Русская линия
Правая.RuПротоиерей Всеволод Чаплин13.04.2006 

Проблема прав человека: православный взгляд
Выступление заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина на X Всемирном Русском Народном Соборе

Ваше Высокопреосвященство, отцы, братия, сестры, друзья!

Хотел бы поделиться несколькими, может быть, несвязанными мыслями о проблеме прав человека, поставленной на Всемирном Русском Народном Соборе.

Достаточно очевидно, что постановка Собором темы прав человека вызвала в обществе и средствах массовой информации большой интерес и неоднозначную реакцию. Нет одного — равнодушия. И то, что равнодушия нет, что идеи, обсуждаемые сегодня на Всемирном Русском Народном Соборе? стали восприниматься с таким интересом, позитивном или негативном, уже говорит о нашем успехе и о том, что мы на правильном пути.

Для чего мы поднимаем сегодня тему прав человека, их места в жизни общества, а значит, и тему основания права, философии общественного устройства? Зачем нам это нужно? Почему мы не могли обсудить на Всемирном Русском Народном Соборе какую-нибудь приятную тему о фольклоре, о состоянии духовной литературы? Для чего мы взяли такую тему, которая сразу вызвала столь жесткую реакцию в некоторых слоях общества? Для меня этот ответ очевиден. Мы ее выбрали для того, чтобы исправить изъяны современного миропорядка и избежать конфликта цивилизаций.

Мир вокруг нас переживает серьезные перемены. Тот миропорядок, который установился, не работает. Мы видим это на примере многих и многих конфликтов, которые потрясают человечество за прошедшие немногие годы XXI века.

Современный миропорядок трещит по швам. На этом фоне ведутся очень серьезные дискуссии о том, какие ценности важнее. Например, что имеет приоритет: право на творческое самовыражение или защита святынь и веры.

Мы видим, что попытка насадить западную модель демократии в таких странах как Ирак или Афганистан практически провалилась. Мы видим нарастающие конфликты между глобальным Севером и глобальным Югом. Об этом сегодня много говорилось академиком Дмитрием Семеновичем Львовым и министром культуры Александром Сергеевичем Соколовым. Об этом часто говорится на форумах международных христианских организаций. Недавно проходила ассамблея Всемирного Совета Церквей, где была подвергнута жесткой критике экономическая глобализация и растущее неравенство между глобальным Севером и глобальным Югом. Движение против экономической глобализации ширится по всему миру. Это не только движение в странах третьего мира. Это и движение интеллектуалов, а также многих христианских церквей в странах Европы и в Соединенных Штатах Америки.

Итак, очевидно, что сегодня не удается навязать западную модель государственного, общественного и экономического устройства, в том числе и у нас в стране, ни силой оружия, ни силой денег, ни силой промывания мозгов через систему образования и средства массовой информации.

Модель партийно-парламентского принятия решений в России, давайте признаемся честно, не работает. Парламентский механизм в России вряд ли является реальным политическим механизмом. Об этом свидетельствуют данные недавнего социологического опроса, согласно которому правоохранительные органы, не говоря уже о Президенте и о Церкви, имеют гораздо большую поддержку, чем политические партии. Им доверяют около 4% населения.

Всемирный Русский Народный Собор задает сегодня вектор нашего отношения к теме прав человека. Различные общественные и, может быть, даже политические организации, которые объединяют православно мыслящих и по-русски мыслящих людей, должны предлагать сегодня пути решения конкретных проблем. Их очень много. Например, проблема напряжения между свободой творчества и защитой святынь. Эта напряженность уже много раз проявлялась — вспомним «карикатурный скандал» и выставку «Осторожно, религия».

Или возьмем конфликт национальных чувств и свободы самовыражения. Он затрагивает как национальные меньшинства, так и национальное большинство. Около десяти лет, а может быть и больше, по телевизору транслируют юмористические передачи, участники которых довольно пренебрежительно отзываются о нашем народе и о нашей стране. Причем, эти двадцать человек двадцать лет говорят одно и то же. Для многих, в том числе и для меня, очевидно, что эти люди скучны и не производят никакой новой мысли.

Сказанное ими об отрицательных сторонах нашей жизни, может быть, иногда и справедливо, но сказано оно без любви, а так, будто они не отсюда, будто они внешние судьи, которые берутся судить наш народ. Я сейчас переслушиваю Александра Галича. Можно по-разному к нему относиться, он много ругал нашу реальность, но с какой любовью к народу он это делал и с какой ностальгией он пел о России, когда уехал из страны. То, что мы сегодня видим по телевизору — это совершенно другие эмоции. Это сытые, довольные собою люди, которые выбились в «золотой миллиард», и почему-то считают, что по этой причине они могут по двадцать лет однообразно ругать Россию и русский народ. Как нам решить проблему соотношения свободы творчества и уважения к национальным чувствам людей? Как ее урегулировать на уровне закона, на уровне общественных норм, на уровне некоего общественного договора? Над ответом на эти вопросы, думается, достаточно продуктивно могут работать группы мирян.

Еще она, последняя, проблема — это проблема соотношения печально известного права наций на самоопределение и права того или иного государства на его целостность. Эти права столкнулись в Косово и были разрешены в пользу одного из них — в пользу права на самоопределение — при помощи внешней военной силы, которая была применена в отношении к Югославии. Но эти принципы, эти права, эти ценности сталкиваются не только в Косово. Они сталкиваются и у нас в России, и в целом ряде других стран. И нам нужно подумать над тем, как на уровне современного международного мышления, на уровне международного права уравновесить эти разнодействующие интересы. Избежать того, чтобы их конфликт разрешался так, как он иногда разрешается сейчас, когда некая страна объявляется нарушительницей прав человека, и эти права восстанавливаются помимо воли большинства ее народа при помощи военной силы. Я думаю, что в России и среди русских людей, живущих по всему миру, в сотрудничестве с умными и честными людьми других народов, есть силы для того, чтобы вырабатывать конкретные ответы на те проблемы, которые возникают в рамках нашей сегодняшней дискуссии. Эти ответы можно предлагать в ООН, в Совет Европы, ОБСЕ, их можно предлагать российской Государственной Думе, можно выдвигать и обсуждать на самых разных уровнях общественной дискуссии. И, наверное, нужно предлагать все это так, чтобы от наших предложений, от предложений тех или иных групп, которые эти предложения разрабатывают, нельзя было отмахнуться, нельзя было их проигнорировать. Я думаю, что для этого есть силы.

Разрабатывать эти конкретные предложения — не дело церковной полноты и даже, может быть, не дело Всемирного Русского Народного Собора, которые задают базовые ориентиры. Но еще раз хотел бы подчеркнуть: у нас есть много достойных мирян, которые могут предлагать те альтернативы, те пути решения проблем, которые способны отодвинуть Россию и все человечество от конфликта цивилизаций, от войны всех против всех, от того печального конца, к которому, как кажется, некоторые нас пытаются двигать, но которого нам надо избежать. Спаси Господи!

http://www.pravaya.ru/expertopinion/7382


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика