Благословение | Священник Андрей Большанин | 17.04.2006 |
Пожалуй, самым чудесным событием для меня была первая исповедь, в которой я постарался высказать все, что было на сердце, пользуясь тем, что священник слушал меня не прерывая. Истинным чудом было то, что случилось с миром, окружающей жизнью после моей исповеди. В небесах я увидел Бога, в людях — Его созданий, а во всех событиях, как предшествующих, так и последствующих, — руку Божию. Это было подлинное преображение, которое и сделало меня верующим человеком.
— Отец Артемий, в Вашем храме — множество прихожан. В чём, по Вашему, заключается смысл духовничества? Существует ли опасность потери самостоятельности для человека, который по малейшему поводу бежит к батюшке за советом, тем самым становясь зависимым от общения с ним?
— Смысл духовничества, конечно, в помощи христианину; в том, чтобы разгружать его сердце и высвобождать душу из-под гнета страстей, возвращать личности ее нравственную силу, а значит, и самостоятельность суждения; помогать человеку делать свой выбор между добром и злом, конечно, в пользу добра. Безусловно, существует опасность потери самостоятельности для того, кто постоянно прибегает к священнику, но не трудится над самим собой. Дело батюшки — поставить Вас на ноги, указать путь, воодушевить человека к следованию за Христом, предупредить о возможных опасностях. Если возможно, служить добрым примером веры и благочестия, по крайней мере, в чем-то малом. Но священник, это не трансформаторная будка. Он никак не должен посягать на суверенность личности пасомого. Поэтому приходится горько сетовать батюшке или его прихожанам в случае, если-таки самостоятельность… теряется. Как правило, это участь людей внутренне инертных, имеющих слишком много свободного времени, или тех, кто и прежде воцерковления искал причала, отказывая себе в праве мыслить и принимать решения. Ясное дело, особенно уязвимы в этом отношении женщины, с их служением «ребра», приговоренные Священным Писанием искать опоры в лице мужеского пола. Если знать об искушениях и искривлениях церковно-приходской жизни, вовсе не обязательно попадаться на этот острый крючок, но, соблюдая дистанцию, а главное, искренне молясь Господу и Богородице, стремясь остаться ребенком (который ищет общения не с воспитателем, не с нянькой, но с Самими Родителями), можно избежать указанной Вами опасности.
— Как, на Ваш взгляд, верующий человек должен относиться ко всякого рода сверхъестественным явлениям, возникающим в современной жизни? Где, по-Вашему, проходит грань, отделяющая подлинное чудо, небесное знамение, от ложного?
— Велика добродетель осторожности! В нашей жизни много сверхъестественного, не вписывающегося в рамки обыденности. Однако мы знаем, что мир духовный объемлет собою мир видимый. Знаем и то, что в мире духовном существуют падшие сущности, демоны, которые нынче пытаются привлечь к себе внимание всего человечества, заинтриговать его, а главное, выдают себя за силы света и добра. Вот почему человек верующий должен быть очень осторожен, но не легковерен, должен обуздывать свой интерес к подобным явлениям. Нельзя забывать, что чудом из чудес является для нас, православных христиан, Божественная Литургия и Таинство Таинств — Евхаристия. Сейчас найдешь немало людей, интересующихся мироточением, всякого рода исцелениями, но при этом не так уж много христиан действительно живет Святым Причащением, подлинно благоговеет перед этой видимой Святыней, Которую никогда не сможет изъяснить самый пытливый, рационалистически настроенный, ум, но Которая воспринимается и постигается чистым, смиренным и трепетным сердцем.
Грань, отделяющая подлинное чудо от ложного, на мой взгляд, — это нравственная польза, либо бесполезность. Истинное чудо всегда взывает к совести человека. Знамение поставляет нас пред лицем Господа Всепремудрого, Всеблагого и Всемогущего, и показывает нам, сколь мы зависим от Господа и Его воли. Истинное чудо свидетельствует человеку, что самые мысли и намерения его ведомы Творцу. Истинное чудо побуждает человека искать общения с Господом, вызывает чувство благодарения. Истинное чудо побуждает нас благодарить Господа от всего сердца.
Ложное знамение бьет на внешний эффект, поражает, шокирует, озадачивает, заинтриговывает, но не обращает человека к собственному сердцу, не указывает ему на его грехи. Ложное знамение лишено нравственного смысла, а значит, имеет своей целью прельщение человека и пленение его ума демонскими кознями.
— В современном Православии большую часть прихожан составляют старушки и малообразованные люди. Их вера подчас сильна и искренна, однако их представления о сущности христианства, его догматических основах часто расходится с истинным положением вещей. Религиозность таких людей бывает окрашена языческими представлениями о православных обрядах, фольклорным восприятием русских святых и т. п. Что Вы можете сказать по этому поводу?
— С Вашим тезисом мне трудно согласиться. Начало третьего тысячелетия свидетельствует нам, что именно мыслящая часть общества, так называемая интеллигенция или полуинтеллигенция, а лучше — то, что от нее осталось, тянется сейчас к Богу. А прочие сословия относительно пассивны и безучастны.
Да, немало встретишь людей, которые имеют весьма туманное и часто совершенно искаженное представление о догматах веры. Современное телевидение много старается привести ум человеческий в состояние крайнего смешения и смущения. Особенно в большие праздники Рождества, Пасхи, Святой Троицы можно увидеть программы, в которых проповедуется язычество, оккультизм. Что удивляться плодам подобной проповеди?
Да, действительно, в русских деревнях можно встретиться с двуязычием, странным соединением взаимопротиворечащих элементов. Но как священник, посещающий разные губернии и епархии России, я должен сказать, что в мыслящем сословии, да и во всем нашем обществе, растет ведение. Сегодня все знают, как обратиться к священнику, даже из уст молодежи не услышишь ранее неизбежных насмешек и грубостей. Наш народ в меньшей своей части становится нравственно стойким, а в большей сатанеет, уходя в дебри языческой и скотской жизни.
— В среде современной интеллигенции утвердилось такое отношение к Православию, в котором оно воспринимается лишь как свод этических норм и дань русской традиции. Считая себя православными, многие спешат при этом отмежеваться от жизни церковной. Как Вы прокомментируете эту ситуацию? Чем, по Вашему, Церковь может привлечь современную интеллигенцию и какие пути Вы могли бы предложить для решения этой проблемы?
— Думаю, что это было характерно для начала ХХ и конца ХIХ веков. Да, сегодня можно встретить тех, кто декларирует свою веру в Бога, но при этом отвращается от Церкви. Как правило, это жертвы телевизионной пропаганды, рабы СМИ, стремящихся каждый церковный скандал раздуть до «мирового пожара» и всеять в души людей плевелы негативного отношения к общей всем нам Матери.
Человек, сроднившийся с русской культурой, напитанный русской книжностью, ничего не может иметь общего с Писаревым и разночинцами, не говорю о советском хамстве в отношении духовных истоков нашего бытия.
Пути решения этой проблемы? Сегодня открыты богословский университет и институты. Каждый теперь может выйти из дремучего леса невежества, обрести цельность православного миросозерцания. Впрочем, и интеллигенция, и мещанство, и крестьянство ищет сейчас иного свидетельства — не от ума. Интеллигенция, и не только она, ищет праведности, прежде всего, в служителях Церкви. Чем привлекал народ в Церковь отец Иоанн Кронштадтский? Своей горящей верой, искренней любовью и жертвенным служением обществу. Все сегодня соскучились по явлениям духа и силы, по безупречному в нравственном отношении служению. Что касается красивых и умных словес, то этого товара нынче хоть отбавляй.
— В чем, на Ваш взгляд, состоит коренное отличие призвания монашества от пути белого духовенства?
— Монахи — свет мира. Они призваны предстоять Богу в покаянии и мало-помалу обретать в своем сердце свет Божественного смирения, рассудительности и любви, таким образом свидетельствуя миру о возможности спасения чистотой собственной совести.
— Какие духовные проблемы современного человечества Вы как пастырь ощущаете сегодня наиболее остро?
— Мы все озабочены сегодня будущностью России, сократить которую до 15 миллионов торжественно обещал Бжезинский со товарищами. Наверное, наша боль — это наши дети: как в холодном и жестоком мире воспитать в них человечность и, более того, помочь сохранить им разумную веру и горячую любовь к Богу…
Проблема современного человечества — в нежелании различать добро и зло, свет и тьму, порок и добродетель. В смешении этих противоположных понятий — главная черта нашей эпохи.
— В наши дни, когда плотская любовь стала культом, молодежь искренне не понимает причин, по которым Церковь вносит всякого рода ограничения в то, что, по её представлениям составляет высокое и всеобъемлющее чувство. Что Вы как священник могли бы сказать молодым людям по этому поводу?
— Дерево познается по плодам. Высокое всеобъемлющее чувство, дорогие друзья, не может понуждать человека совершать такие низости, гадости и мерзости, на которые не способны животные. Любовь истинная невозможна без обетов взаимной верности, иначе она становится развратом. Истинная любовь является отражением вечного слова Живого Бога:…оставит человек отца своего и матерь свою, и прилепится к жене своей… (Быт.2, 24). Куда же в свете этого Божьего глагола мы определим сексуальные меньшинства? Только в ту темную область, над которой написано прозорливым перстом Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий!»
Я пожелал бы молодым людям оценить по достоинству дар, всем нам присущий от рождения. Имею в виду чистоту душевную и телесную — талант невинности. О, если бы мы дали себе труд задуматься над словами мудрой русской пословицы: «Береги платье снову, а честь — смолоду». Кто хочет остаться всегда молодым, здоровым и красивым, пусть не спешит «просвещаться» и делаться адептом сексуальной революции, того всемирного беснования, от которого гибнет Америка, ушли под воду острова Юго-Восточной Азии и которая реально угрожает будущности России!
Беседовала Александрина Вигилянская
http://blagoslovenie.msk.ru/publisher/index.php?option=com_content&task=view&id=649&Itemid=47