Русская линия
Известия Сергей Лесков14.04.2006 

За что мы любим Иуду?

Скоро будет опубликован перевод «Евангелия от Иуды», которое еще во времена Римской империи было сочтено епископатом церкви еретическим. Рукопись была утеряна, но 30 лет назад вдруг всплыла в Египте и хранилась в швейцарских и американских банках. Перевода во всем подлунном мире ждут с великим нетерпением. Не только ученые, но и простые смертные, которые Библию в руках не держали.

Почему нас так привлекает евангельская история глазами Иуды? И почему перевод решили сделать именно сейчас? Известно, что новый апокриф реабилитирует самого знаменитого предателя всех времен и народов, имя которого стало нарицательным. Иуда вовсе не позарился на 30 сребреников, не раболепствовал перед властью, не предал Учителя, но был частью Божественного замысла, который вел Иисуса к распятию, а мир — к христианству. Наше трепетное ожидание перевода есть свидетельство того, что внутренне мы готовы согласиться, пусть отчасти, с такой трактовкой библейской истории.

Кто истинная жертва? Тот, кто на кресте, или тот, кто на осине? Кто настоящий Спаситель — может, тот, кто обрек себя, как Маклауд, на вечное проклятие и пожертвовал не жизнью, но душой? И сам Иисус ведал о доносе и чуть не просил об этом ученика, как явствует из скандального фильма «Последнее искушение Христа», а также из романа Жозе Сарамаго «Евангелие от Иисуса», получившего Нобелевскую премию в 1998 году. И, по этой логике, вопрос ребром: того ли парня назвали Христом?

Свои версии реабилитации Иуды и одновременно развенчивания Христа предлагали многие художники противоположных культурно-идеологических направлений — Леонид Андреев, Борхес, Стругацкие, Метерлинк, Ремизов, Умберто Эко, Леся Украинка, Мориак, Казандзакис, Норман Мейлер, даже Акунин… Иуда, словно трансвестит, все время предстает в новом обличье — то влюблен в Христа, то спонсирует учеников и Учителя, организуя чудеса, то является пылким еврейским революционером, то он холодный философ, то беззащитный агнец. Почему человеку так хочется поменять полюсы добра и зла, перекрасить белое в черное, наделить дьявола благородными порывами?

Не в том ли ответ, что каждый из нас в жизни побывал Иудой? Совершал гадости из расчета, марал душу, оставлял друзей и протягивал руку врагу? И для душевного спокойствия надо найти себе оправдание. И это оправдание всегда находится. Но если обвинения сняты с самого главного, на века проклятого предателя и даже он оказывается не таким уж гиблым существом, то с нас вовсе взятки гладки. Реабилитация Иуды — наша индульгенция на будущие пакости и предательства. Оправдание Иуды не просто делает нашу жизнь бестрепетной, оно даже возвышает нас, ибо измена приравнивается к подвигу, а в собственных низостях можно винить провидение. Что касается нашей страны, то десятилетиями донос почитался в ней священным долгом. И удивительно ли, что наш бизнес столь часто демонстрирует верность традиции, а порядочность в делах блюдут лишь лохи и лопухи.

Если Иуда не предатель, то и я парень, которому нужно верить. По сходной логике самым популярным библейским персонажем «второго плана» стала Мария Магдалина, но она, в отличие от Иуды, раскаялась. Эти настроения находят приют даже в Ватикане, где витают идеи о реабилитации Иуды. Глава Папского совета по историческим наукам Вальтер Брандмюллер считает, что верующим нужно «по-доброму» посмотреть на Иуду и допустить, что он выполнял свою часть Божественного плана. С этим предложением согласен Витторио Мессори — самый влиятельный католический журналист, близкий к покойному папе Иоанну Павлу II и к нынешнему папе Бенедикту XVI. Представления о добре и зле меняются, толерантность — девиз эпохи, смертные грехи оправдываются. За оскароносную «Горбатую гору» во времена апостолов отправили бы на Голгофу. Христианская церковь теряет роль общественного столпа, но, желая сохраниться, смягчается и превращается в комфортный атрибут нашего существования.

У Данте Иуда был помещен в центр ада вместе с Брутом, предавшим Цезаря. Брута теперь не помнят — Иуду знают все. Брут совершил предательство ради власти. Иуда — из-за денег. Это по-настоящему рыночный поступок, очень актуальный. Поэтому мы жаждем найти оправдание Иуде и любим его, как самих себя.

http://www.izvestia.ru/leskov/article3091995


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика