Труд | Протоиерей Владимир Ригин | 13.04.2006 |
НО РАЗВЕ ЛЮБОВЬ НЕ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО?
Уже четвертый год идет после смерти мужа, а я никак не могу смириться со своей утратой. Много плачу, вижу его постоянно во сне. Все время перечитываю письма, которые он писал мне еще в первые годы нашей жизни из командировок. Ни одной вещи его я не выбросила. И на стол обязательно ставлю его любимую чашку.Оксана ГОРОХОВА Воронежская область
— Ваши чувства, Оксана, мне хорошо понятны. Но я бы не спешил обижаться на друзей и близких за то, что они советуют вам подумать об устройстве своей дальнейшей жизни. Наверняка они желают вам добра и хотят помочь.
Их нужно понять. Ведь память об ушедшем человеке вовсе не исключает продолжения земной жизни. И в этой жизни для вас найдется немало достойных дел, есть люди, которым вы можете быть нужны. Вспомните, как Христос ответил ученику, который хотел задержаться, чтобы поучаствовать в траурной церемонии. «Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».
Конечно, человек вправе выбирать образ жизни, это может быть и одиночество. Но не надо впадать в тоску и уныние. Советую вам зайти в храм, чтобы помолиться за мужа. Так вы поможете и ему, и себе.
ТРЕБУЮ, БОРЮСЬ И СТРАДАЮ
Меня считают человеком конфликтным, хотя я всего лишь требовательный. Не стесняюсь указывать окружающим на их ошибки и недостатки. За это получаю много шишек. Но разве требовательность плохое качество? Что хорошего во всеобщем попустительстве? Разве не от него у нас все беды? Михаил НИКИТЕНКОВ Тверь
— Мне кажется, найти выход из ваших проблем вам помогут слова апостола Павла из его послания к Галатам: «Если и впадет человек в какое согрешение, вы исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Подумайте над этим советом и, возможно, вы найдете меру между требовательностью, самокритичностью и любовью к людям.
ВСЕГО ДВЕ РЮМКИ, А ЖЕНА СКАНДАЛИТ
Василий П., Саратов
— Дорогой Василий! Конечно, любые крайности могут быть помехой для нормальной жизни. И в отношении алкоголя не всегда уместны абсолютные запреты. Апостол Павел, например, даже советовал своему ученику Тимофею: «Пей не одну воду, но употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов».
Однако вот о чем стоит задуматься. Вы говорите, что из-за ерунды, то есть какой-то пары рюмок, ссоритесь и даже можете развестись. Но если пара рюмок для вас ерунда, значит, они не имеют для вас большого значения. Так откажитесь от этих рюмок, хотя бы ради спокойствия жены, пусть она и преувеличивает проблему.
Если же вам трудно это сделать, значит, вы чувствуете определенную зависимость и не так уж свободны. Тогда тем более стоит эту зависимость преодолеть, чтобы и свободу обрести, и жену порадовать. А когда жена убедится в вашей независимости от алкоголя, она наверняка станет терпимее в таких ситуациях. Тот же апостол Павел говорил об этом так: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
О ДУШЕ НЕ ДУМАЙ И ВКАЛЫВАЙ
У современного человека жизнь гораздо насыщеннее, чем у прежних поколений. С одной стороны, информационный взрыв накрывает, с другой — безграничный выбор возможностей для досуга.Раньше родители раз в год в Сочи по путевке ездили и были довольны, а теперь можно каждый выходной летать хоть на Канары, хоть на Бали, были бы деньги. А чтобы они были, надо вкалывать, карьеру делать, для этого много читать, смотреть, общаться. Ну и когда тех же родителей навещать?
А они упрекают в черствости! Еще говорят: о душе надо думать. Это в прошлом веке можно было думать и вечерами со стариками у камина сидеть. Сейчас, как в старом анекдоте, «прыгать надо». Разве я не прав?
Максим КОВАЛЕНКО Москва
— Вы не правы, Максим. Потому что в том смысле, который вы имеете в виду, жизнь меняется мало. Во все времена была разнообразная суета, которая отвлекала от по-настоящему важного. Всегда сосуществовали духовная сфера и материальная, земное и небесное. Все дело в приоритетах, по которым человек выстраивает свою жизнь.
Надо уметь разумно сочетать земные заботы с духовной жизнью, а для этого понять, что для тебя главное. Один старец сказал мне однажды, что жизнь похожа на колесо, которое только одной своей точкой соприкасается с землей. Забота о родителях, забота о душе — это то, что не может быть заслонено никакими проблемами, то, что остается с тобой навсегда. «Марфа! Марфа! — говорил Христос. — Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».