Литературная газета | Юрий Болдырев | 13.04.2006 |
Ныне особое искусство — подавать мир маленький так, чтобы точно как большой. Одинаково рыдают: и на передаче «Жди меня», где находят близкого человека, и отчисленные с «фабрик звёзд» (не «зажгли» своими «кирпичиками»), и выпавшие из «последних героев» (не справились с пузырём «уйди-уйди»)…
Хотя «кирпичики» тоже разнообразят.
Для озабоченных есть нацисты и даже фашисты. И борьба с ними — как с отдельным злом.
Соболезную близким сенегальского студента, убитого в Петербурге. Но кто его убил, с кем нам прежде всего бороться: со скинхедами — манипулируемыми марионетками или же с теми, кто их культивирует?
Для тяготеющих к конструктиву — бесконечные совещания по «национальным проектам»: куда же очередная категория учителей запропастилась? Плюс Думе поручается «подумать, как изъять участки под строительство, розданные в обход закона». Есть о чём долго думать…
И тихо-тихо принимается в первом чтении проект Водного кодекса, в котором защиты водных ресурсов нет, но зато описано всё, что позволит эти ресурсы приватизировать. Известные учёные, включая Д. Львова, бьют тревогу — и тишина. Об открытых письмах академиков президенту — ни слова. Равно как и о том, что «правых» в Думе нет, но «центристы» их заменили вполне.
Сколько было шума вокруг цен на газ для Украины? И как тихо после заявления о повышении в три раза цены на газ для Белоруссии! С чего это вообще — или мы уже не строим Союзное государство?
Всемирный русский народный собор берётся влить в мехи западного понятия прав человека наше вино. Что ж, когда по молодёжным телеканалам — сплошная реклама секса по телефону, рассчитанная на детей, кто бы ни взялся за мораль, уже хорошо. Монополии здесь нет, и моральный авторитет — вопрос не самозахвата, а лидерства. Но важно, чтобы взялись именно за мораль, а не за прикрытие под колокольный звон грехов власть имущих.
Так, высокое собрание выступило против оранжевых революций — хорошо. А против источника революций — социального расслоения, по которому мы среди мировых лидеров, выступить не забыли? А против источника этого варварства — всевластия «равноудалённых» олигархов, уже решивших вопрос об отказе от социальной политики (от перераспределения ресурсов от богатых к бедным через налоги на собственность, на доходы и на наследование), а теперь прикарманивающих наши леса, озёра и реки, выступить не постеснялись? А против того, что наши колоссальные ресурсы переводятся на Запад, в то время как для наших молодых нет ни нормальной работы, ни перспектив — только иллюзия достоинства в рядах скинхедов? Ведь ценности-то пропали вместе с исчезновением осмысленного производительного труда. Как же возродить одно без другого?
А против нашего давления на Белоруссию, в которой нет ни такого расслоения, ни «фашизма», выступили? Или пусть и у них будут «хаммеры» и нищие? Кто повышает Белоруссии цены на газ? Если мы — демократия, то это — наша с вами воля. Если же мы сами — не демократия, то какие ещё претензии к Белоруссии?
В воскресной вечерней телепередаче известные люди не из оппозиции разъясняют: быть абсолютно честным у нас нельзя — разоришься. Другой поправляет: «Да просто шлепнут!» — и все соглашаются. Чем же Белоруссия хуже?
Известно: не хочет она передавать «Газпрому» свой «Белтрансгаз». А вы что, передали бы? У вас есть гарантия, что «Газпром» завтра за долги (вместе с «Белтрансгазом») не будет отдан за бесценок очередному Абрамовичу?
Нас убеждают, что экономика Белоруссии — миф. Мол, всё — лишь благодаря низким ценам на газ. Так ведь у нас-то цены такие же, но вместо развития — рост миллиардеров. За что же Белоруссию наказываем? За то, что она демонстрирует: при наших ценах на газ промышленность может быть конкурентоспособной, а учителя и врачи могут жить лучше, чем у нас? Так разве защитить Белоруссию — не есть наш долг? Или что же тогда наши ценности?
А это объяснит любой пиарщик: вся пошло-агрессивная реклама рассчитана как раз на реальные ценности, которые мы восприняли. Езжайте в богатую Скандинавию, и сразу станет ясно, что «хаммеры» и «бентли», от которых шарахаются пешеходы, — это не их, а наши ценности.
Так что же, Церкви быть в стороне? Ни в коем случае. Но только если это всерьёз, начать стоит с себя.
В Москве в районе Троицкого переулка был детский каток — и нет его. Может, скинхеды заняли — под строевые занятия, которые так любит показывать наше ТВ? С этим дворовые ребята справились бы сами. Нет, теперь каток — за забором церкви. И не то чтобы эта земля церкви была нужна — пустует. Но все знают, кто здесь хозяин.
Ладно, а открыть на церковной земле вновь каток — это-то можно? Призвать власть секты запретить — запросто. Но вернуть детям каток — до этого не доходит.
А что такое церковь в городке под Бостоном, где живёт мой приятель? Это и дом культуры, и группа продлённого дня для детей — вот что делает Церковь элементом реальной общественной жизни. Но у нас — свой путь. Раньше было: «Быстрее, выше, сильнее!» Теперь: «Больше, дороже, круче!»
Дело давнее, но задуматься не поздно. Что служило бы морали: скромная часовенка на месте разрушенного храма Христа Спасителя с наставлением храм возродить тогда, когда в стране не будет такого количества сирых и убогих, или же масштабное строительство, про которое молодёжь ясно понимает, для чего у нас любая стройка затевается?
И какими же методами мы будем бороться за души детей — демонстрацией проезда начальства и иерархов на крутых тачках, заработанных на удушении Белоруссии?
Говорю всё это не для того, чтобы обидеть участников Собора и Церковь и тем более отвратить от неё людей. Напротив, повторю: взялись за мораль — и слава Богу. И мы все, и верующие, и атеисты, вас поддержим. Но чтобы это стало настоящим делом большого мира, без всяких «кирпичиков». И пожалуйста, начните с себя, например, верните каток детям.