Русская линия
Интерфакс-РелигияАрхиепископ Антонио Меннини13.04.2006 

Мне не известны конкретные факты, побудившие Конгресс США к упрекам в несоблюдении в России религиозных свобод

Кто будет представлять Ватикан на Всемирном саммите религиозных лидеров в Москве? Как Католическая церковь относится к идее преподавания в школе «Основ православной культуры» и присутствию священников в армии на постоянной основе? В чем миссия католиков в России и на Западе? Свое мнение по этим и другим вопросам в интервью порталу «Интерфакс-Религия» высказал представитель Святого Престола в Москве архиепископ Антонио Меннини.

— Как восприняли в Ватикане инициативу проведения в российской столице Всемирного саммита религиозных лидеров? Кто будет представлять Святой Престол на этом форуме?

— Святой Престол с большим и вполне заслуженным интересом отнесся к инициативе Русской православной церкви по созыву в первых числах июля текущего года в Москве Всемирного саммита религиозных лидеров с целью, как было объявлено, значительно укрепить сотрудничество между традиционными религиями и выразить их позицию по насущным вопросам жизни современного мира. Руководство Католической церкви всегда с пониманием относится к предложению диалога и сотрудничества в преодолении главных проблем современного человечества и как правило принимает непосредственное и деятельное участие в осуществлении такого рода инициатив. Российский президент господин Владимир Путин, заявляя о своей поддержке инициативы Его Святейшества Алексия Второго, сказал: «В современную эпоху считаю важным укреплять общие для всех конфессий нравственные, духовные ценности. Вера в добро и справедливость, милосердие и миролюбие являются базовыми постулатами всех мировых религий». Мне остается только присоединиться к высказанному российским руководителем мнению. Стоит особо отметить также, что в последние месяцы приходилось неоднократно слышать заявления высокопоставленных представителей Русской православной церкви с положительной оценкой близости позиций Православия и Католичества по большинству трудных вопросов, диктуемых нам современностью. Такие заявления внушают особую надежду на плодотворное сотрудничество в ходе предстоящего саммита.

В отношении персонального состава делегации, которая будет представлять на предстоящем саммите Святой Престол и Его Святейшество Папу Бенедикта XVI, ничего конкретного Вам сказать не могу, поскольку таковая еще не сформирована и официально не утверждена. Однако могу уже сейчас заявить, что представительство будет иметь высокий уровень. Мне также приятно напомнить, что на праздновании тысячелетнего юбилея крещения Руси официальная делегация Святого Престола была одной из самых представительных.

— В последнее время в России широко обсуждается идея введения «Основ православной культуры» в программу средних школ, а также идея введения института военного духовенства. Разделяет ли Католическая церковь озабоченность Церкви православной по поводу отсутствия в России широкого распространения того и другого?

— Католическая Церковь во всем мире всегда использует любую возможность пастырского попечения о разных группах людей. На первом месте, вне сомнения, стоит обеспечение должного воспитания на основании христианской веры и нравственных ценностей, проповедуемых Евангелием. Традиция христианского образования в школе и пастырского служения в армии имеет долгую историю в Католической церкви, поэтому мы не можем не сочувствовать планам развития того и другого в России. Разумеется, такое служение не может носить принудительного характера, но, насколько я знаю историю вопроса, в современной России речь об этом и не стоит. Если это уместно, хотелось бы пожелать, чтобы такая работа была предельно хорошо продумана и подготовлена Церковью во избежание любых манипуляций политического и идеологического характера. Впрочем, я уверен, что руководство соответствующих структур Русской православной церкви хорошо знает ситуацию. Остается только пожелать помощи Божией, сопутствующей успеху на этом трудном, но столь важном пути.

— Насколько обоснованны, по Вашему мнению, упреки Конгресса США в якобы имеющем в России место несоблюдении религиозных свобод?

— Мне, к сожалению, не известны конкретные факты, побудившие Конгресс США к такого рода упрекам. Поэтому мне проще основывать свой ответ на том, что я знаю не понаслышке. Могу с радостью засвидетельствовать, что действующее российское законодательство обеспечивает реальную возможность для нормального существования и развития общин и структур католической церкви в России. Без какого-либо стеснения извне действуют приходы, учебные заведения и общины монашествующих, беспрепятственно несут свое служение католические благотворительные учреждения и организации. Католическая церковь наравне с другими религиозными организациями пользуется налоговыми и иными льготами. Разумеется, существуют (как правило, в провинции) некоторые трудности, проистекающие обычно из недостаточного опыта жизни в правовом обществе. Вместе с тем, и это я хотел бы особо подчеркнуть, существующий механизм разрешения конфликтных ситуаций позволяет достигнуть желаемого и законного результата практически в любом случае, не прибегая при этом к публичным резким обвинениям, которые дают как правило лишь временные преимущества, но отнюдь не содействуют построению надежных партнерских отношений.

— Что бы Вы хотели пожелать российским католикам? В чем заключается их миссия по отношению к России и к Западу?

— Российским католикам я, в первую очередь, хочу пожелать организации своей церковной, общественной, профессиональной и семейной жизни, строящейся на основе Евангелия и учения Церкви. Я желаю своим братьям и сестрам по вере (так же, как и моим православным братьям и сестрам) искать главного, в уверенности, что и остальное приложится. Я глубоко убежден, что если христианская община обеспечивает достойное воспитание своим членам, то рано или поздно из ее среды начнут происходить люди, способные осуществлять высокое общественное и профессиональное служение. Хороший христианин — католик ли, православный ли — это всегда хороший гражданин своей страны и верный сын своего народа, не только готовый, но и способный потрудиться к его благу на том месте, где его благословит Господь. Мой опыт пребывания в современной российской действительности позволяет мне надеяться, что католические общины могут совместно с другими христианами свидетельствовать Истину миру, который в этом все более нуждается.

— Как Вы относитесь к решению властей Москвы запретить проведение в столице гей-парада?

— Думаю, что это мудрое решение. Подразумевая все остальные, диктуемые христианской верой, аргументы против такого рода публичных акций, остановлюсь на главном — бесспорном, как мне думается, для всякого благоразумного человека: такая манифестация непременно привела бы к обострению напряженности в российском обществе, а возможно, даже к насилию, чего, конечно, нельзя ни в коем случае допустить.

— В середине марта Ватикан выступил спонсором конференции в Папском университете, на которой крестовые походы подавались как война с «благородной целью» вернуть Святую землю христианству. Между тем известно, что предыдущий папа назвал эти походы «ошибкой Церкви». Можно ли ожидать в обозримой перспективе новой переоценки крестовых походов?

— Мне кажется, что не следовало бы на основании мнения, высказанного одним из участников научной конференции, не зная ни точной формулировки обсуждаемой темы, ни характера приводимых аргументов, делать какие-то выводы. Мне представляется, что в данном случае мы сталкиваемся, не в первый и, увы, не в последней раз, с попыткой сделать сенсацию из того, что ни в малой степени таковой не является. По-моему, сказанное об обоснованных намерениях, которыми руководствовались инициаторы крестоносного движения (защита святых мест от поругания, а христианского населения — от иноверного насилия) никак не отрицает того факта, что в реальности бывали прискорбные искажения первоначального благородного замысла. Ведь такое случалось не только в истории крестовых походов. Высказанные папой Иоанном Павлом II сожаления относительно прискорбных ошибок, допущенных во время IV крестового похода (нельзя не напомнить, что такое же суждение высказывал еще в XIII веке папа Иннокентий III) никак не опровергают того факта, что в крестоносном движении наряду с проходимцами участвовали и люди, руководствовавшиеся самыми благородными мотивами.

— Каково Ваше отношение к экранизации романа Дэна Брауна «Код да Винчи»?

— Это как раз очевидный случай поиска той ложной сенсации, о которой мы уже говорили, направленной против Церкви и христианства, чтобы их дискредитировать. Ажиотаж, возникший вокруг романа и его экранизации, к сожалению, свидетельствует о состоянии общества не самым лучшим образом. К этому мне нечего добавить, кроме того, что вред от такого рода «культурных событий» был бы значительно меньше, если бы к нему не прикладывали руку средства массовой информации.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=74


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru