Русская линия
Новые Известия Михаил Поздняев18.04.2006 

«Ей-богу, мы вместе!»
Доктор Кинчев объяснил митрополиту Кириллу, что рок — хорошо, а попса — плохо

В конце прошлой недели в Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата состоялась встреча, которая может занять видное место в истории отечественной рок-музыки. Глава отдела митрополит Кирилл (Гундяев) поговорил по душам с лидерами групп «Алиса», «ДДТ», «Инструкция по выживанию», «Если», «Братья Карамазовы» и пастырями, выступающими с проповедями на концертах «православных рокеров». Константин Кинчев заверил владыку: «Мы — верные солдаты той Церкви, которой вы служите». В свою очередь митрополит сравнил современную рок-культуру с русской литературой, в которой «незримо присутствуют христианские ценности».

Чтобы понять причины и возможные следствия сенсационной встречи митрополита Кирилла с «динозаврами русского рока», важно обратить внимание на выбранный момент. Господа Кинчев, Шевчук и иже с ними нанесли визит владыке по горячим следам Х Всемирного Русского Народного Собора. Митрополит, выступивший на Соборе с докладом о православном понимании концепции прав человека и о миссии России в ХХI веке, стал гостем сразу нескольких итоговых телевизионных ток-шоу. Не будет удивительно, если по итогам апреля он займет первую позицию в рейтинге российских политиков.

И в этом смысле встреча с лидерами «Алисы» и «ДДТ» и сопровождавшими их менее именитыми рокерами была гораздо важнее для хозяина, чем для гостей. Тема «преемника» вновь актуальна в лоне Церкви и в комментариях журналистов. От взглядов «соборян» не ускользнуло ни то, что 77-летний патриарх далеко не в лучшей форме, ни то, что митрополит Кирилл говорил с трибуны как власть имущий, ни то, что управделами Московского патриархата митрополит Климент (Капалин), игравший в последний год роль «человека N 2» в РПЦ, удалился из храма Христа Спасителя тотчас после выступления главы ОВЦС с постным выражением на лице и до сих пор предпочитает на людях не появляться.

Не то митрополит Кирилл: не проходит и дня, чтобы в СМИ не появились его комментарии по поводу того или иного аспекта общественной жизни, чтобы владыка с кем-нибудь не встречался, зарабатывая новые очки. Теперь у него дошли руки и до рока. Но было бы преувеличением сказать, что встреча протекала в форме архипастырского увещевания «динозавров»: и они за словом в карман не лезли. Наставления имели обоюдный характер.

Митрополит поведал о своем единственном опыте проповеди на фестивале «Рок против наркотиков» пару лет назад в Смоленске: «Я тогда понял, что рок-музыканты должны быть духовно и физически сильными людьми, чтобы постоянно выдерживать воздействие огромных децибелов. Вам надо давать молоко за вредность, — пошутил митрополит. И добавил, уже с пафосом: — Если хоть кто-то после рок-концерта задумается о смысле жизни, то, значит, эта жертва рокерами приносится не зря».

Растроганный сакральным словом «жертва», Константин Кинчев объяснил, что «децибелы» служат своеобразным молодежным языком. Юрий Шевчук уточнил мысль единоверца, рискованно перефразировав первый стих Евангелия от Иоанна: «В начале был Звук! Этот Звук, который был ни на что не похож, оказался символом Свободы, что очень важно было для нашего поколения! Потому что он отличался от всех этих пафосных маршей!»

Подключать аппаратуру в стенах ОВЦС для доказательства сказанного музыканты не стали. Но, видя, что хозяин проникается к ним симпатией, со всей мощью своего темперамента обрушились на зловредную «попсу». Г-н Кинчев назвал «Фабрику звезд» сущим сатанизмом, а г-н Шевчук без обиняков попросил владыку: «Вы часто встречаетесь с Путиным. Шепните ему, чтобы на ТВ было побольше рока!». Глава ОВЦС не сразу нашелся, что сказать в ответ главе «ДДТ», и здесь его выручил лидер «Алисы», объяснив братишке: митрополит сам «большой кровью отстаивает у телевизионщиков считанные минутки своей проповеди».

Тема лоббирования интересов русского рока в Кремле была, таким образом, замята. «Ну, а все-таки, — поинтересовался владыка Кирилл, — чем ваш рок отличается от попсы?» Пришедший вместе с «динозаврами» диакон Андрей Кураев, первопроходец в деле проповедования на стадионах, привел такой «универсальный пример» текста попсовой песни: «У меня букашки от моей Наташки». Митрополит был сражен наповал — мало того, что пример был приведен в кабинете высшего иерарха и монаха, так еще в Великий пост! И теперь ему ничего другого не оставалось, как «возлюбить рок всем сердцем своим». Откровенность его беседы с гостями достигла предела, когда доктор Кинчев, рассуждая на тему гонений, которым всегда подвергался рок, а попса — никогда, предположил, что вообще-то рок-музыке, как и православию, гонения скорее на пользу. Владыка Кирилл на удивление охотно согласился с такой постановкой вопроса. И поведал гостям, что, например, монастыри явились реакцией на периоды благоденствия Православной Церкви, когда «в епископы поперли все, кому не лень — генералы, министры и т. п.». Судя по всему, владыка подразумевал византийский период церковной истории, но, похоже, кое у кого из гостей сложилось впечатление, что хозяин имел в виду более близкие к нам времена…

Тему гонений за правду подхватил заместитель главы ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин. К неудовольствию о. Андрея Кураева и о. Сергия (Рыбко), в прошлом хиппи и «металлиста», а ныне гордо носящего прозвище «рок-поп», о. Всеволод напомнил, что первопроходцем был он, а ни кто другой. Еще в 1992 году юный диакон Чаплин вошел в историю предисловием к пластинке «Антология Христианского Рока в России», за что был «огульно обвинен в сатанизме». Г-н Чаплин задал музыкантам наболевшие с тех пор вопросы: доходят ли рок-песни до молодежи или остаются уделом 30−40-летних и стоит ли нести Слово Божье пьяным личностям, провоцирующим драки на рок-концертах? Гг. Кинчев и Шевчук побожились, что с молодняком у них «все идет по кайфу», а что касается второго пункта, лидер «Алисы» признался, что пока до конца не понял, «стоит ли проповедовать перед агрессивно настроенными рок-фанами. Но ведь кто-то же должен этим заниматься. Тем более что драки, пьянки и прочие беззакония случаются далеко не только между адептами этой музыки, но и во всех сферах жизни».

В общем, встреча прошла в духе полного взаимопонимания. Прощаясь с гостями, еще недавно категорически не способными пройти «фейс-контроль» на пороге ОВЦС, митрополит Кирилл предложил: «Надо чаще встречаться», поскольку, по его мнению, «интерес со стороны общества к возможности сотрудничества Церкви и рок-музыки сегодня очень высок. «В моем лице вы столкнулись с человеком, который различия между рок-музыкой и, как вы говорите, «попсой» не делал никакого до сегодняшнего дня. И я счастлив, что это соприкосновение произошло». Владыка сравнил рок-культуру с классической русской литературой, в которой «незримо присутствуют христианские ценности».

В ответ один из участников собеседования прочувствованно заметил: есть, мол, духовный смысл в том, что это случилось в канун Лазаревой Субботы — праздника, когда, за неделю до Пасхи Христос воскресил умершего друга. По мнению гостя, в наши дни рок-культура — «глас живых в мире мертвых». Митрополиту были напоследок предложены для осмысления еще две цитаты: из репертуара «Алисы» («Быть живым — мое ремесло, это дерзость, но это в крови») и «Аквариума» («Рок-н-ролл мертв, а я еще нет»).

После чего музыканты разъехались — надо полагать, по церквам и монастырям. А митрополит остался размышлять над глубоким смыслом слов великого и ужасного БГ, отчего-то не удостоившего ОВЦС своим присутствием.

http://www.newizv.ru/news/2006−04−18/44 745/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru