Русское Воскресение | Валентин Распутин | 14.04.2006 |
— Валентин Григорьевич, как вы относитесь к идее создания Движения «Добрые люди»?
— Объединение добрых людей в условиях нынешних реалий, конечно, необходимо.
Вообще, добрых людей в России немало. Это — те самые доброкачественные клетки, которые составляют народный организм. Им необязательно собираться в этом или каком-нибудь другом зале и говорить о том, как нужно творить добро. У них это всё естественно происходит. Так что здесь нужно различать естественную жизнь добра и то доброделание которое сейчас выливается в организованную силу — чтобы реально облегчить жизнь человека, помочь ребятишкам, лишённым родительской заботы, помочь людям отчаявшимся, например, наркоманам, помочь искусству и культуре, выселяемым на задворки Отечества… Помочь сохранить наши традиционные духовные и культурные ценности, которые брошены на произвол сегодняшним государством. Такое движение сейчас, безусловно, необходимо… Если выстоим, если решим задачу такого объединения хотя бы наполовину, то его уже потом не остановить. Пусть такой процесс будет не быстрым, но с мёртвой, с гибельной точки надо сходить…
Главная же задача движения состоит не в том, чтобы тратить огромное количество энергии на обличение сути деяний наших противников (обличать, конечно, нужно, но это не должно стать самоцелью), главное себя восстановить, себя нацелить на созидательные работу, сконцентрировав великую силу добра…
— Валентин Григорьевич, вы, известнейший русский писатель, оказались свидетелем коренного перелома в историческом развитии государства, на ваших глазам, по сути, происходит смена эпох, нравственных ориентиров… У вас, безусловно, есть своя оценка времени в котором мы живём, своя оценка того, что сейчас происходит с культурой, с духовной жизнью человека…
— Время у нас поганое. Другого слова я подобрать не могу. И это поганое время торжествует. Если говорить об отечественной культуре, — о русской культуре, нравственной культуре, духовной культуре — то такой степени унижения, такого масштаба целенаправленного разрушения мы ещё не видели… И всё-таки она жива ещё, и мы в ней работаем и существуем. И этот факт, пусть сквозь зубы, но вынуждены признавать…
Сейчас вполне реально стоит вопрос выживания государственного организма. И путь к спасению только один — восстановить нравственность, восстановить культуру в тех ценностях, в которых они только и должны существовать. Когда культура называет себя культурой, она, прежде всего, предполагает наличие этих ценностей, точно также как нравственность и духовность предполагает их наличие, а не декларации. Конечно, государству необходимо решать и вопросы материального благосостояния, поднимать пенсии… И всё-таки, я убеждён, надо начинать не с этого. Ведь если мы спасём свою национальную культуру, тогда все материальные, физические движения государства в больших масштабах будет легче осуществлять. Человек патриотического чувства будет готов пойти на любые жертвы, принести себя, если хотите, на алтарь Отечества, сделать всё, чтобы Россия была спасена… Так что, спасение отечественной культуры, литературы… спасение нравственности означает и спасение государства.
— Какая перед вами лично стоит задача, как русского писателя, как человека…?
— Собственно, всё выше сказанное и моя задача тоже. Я этим занимаюсь. Хочу ещё раз повторить — добрых людей у нас немало. Людей, умеющих постоять за себя, даже в этой гнетущей обстановке, тоже немало. И объединяются добрые люди на разных уровнях — создаются общины, не только церковные, а, к примеру, молодёжные…
— А что требует, по вашему мнению, особой поддержки — дети, молодёжь…?
— Человек. На съезде с большой тревогой отмечали, что наш народ аплодирует массовому искусству, дурному, гнилому искусству. Наша же задача: раскрыть этим людям глаза — не там они аплодируют, не то они принимают за искусство, за высокие образцы культуры… Да и Россия в их глазах, которая затолкала голову в ВТО, которая таращится на Запад, — это не Россия вовсе. И абсолютно лживы разговоры, что Россия, дескать, ставит себе подножки, сама себя уничтожает… Это Россию уничтожают. От её имени проводят действия, которые России категорически противопоказаны. Россия не может жить за счёт каких-либо чужих ценностей. Только тогда мы сможем считаться полноправным народом, когда вернём, прежде всего, свои традиционные, исконные… А потом посмотрим, что нам годится из чужого…
— Валентин Григорьевич, какие ваши творческие планы? Что появиться из-под пера великого писателя? Быть может, роман о Байкале?
— Во-первых, хочу оговориться сразу. Со словом великий разберутся после того как писатель уйдёт из жизни… Не надо этого…
О Байкале я писал много — статей, публицистики, рассказывал о его удивительной природе. А роман о Байкале… Знаете, Байкал сейчас надо только спасать.
— В выступлении на Съезде Добрых людей Валерий Ганичев высказал свои мысли об особой внутренней, духовной силе вашего рассказа «Изба». Два слова о вашем отношении к этому рассказу?
— Рассказ написан несколько лет назад… Собственно, речь в нём шла о времени переселения ангарских деревень со старых мест, которые затоплялись в связи со строительством гидроэлектростанции, на новые.
Деревенская женщина перевозит свою избу, ставит её, утверждает на новой земле. В сущности, одна (правда, видя подвиг одиночества, ей начинают помогать), не смотря ни на что…И изба эта становится — не просто жильё какое-то, не просто стены. Она приобретает уже мистический смысл, потому что когда созидание, укоренение совершается с таким напряжением сил — когда ставится изба с такими трудностями, она ведь не только даёт тепло, через неё раскрывается целый духовный и нравственный мир…
Мои ближайшие творческие планы — поменьше болеть и побольше сидеть за рабочим столом.
С Валентином Распутиным беседовал Александр Дорин
http://www.voskres.ru/interview/rasputin1.htm