Русская линия
Труд Александр Маринин13.04.2006 

Дама в рясе

Проходимцы, наряжающиеся в монашеские одежды и собирающие в столичном метро пожертвования «на ремонт храмов», с недавних пор обрели непримиримого противника.

У Кирилла СТРЕЛЬНИКОВА, специалиста в области рекламы и члена церковной общины одного из подмосковных храмов, с ними разговор короткий. Под локоток — и в отделение.

— Однажды, (говорит Стрельников), я ехал в метро и услышал женский голос: «Братья и сестры, подайте во имя Христа…». Гляжу — монашка. Что меня насторожило? В монастыре послушание и воздержание — основа основ, так что разжиревших монашек не может быть в принципе. А тут — раскормленное лицо, очки в фирменной оправе, дорогая обувь. Да и ящик, который она несла перед собой, не внушал доверия: коробка, оклеенная картинками из церковного календаря.

Я дождался, пока дама выйдет из вагона, догнал и спросил: «У вас есть документы?» — «Нет», — ответила она. «А разрешение на сбор пожертвований?» И его не оказалось.

Тогда я предложил ей пройти в отделение. В милиции я сказал: «Монашествующим и священнослужителям не благословляется собирать пожертвования, поэтому прошу вас проверить личность этой дамы».

У нее нашелся паспорт — украинский на имя некой Рус. А документов, подтверждающих монашество и право собирать деньги, не было. Но псевдомонашка по поводу своей дальнейшей судьбы не беспокоилась, сидела и потряхивала картонной мошной, в которой было собрано немало денег. Знала, что ее могут всего лишь оштрафовать за попрошайничество.

Я уехал по делам, а возвращаясь, на той же самой ветке метро снова услышал проникновенный голос: «Братья и сестры…» Гражданка Рус! Опять беру ее под локоток: «Пора еще раз навестить милицию».

Прошло полгода, и в метро я снова слышу знакомый голосок. Не дожидаясь, пока гражданка Рус сама добредет до меня, выхожу на середину вагона и объявляю: «Граждане, вы знаете, кому подаете?» У пассажиров округлились глаза. «Это аферистка, которую задерживали уже не один раз. Никогда не подавайте людям в облике священнослужителей. Подавая самозванцам, вы поощряете мошенничество!»

Больше я гражданку Рус не встречал. Зато вскоре изловил в вагоне другую даму в монашеском одеянии и молча поволок к выходу. Тетя молчала. Оказалось, она шерстила вагоны на чужой территории, поэтому решила, что я из мафии, которая нищих в вагоны запускает. Опасалась: вдруг я ей ножичком в бок? Но потом осмелела, стала меня матом крыть: такой-сякой, я тебя подкараулю, сброшу под колеса! Тертая, в общем, «монахиня». Тем не менее доволок ее до милиции.

Но самый поразительный случай был у меня у станции «Третьяковская». Там торчал мужичок благообразной наружности с традиционным ящичком. Перед ним штендер, на каких рекламу на тротуарах выставляют. Только на этом храм изображен. И вот мужик под солидную вывеску собирает звонкую монету.

Интересуюсь, на каком основании собирает. «А кто вы такой?» — вопрошает мужичок. «Православный верующий, который не хочет, чтобы имя Господне употреблялось для зарабатывания денег. Документы есть?» «Есть, но вам не покажу!» И начинает спешно собираться. Я его не отпускаю, вокруг образуется небольшая толпа: «Безобразие, человек же собирает на храм!»

Мимо шел патруль. «У вас есть разрешение?» — обращается к мужичку по моей просьбе милиционер. «А как же!» И предъявляет ламинированную карточку. «Ну вот, — говорит милиционер. — У гражданина имеется разрешение на коммерческую деятельность. Все по закону».

Какая, говорю, коммерческая деятельность? Сбор денег? «Извините, — козыряет страж порядка, — у него все по закону». И рассказывает мне бредовую версию о том, что руководство метрополитена якобы выдало Московскому Патриархату несколько официальных разрешений на сбор денег в метро. А эта карточка — одно из них. И я не смог его разубедить! Правда, и мужик после этого случая исчез.

Вот я и думаю, а не изготовить ли стикеры: «Не подавай аферисту в рясе!» и расклеить в вагонах метро. Но это дорого, и потом — на какие средства? Города? Метрополитена? Церкви? Но все равно с аферистами, наживающимися на святых чувствах людей, надо кончать.

ХОРОШО ГРЕБУТ И НЕ СТЕСНЯЮТСЯ

По данным Института этнологии и антропологии РАН, среди нищих преобладают русские, украинцы, молдаване, цыгане и таджики. Попрошайки предпочитают работать в метро — 35,5% промышляют именно там, а 18,7% - на подступах к нему. При этом доход профессионального нищего в два-три, а порой и в четыре-пять раз превышает заработок среднего москвича. Результаты опросов показывают, что милостыню время от времени подает каждый пятый москвич и каждый одиннадцатый житель регионов.

ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР ПОСТАНОВИЛ

Пункт 9….В условиях, когда священнические и монашеские одежды подчас используются мошенниками, Собор счел недопустимым сбор пожертвований священнослужителями и монашествующими в публичных местах. Миряне для осуществления такого сбора должны иметь письменное благословение правящего архиерея той епархии, где производится сбор.

http://www.trud.ru/trud.php?id=200 604 130 651 202


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru