Русская линия
Pravos.org Руслан Гагкуев,
Василий Цветков
14.04.2006 

Белое дело сегодня. К вопросу о преодолении раскола

Многие десятилетия отделяют нас сегодня от событий братоубийственной Гражданской войны, от героев Белого движения, сложивших свои головы в боях за Родину, или умерших вдали от неё на чужбине.

На протяжении всего советского периода имена участников Белого движения тщательно стирались из летописи нашей истории, а имевшиеся упоминания в большинстве случаев лишь искажали реальную картину. Их имена замалчивались, да и сейчас продолжают замалчиваться (отчасти в силу традиции, отчасти в виду новых идеологических веяний). Несмотря на крушение советской системы, наши города и улицы продолжают носить имена террористов и организаторов массовых казней.

К тому же, наступил новый век, с его всепроникающей глобализацией и новыми технологиями, в котором, как может показаться на первый взгляд, нет места Белым воинам с их беззаветным и бескорыстным служением России.

Однако вопреки годам неправды и лжи, скрывавшим от нас подлинную историю антибольшевистского сопротивления, интерес к Белому движению по-прежнему остается на высоком уровне. В особенности это касается молодого поколения. Героизм Белых воинов всё также приковывает внимание молодежи, побуждает не только к заимствованию внешних атрибутов, но и к вдумчивому изучению их идейного наследия, так необходимого сегодня нашей стране.

После всплеска интереса к отечественной истории в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда появились первые, зачастую грешившие неточностями и носившими характер наносной сенсационности публикации, наступил период взвешенного и обдуманного изучения Белого движения. За последние несколько лет вышли десятки монографий и справочных изданий, воспоминаний и дневников, журналов и альманахов, обратившись к которым современный читатель может получить всю необходимую информацию. Хотя, несмотря на усилия многих историков, архивистов и публицистов, белых пятен в истории Белого движения по-прежнему немало.

Однако главное, наверное, даже не в этом. Сегодня Белая идея жива не только на страницах книг посвященных истории Гражданской войны и эмиграции. Она жива и в современной России. Свидетельства тому — реальные дела.

В этом материале мы намеренно уходим от обсуждения исторического предназначения Белого движения, рассуждений о том было ли оно «плохим» или «хорошим». Дискуссия об этом по сей день ведется как на страницах печатных и электронных СМИ, так и в многочисленных форумах в Интернете. Аргументы и «за» и «против» давно всем известны и нет никакого смысла повторять опять.

Следует обратить внимание на другой аспект, который, зачастую выпадает из поля зрения критиков Белого движения. Спустя многие десятилетия в России народилось новое поколение белых и это, несомненно, свидетельствует о том, что идея Белой борьбы «в чистом своем виде, — идея борьбы правды с ложью, справедливости с насилием, честности с низостью, и идея эта остается чистой и незапятнанной… какие бы разочарования ни внушали ее отдельные исполнители».

Важно, что традиции Белого движения возрождаются не по чьей-то указке, и не из какого-то единого организационного центра, а в результате действий отдельных энтузиастов (далеко не всегда историков) в разных концах страны, которые зачастую с удивлением узнают о существовании единомышленников, занимающихся теми же что и они вопросами. Поэтому, говоря о возрождении традиций Белого дела, нам следует говорить о возрождении не организационном, а, что гораздо важнее и значимее, — духовном. Координирующие действия конечно важны, но куду более важную роль играет общность духовная.

Увековечивание памяти

В современной России существуют тысячи памятников и памятных знаков большевистским лидерам, организаторам советского государства и красноармейцам, даже самые одиозные из которых, похоже, никто не собирается демонтировать. При этом, несмотря на все произошедшие за последнее десятилетия изменения, долгое время не удавалось установить не только ни одного памятника, но даже памятного знака, который был бы посвящен Белому воинству.

Первые попытки увековечения памяти участников Белого движения и антибольшевистского сопротивления в России и вовсе окончились неудачей. В 2002 году памятную доску адмиралу А.В. Колчаку решено было установить в Санкт-Петербурге, в здании Морского корпуса им. Петра Великого, — учреждении, которое в свое время окончил и сам адмирал. Несмотря на то, что она была посвящена лишь «выдающемуся полярному исследователю и флотоводцу», а не одному из лидеров Белого движения, установить ее удалось не сразу — слишком громки были голоса против.

Еще раньше, в 1999 году жители Тамбова и области установили в центре города у Казанского монастыря, на месте массового захоронения жертв самого известного крестьянского восстания, мемориальную доску, которая вскоре была похищена неизвестными. На будущий год, на этом же месте на народные деньги был установлен уже памятный знак жертвам крестьянского восстания, разрешенный городскими властями и освященный Русской Православной церковью. Меньше чем через год он также был украден, что не помешало энтузиастам в 2002 году вновь его восстановить.

Но, несмотря на определенное противодействие и предубеждения со стороны части общества в 2003 и 2004 году в стране были установлены первые в истории нашей страны памятники белым военачальникам — генералу С.Л. Маркову и адмиралу А.В. Колчаку, что, безусловно, свидетельствует о преодолении важного рубежа.
Первым, 13 декабря 2003 года, в день Святого Апостола Андрея Первозванного в городе Сальске Ростовской области, был открыт памятник генералу С.Л. Маркову, созданный скульпторами Владимиром и Данилой Суровцевыми. Его установку благословил архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон. В области неоднократно проводился опрос общественного мнения и в большинстве своем люди разного возраста и общественного положения, высказывались за продолжение работ по созданию памятника (рядом с памятником строится храм Покрова Пресвятой Богородицы).

Памятник был создан благодаря инициативе и энергии руководства Информационного агентства «Белые Воины». Идеологические и организационные неурядицы у устроителей установки первого памятника белому генералу были немалыми и возникали зачастую в совершенно непредсказуемых местах. Критика нередко шла и «слева», и, что удивительно, «справа». Достаточно сказать, что когда автору монумента, скульптору В.А. Суровцеву предложили в 2001 году создать такой памятник, он хотя и обрадовался этой возможности, поверил в её осуществление далеко не сразу. Безусловно, что без духовной основы, это событие, наверное, никогда бы не состоялось. А она, конечно же была: за год до возведения монумента в Свято-Вознесенском кафедральном соборе Новочеркасска состоялась установка памятного киота с иконой Св. прп. Сергия Радонежского — небесного покровителя Сергея Маркова и всех марковцев.

Открытие памятника адмиралу А.В. Колчаку в Иркутске состоялось 4 октября 2004 года и было приурочено к 130-летию со дня его рождения. Скульптура высотой более пяти метров работы народного художника России Вячеслава Клыкова установлена неподалеку от того места, где в феврале 1920 года заслуженный полярный исследователь, активный участник Русско-японской и Первой мировой войн был расстрелян по решению большевистского ревкома как один из руководителей Белого движения. Памятник, освященный архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом, установлен рядом со Знаменским кафедральным собором.

А.В. Колчак вообще стал одной из самых известных фигур отечественной истории и знаковых фигур Белого движения. Мемориальные доски и знаки в память о нем установлены в Санкт-Петербурге, Омске и Иркутске. В июле 2005 года острову Расторгуева в Таймырском заливе Карского моря возвращено его исконное название — остров Колчака. Осенью прошлого года в Иркутске вышел музыкальный диск, посвященный известному адмиралу, а в ноябре в Иркутском драматическом театре им. Охлопкова состоялась премьера спектакля «Колчак». Весной же нынешнего года должны начаться съемки «героико-патриотического исторического художественного фильма „Адмирал Колчак“». И это далеко не полный перечень.

Помнят Белых воинов и на Украине. Так, ещё в начале 1990-х годов в Крыму (одном из центров возрождения традиций Белого движения), на Графской пристани была установлена памятная доска «В память об офицерах и солдатах Русской армии вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 года». Позднее правда, она была снята украинскими властями, а взамен нее повешена новая, с несколько иной надписью: «В память о соотечественниках вынужденных покинуть Родину» (разница, думается, очевидна). Уже в этом году, в Керчи установлен Покаянный крест в честь воинов Русской армии генерала П.Н. Врангеля (автор скульптурной композиции — архитектор Вячеслав Клыков). Памятник создан в виде ладьи и креста, на одной из сторон которого изображен святитель Николай — покровитель мореплавателей.

Сегодня, во многом благодаря подвижнической деятельности наследников его традиций, памятные знаки участникам Белого движения уже не так редки.

Наряду с увековечиванием памяти участников Белого движения в прошедшем году состоялось и посмертное возвращения некоторых из них на Родину. 3 октября 2005 года в Донском монастыре Москвы прошла церемония перезахоронения праха одного из лидеров Белого движения генерала А.И. Деникина и наиболее яркого его идеолога, философа И.А. Ильина. Панихиду по русским эмигрантам в Большом соборе Донской обители совершил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Ведутся работы и по возвращению на Родину останков генерала В.О. Каппеля, покоящихся ныне в Харбине (Китай). Инициатива ИА «Белые воины» уже получила благословение Святейшего Патриарха Алексия и поддержку ряда государственных и общественных деятелей.

Белые СМИ и общественные объединения

Не менее важно и то, что уже не один десяток лет в России действует множество военно-исторических клубов, скаутских и молодежных организаций, редакционных коллективов. Благодаря их усилиям в храмах проходят панихиды по участникам Белого движения, организуются памятные мероприятия и военно-исторические реконструкции героических эпизодов белой борьбы, проводятся конференции и круглые столы, выходят из печати периодические издания и книги. Эти, в большинстве своём молодые люди, восприняли идейное наследие Белого движение и руководствуются его нравственными установками в жизни.

Свидетельство тому — проводящиеся уже третий год подряд съезды представителей печатных и электронных изданий, освещающих вопросы истории, идеологии и современного наследия русского Белого движения. В самом названии организаторы подчеркивают внимание не только к прошлому, но и к сегодняшнему дню.

Первый такой съезд состоялся 15−16 июня 2003 года, в Петербурге и Царском селе. Организатором съезда, ставшего своеобразным смотром всех «белых» сил занимающихся издательской и просветительской деятельностью, выступил Русский общевоинский союз. В нем участвовали представители свыше двадцати печатных и электронных изданий их разных регионов России, Украины, Казахстана и Болгарии. По его результатам был подготовлена резолюция и выпущен справочник изданий, позволившие более координировано и слажено вести работу белых СМИ, расширив тем самым читательскую аудиторию, как каждого отдельного издания, так и всей белой периодики, что особенно отразилось на посещаемости электронных белых ресурсов.

Второй съезд, 13 ноября 2004 года, состоялся уже в Москве, в помещении Некоммерческого партнерства «Посев». Участие в нем приняло около 30 человек, представляющих порядка двух десятков печатных и электронных изданий из Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово, Пензы и Севастополя.

Наконец третий съезд, состоялся 12 ноября прошлого года, также в Москве в помещении издательства «Посев». Его участники приняли решение о создании оргкомитета Объединения «Белое Дело» — координирующего органа современных белых организаций, прессы и всех продолжателей традиций Белого движения.

Историческое наследие и возрождение

Сегодня Белое движение — одно из немногих связующих звеньев между новой российской государственностью и той исторической Россией, связь с которой на сегодняшний день, по сути, утрачена. Белые государственники, пытавшиеся в условиях судьбоносного для России времени (переживаемого и ныне) отстроить систему твердой государственной власти, проводить внутреннюю и внешнюю политику отвечающую национальным интересам, аграрные и экономические и прочие реформы оставили нам поистине бесценный опыт, который может и должен быть востребован в современных условиях.

Небывалые трудности, с которыми мы сталкиваемся сегодня, не должны страшить нас — мы можем обратиться к тысячам и тысячам примеров, когда белые воины, даже не имея шансов на победу, упорно продолжали сражаться за правду. Их пример — образец для нас, как нам следует отстаивать свои идеалы.

Немаловажным для воспитания нового поколения российских граждан представляется и тот идейный заряд, который несет в себе Белое дело. Новое поколение должно воспитываться не на советских, овеянных «пламенной борьбой за светлое будущее» или прозападных идеях, навязывающих несвойственные нашей культуре стереотипы и образ жизни, а на традиционных для России ценностях, любви к Родине, верности долгу, беззаветном труде на экономическом и духовном поприще по возрождению нашей страны. Сейчас, когда среди молодежи так сильны настроения уныния, упадничества и снисходительного отношения к своей Родине, это особенно важно.

Какие еще примеры из прошлого России, как не Белая борьба и не антибольшевистское сопротивление должны показывать пример самоотверженной любви к своей стране? Выстраданное в годы «красного террора», рожденное в огне и крови Русской Смуты начала ХХ века наследие Белого движения должно стать основой для серьезной программы возрождения Российской Национальной Государственности. Государственности с подлинной исторической преемственностью, исключающей какое-либо прославление тех, кто начал войну против собственного народа. Впереди нас ждут тяжелые испытания, которые мы обязаны выдержать и сохранить нашу страну великой и процветающей для будущих поколений.

* * *

В последние годы с самых высоких трибун немало говорится о том, что Гражданская война в России давно закончилась, что пора перестать делиться на «красных» и «белых», положить конец расколу, долгие годы существующему в обществе. Так ли это в действительности? Наверное, раз среди нас по сей день существуют полярные точки зрения на этот вопрос, — нет. Очевидно, что этот раскол нам еще только предстоит преодолеть и, что самое важное, ответить при этом на вопрос, — на основании какой преемственности будет строиться новая русская государственность. Здесь важное духовно-нравственное значение могло бы иметь объединение двух ветвей Русской Православной церкви.

Нельзя забывать, что Русская Православная церковь в годы смуты начала ХХ века, оставалась, по сути своей, единой, преодолевая разделения красных и белых фронтов. Несмотря на то, что Святейший Патриарх Тихон, находясь под бдительным контролем со стороны органов ВЧК-ОГПУ, не смог открыто благословить Белое движение, он, тем не менее, благословил жертвенный подвиг генерала Ф.А. Келлера и отправил тайное благословение адмиралу А.В. Колчаку. Приамурский Земский Собор 1922 года, почетным председателем которого был избран Святейший Патриарх, полностью поддержал решения Поместного Собора 1917−1918 годов и принял в качестве основы местного самоуправления будущей России приходской совет. От Святейшего Патриарха Земскому Собору, через епископа Нестора Камчатского, было передано благословение Чудотворным Образом Иконы Божией Матери «Державная». Еще раньше, в 1918 и 1919 годах, в Омске и в Ставрополе прошли заседания Восточного и Юго-Восточного соборов Русской Православной церкви. Показательно, что в соборных решениях признавалось необходимым дать отчет Священному Синоду, после «преодоления разделения Смуты» и «воссоединения» со Святейшим Патриархом.

На территориях, занятых белыми армиями восстанавливались храмы, возобновлялось богослужение, открывались приходские школы, издавалась церковная литература и даже, формировались особые воинские части — «Дружины Святого Креста».

Белая Россия в начале 20-х годов прошлого века оказалась в изгнании за рубежом. Ни тогда, ни после, её существование невозможно было бы без РПЦЗ, духовно окормлявшей его. Более того, многие участники Белого дела стали в эмиграции священниками РПЦЗ. Но нельзя не отметить, что церковное разделение было вынужденным и диктовалось почти исключительно политическими соображениями того нелегкого времени.

Возрождающиеся сегодня в России традиции Белого движения невозможны без окормления РПЦ. Ведь не случайно практически все значимые мероприятия современных наследников Белого дела проводятся с благословения церкви и духовности придается немалое значение, а Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий благословил установку памятного знака адмиралу А.В. Колчаку в Омске и деятельность Информационного агентства «Белые Воины».

Конечно, идеализировать ситуацию нельзя. Те, кто называет РПЦ «красной» церковью, смогут, наверное, высказать немало аргументов, свидетельствующих об обратном. Но с другой стороны, не является ли нынешнее отношение двух ветвей Русской Православной церкви в Белому движению одним из примеров удачного преодоления раскола?

http://www.pravos.org/docs/doc276.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru