Правая.Ru | Денис Ступников | 17.04.2006 |
Приблизительно с начала 2006-го года очень остро встал вопрос о проповеди на рок-концертах. Несмотря на то, что православную миссию на подобных мероприятиях давно и успешно осуществляют те же отец Андрей и отец Сергий, некоторые православные миряне, ссылаясь на частные мнения определённых иерархов, усомнились в надобности просвещения Словом Божьим рядовых рок-фанов. В последнее время стали появляться довольно пристрастные статьи о якобы сомнительном статусе церковной миссии на концертах тяжёлой музыки. Очевидно, что в этой ситуации оказался необходим прямой и непосредственный диалог главных православных рок-музыкантов с высшими чинами РПЦ — без непрошеных посредников.
Такую историческую встречу организовала Правая.Ру. Несколько месяцев назад Михаил Тюренков во время аудиенции у митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла поставил вопрос о необходимости организации диалога между рок-музыкантами и РПЦ, получив предварительное согласие. А 14 апреля, в канун Лазаревой Субботы, в Отделе Внешних Церковных Связей (в Свято-Даниловом монастыре) митрополит Кирилл пообщался с Константином Кинчевым («Алиса»), Юрием Шевчуком (ДДТ), Романом Неумоевым («Инструкция по Выживанию»), Стасом Бартеневым («Если»), Олегом Кривошеевым («Братья Карамазовы»). На встречу были приглашены сочувствующие и резонёры, а также несколько журналистов.
Первым взял слово митрополит Кирилл, который, что стоит отметить, на протяжении всего разговора был настроен крайне благодушно и позитивно. Он сказал, что взаимоотношения рока и Церкви являются одним из частных случаев распространённого ныне взаимодействия культур. «Вопрос о взаимоотношении культур является основным, — подчеркнул Владыка. — Если культурные модели не состыковываются, то это приводит к конфликтам. И вы знаете, что произошло с публикацией карикатур в отношении пророка Мухаммеда. Этот пример — некий символ, который даёт понимание того, что сейчас происходит. Но слово „культура“ — в том контексте, в котором я сейчас говорю, имеет, конечно, более широкий смысл. А если говорить, о предмете нашей встречи, то здесь речь идёт о взаимодействии субкультур. Собственно говоря, что такое „литургическая культура“? Это субкультура. Может ли субкультура претендовать на то, чтобы стать культурой для всех? Может, но весьма сомнительно, что она действительно этой культурой станет и всех объединит. А Церковь призвана спасать всех. И здесь мы входим в соприкосновении с очень болезненными темами».
Далее митрополит Кирилл подчеркнул, что церковная проповедь и церковная миссия должны осуществляться путём некой инкультурации, то есть — вхождения в ту культуру, которая является народной. «И сегодня молодёжь находится под сильным влиянием той музыки, представителями которой вы являетесь, — заметил иерарх. — Я не знаю, хорошая это музыка или плохая. Но совершенно очевидно, что если эта субкультура является понятной и убедительной для молодёжи, то, конечно, возникает вопрос, может ли эта культура гарантировать, чтобы в этой среде возникали предпосылки для усваивания Божественного Откровения?».
Владыка признался, что у него был единственный опыт проповеди на рок-концерте. Это случилось около двух лет назад, когда в Смоленске организовали фестиваль «Рок Против Наркотиков». Перед 16-тысячной толпой митрополит Кирилл дал краткое напутствие пастыря, вызвавшее живейший резонанс. Именно тогда Владыка понял, что рок-музыканты должны быть духовно и физически сильными людьми, чтобы постоянно выдерживать воздействие огромных децибелов. «Рок-музыкантам надо давать молоко за вредность, — шутил митрополит на встрече. — Если хоть кто-то после рок-концерта задумается о смысле жизни, то, значит, эта жертва рокерами приносится не зря».
Константин Кинчев отметил, что «децибелы» служат своеобразным молодёжным языком. А Юрий Шевчук выразился ещё определённее: «Я перефразирую: „В начале был Звук“. Этот Звук, который был ни на что не похож, оказался символом Свободы, что очень важно было для нашего поколения. Потому что он отличался от всех этих пафосных маршей».
Лидер группы «Алиса» подтвердил, что рок всегда был вызовом: «Это, прежде всего, искреннее слово и прямое обращение к молодым, которых нельзя обмануть. Они очень чутки к этому».
Тут рокеры совершенно закономерным образом перешли к теме рока и попсы. Кинчев объявил «Фабрику Звёзд» «настоящим сатанизмом», а Шевчук неожиданно попросил Владыку: «Вы часто встречаетесь с Путиным. Шепните ему, чтобы на ТВ было побольше рока». На это Константин Евгеньевич резонно возразил, что митрополит Кирилл находится не в лучшем положении и сам большой кровью отстаивает у телевизионщиков считанные минутки своей проповеди.
Между тем, Владыка попросил разъяснить, чем рок отличается от попсы. Константин Кинчев поведал архипастырю, что для поп-музыки характерны усреднённые второсортные мотивчики, поставленные на конвейер, и некачественные тексты, ориентированные на низменные инстинкты. А диакон Андрей Кураев привёл наиболее универсальный пример попсовой песни: «У меня букашки от моей Наташки». Строчка произвела на митрополита просто неизгладимое впечатление.
«Сейчас важнее всего свергнуть нового идола, имя которому — „формат“ и „ротации“, — настаивал Кинчев. — Это настоящее неоязычество».
Тут Владыка припомнил, что однажды митрополиту Антонию Сурожскому задали вопрос: «Что общего между Православием, гомеопатией и рок-музыкой?». Тогда священник не смог уловить связи, но, тем не менее, она была. Все три сферы являлись альтернативой советскому режиму. А Константн Кинчев пошёл в своих размышлениях дальше, заявив, что рок-музыке, так же, как и Православию, полезнее испытывать постоянные гонения. Митрополит Кирилл косвенно согласился с такой постановкой вопроса, напомнив собравшимся, что, например, монастыри явились реакцией на периоды благоденствия Православной Церкви, когда после официального утверждения христианства в епископы «попёрли все, кому не лень» — генералы, министры и т. п. После этого встреча перешла в ранг свободной дискуссии. Главный редактор Правой.Ру Илья Бражников узрел особый символизм в том, что первая официальная смычка Церкви и рок-музыки случилась в канун Лазаревой Субботы. Он высказал мнение, что рок-культура является гласом живого в мире мёртвых, напомнив соответствующие цитаты из «Алисы» («Быть живым — моё ремесло, это дерзость, но это в крови») и БГ («Рок-н-Ролл мёртв, а я ещё нет»).
Протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что в 1992 году он написал предисловие к пластинке «Антология Христианского Рока в России», за что был огульно обвинён в сатанизме с кафедры одной из конференций. На этом основании Чаплин задал пару полемических вопросов: доходят ли рок-песни до молодёжи или остаются уделом 30−40-летних слушателей и стоит ли нести Слово Божье пьяным личностям, провоцирующим драки на рок-концертах? И Юрий Шевчук, и Константин Кинчев заверили отца Всеволода, что с многотысячными залами у них всё в порядке. В ответ на второй вопрос Кинчев деликатно заметил: «Если честно, я не знаю, стоит ли проповедовать перед агрессивно настроенными рок-фанами. Но ведь кто-то же должен этим заниматься. Тем более, что драки, пьянки и прочие беззакония случаются далеко не только между адептами этой музыки, но и во всех сферах жизни».
Протоиерей Максим Козлов, приглашённый на встречу в качестве оппонента, высказался против организованной поддержки Церковью этого явления. «Если РПЦ заведётся синодальным отделом по взаимодействию с музыкантами, а в новостях будут сюжеты типа „священник такой-то дал проповедь на выступлении определённой рок-группы“ тогда вам никакой андеграунд не поможет», — категорично обратился он к рок-музыкантам. После этого выступил лидер «Инструкции По Выживанию» Роман Неумоев, преподнёсший митрополиту Кириллу материалы о своей рок-миссии на Алтае. По мнению Романа, 80% рок-музыкантов исповедуют язычество и оккультизм и заявил, что каждый музыкант, вознамерившийся нести Свет Христовой Истины на сцене, должен получить у иерархов особое благословение. После этих слов Константин Кинчев продемонстрировал собравшимся свой нательный крест и с неподдельным недоумением произнёс: «Я не понимаю, какое благословение мне ещё необходимо». Между тем, Роман Неумоев уточнил свою мысль, предложив более детально закрепить сотрудничество православных рок-музыкантов и Церкви в миссионерском делании. В итоге митрополит Кирилл дал понять, что он видит в рок-музыкантах преданных Воинов Христовых, но необходимость повсеместного священнического напутствия на концертах пока ставит под вопрос. «Ведь христианство может присутствовать в произведении искусства подспудно, имплицитно. В „Капитанской Дочке“ ни разу не упоминается слово „Бог“. Тем не менее, это одно из самых христианских произведений во всей мировой литературе».
У известного политолога Кирилла Фролова нашлись свои аргументы. Он напомнил, что на Украине, где православным священникам доступ всюду закрыт, рок-концерты являются практически единственной площадкой открытых выступлений перед массовой аудиторией. «Рок-музыканты предлагают пастырям для окормления целые стадионы, а в ответ их потчуют пространными рассуждениями о вкусовщине», — заявил Фролов.
«Опасения некоторых, что священники побегут выступать на рок-концерты, к сожалению, напрасны. Если наши священники в своей массе пошли бы на рок-концерты, школы и студенческие аудитории, мы давно бы жили в православной стране. В свою очередь, для рок-музыканта пустить священника проповедовать на своем концерте, означает проявить смирение и пожертвовать частью времени. Но если уж Константин Кинчев назвал себя „солдатом Церкви“, то другого пути нет», — отметил Фролов после встречи.
Итак, встреча состоялась. И это, безусловно, беспрецедентное событие. Хотелось бы надеяться, что и дальнейшее сотрудничество церковных деятелей и верных «солдат Церкви» — православных рок-музыкантов продолжится во имя миссионерского служения, во имя проповеди Слова Божия в том числе и на рок-концертах.