студенческих времен, посвященный… В. И. Ленину. Имя Ленина я заменил на Б. Г. Помню, поставил ее в первый раз Борису Борисовичу. Спрашиваю: «Ну как?» — он ответил — «Бас хорошо записан!». Вообще, я на эту песню возлагал больше надежд, но она, к сожалению, получилась блеклая.

Расскажите, пожалуйста, как была написана песня «Гуд бай Америка»?

Здесь не обошлось без курьеза. Она была написана как добавка к альбому, в котором по контракту полагалось тридцать минут звучания, а у нас было только двадцать пять. И мы быстренько записали эту песню буквально под шарманку — синтезатор, который взяли в ближайшем ресторане. На нее нужно тыкнуть пальцем, задать тональность, и она сама играет. Вокал пришлось записывать дома, ночью, навесив вокруг одеяла и одежды для звукоизоляции.

Эта песня, была, по сути, моим прощанием с Америкой, такой, как я ее представлял себе в детстве — с индейцами, ковбоями, приключениями в лесах Амазонки. Так сказать, я стал взрослым, и всему этому решил махнуть ручкой. Для меня успех этой композиции — загадка и по сей день.

А вы угадываете песни, которые станут хитами?

Если говорить о хитах с коммерческой точки зрения, то в последнее время попадание песни в число хитов не более, чем случайность. На радио и хит-парадах композицию отбирают — часто, по непонятным принципам, подгоняют ее под популярный формат, вырезают части композиции, добавляют необходимые составляющие и посредством разных манипуляций вдалбливают в сознание людей.

Что вы слушаете из современной рок музыки?

Специально ничего. Не стоит на это тратить время. Что-то попадается случайно, мне этого достаточно.

Слушаете ли вы классическую музыку и если слушаете, то, что именно?

С классикой у меня сложные отношения. Чтобы ее слушать, нужно знать и понимать ее язык. Не могу сказать, что понимаю. Могу воспринимать ее на уровне эмоций. Конечно, у меня есть любимые произведения — Моцарт, Бетховен. Но, если серьезно…

Сейчас я открываю для себя хоровое пение. На мой взгляд, живой голос — это комплекс всех необходимых качеств, а если много голосов, и каждый индивидуален — это очень впечатляет, это потрясающе! Очень много классической, хоровой музыки было написано выдающимися русскими композиторами. Прокофьев, Чесноков, Рахманинов писали очень сложные произведения, хоровые симфонии. Возможно, именно эта музыка станет той базой, от которой я буду дальше двигаться в изучении классики.

Кроме того, в последнее время я увлекся графоманством, пишу прозу — беллетристику. Это новая и очень широкая область, которая для меня открылась.

У Вас прекрасная семья, трое детей. Возникаю ли у вас трудности при воспитании детей в духе православия?

Нет. Возникают только в том смысле, что я иногда тороплю события, но моя жена меня всегда поправляет. Вовсе необязательно требовать от полугодовалого ребенка, чтобы у него мгновенно выросли крылья, как у ангела, и он парил на них над Исаакиевским собором!

Вы по-настоящему церковный человек? Вы приступаете ли вы к таинствам Церкви?

Конечно, обязательно. Но отмечу, что впервые исповедоваться и причаститься -это был это был для меня сложный вопрос, мне тяжело было переломить себя, я постоянно находил причины, отговорки чтобы не идти на исповедь. Это борьба долго продолжалась.

Какой в Питере у вас любимый храм?

Я прихожанин Знаменской церкви в Царском Селе — Пушкине. Ну, а в Питере, как архитектор могу сказать, что в художественном плане это, безусловно, Исаакиевский собор.

Как вы считаете, что может заставить человека задуматься о вечном?

Убежден, что ничто не может заставить человека задуматься, пока внутри у него что-то не произойдет, наподобие химической реакции. Зажгется, что ли, свечка какая-то внутри. Тогда у человека откроются глаза.

Константин Кинчев здесь же, в нашей семинарии встречался со студентами и рассказывал о конкретном дне своего обращения к Богу, в Иерусалиме в 1994 году. У Вас было что-либо подобное?

Лично я не припомню точно, когда это произошло со мной. Господь подает познание о Себе, соизмеряясь с силами человека, необходимо лишь набраться терпения. У людей приход к вере бывает по-разному. Впрочем, я могу ответственно свидетельствовать, что я видел чудеса. Что именно — сказать не могу, это глубоко личные переживания.

Как вы считаете, какая польза в поведении таких акций как концерт в Санкт-Петербурге «Рок к Небу»?

Не знаю. Но хорошо, что такие вещи происходят вообще, идет миссионерская работа. Впечатление может быть положительным и, возможно, человек задумается над происходящим.

Духовный смысл можно увидеть во всем. К собственной своей песне «Я хочу быть с тобой» я долгое время относился чисто потребительски, и уже после того, как стал верующим перестал получать удовлетворение при ее исполнении. Но вдруг — эта композиция приобрела в моем сознании религиозный, библейский смысл, и теперь я исполняю ее с огромным воодушевлением. Также произошло и с некоторыми другими моими песнями.

Какую литературу вы читаете и творчество, какого писателя вам ближе?

Хотите посмотреть, с чем я приехал в Кострому, что у меня в сумке? Вот, пожалуйста: книга св. Иоанна Кронштадского, две книги митрополита Антония Сурожского. Я обязательно вожу с собой Библию, молитвенник. Из светской литературы сильное впечатление на меня произвела книга канадского писателя Яна Мартелла «Жизнь Пи». Книга рассказывает о судьбе мальчика, который оказался один посреди Тихого океана с группой животных.

Почему вы выбрали именно православие, среди множества других христианских конфессий?

Вы знаете, я объездил много стран, много чем был поражен, но я чувствую, что православие это религия, при помощи которой могу спастись лично я. Кроме того, православие обладает той строгостью, аскетизмом, которой часто не хватает мне лично. Мне кажется, что все основные истины в Православии четко сформулированы и понятны.

Есть и глубоко личные вещи. В определенный момент сомнений у меня не осталось, сомнения были лишь в себе, в том — смогу ли я тот духовный восторг, который у меня был, переделать в качество постоянное, чтобы детский восторг остался в душе переплавленным в какой-то цельный золотой слиток. В реальной жизни я скоро увидел и практическую сторону Православия, это мне очень помогло.

Вы чувствуете, что имеете власть над поколением молодых людей и как Вы эту власть используете?

Отчасти, чувствую. Но если стараться это влияние использовать, то ничего не получится, выйдет только хуже. Иногда кажется, что это влияние не от тебя зависит. Хотелось бы, конечно, служить добру.

http://mir-rpz.ru/ru/library/pub/?id=53&i=1


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru