Русская линия
Православие.Ru12.04.2006 

Реликвии Святого Эчмиадзина

Змейкой вьется очередь вдоль ограды. В воздухе то ли весеннее настроение, то ли волнение нетерпеливого ожидания. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина при поддержке посольства Армении открывает выставку «Реликвии Святого Эчмиадзина», экспозиция которой разместилась в зале N 31.

2006 год отмечается в нашей стране как год Армении в России. Первым событием в рамках этого празднования собственно и стало открытие этой выставки. Правда, Москва вынуждена была на этот раз уступить пальму первенства Петербургу. Там выставка проходила в феврале в Аполлоновом зале Зимнего дворца.

Основа выставки — коллекция памятников X—XIX вв.еков сразу из четырех музеев Эчмиадзина: Золотой Кладовой, Музея при кафедральном соборе, Музея-сокровищницы Манукянов, Старой и Новой патриарших резиденций. Представленные реликвии — дары верующих и подарки императоров, спасенные церковные сокровища.

Наибольшую, пожалуй, ценность представляют реликварии. Складень-реликварий «Хотакерац Сурб Ншан» (Святой Крест из Обители Хотакерац) под одним из прозрачных камней скрывает частицу Истинного Креста Господня. По легенде, упомянутой в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, император Константин отправил свою мать царицу Елену за Честным Крестом, который и был ею обнаружен в 326 году. Уже тогда в Византии появились особой формы реликварии (ставротеки), в крестообразных углублениях которых помещали частицы Истинного креста. Что касается Армении, то виды ставротек определенной формы не имели. Были здесь и кресты, и триптихи. И все эти святыни назывались «Сурб ншан» (Святой Крест) с прибавлением названия монастыря, в главном храме которого на престоле и хранился реликварий.

«Хотакерац Сурб Ншан» имеет форму триптиха. К деревянной части прикреплены серебрянные и золоченые пластинки с чеканкой. В нижней части сделана запись с датой и именем заказчика: «Святой Крест Господний был защитником Эачи. 1300 г.». Эачи — внук легендарного героя народных сказаний Армении Прошана, прославился тем, что начал строительство монастыря Аствацацин Спитакавор. В центре реликвария изображен крест, инкрустированный крупными выпуклыми цветными камнями. Под одним из таких прозрачных кабошонов и помещена бесценная святыня.

В другой складень помещена частица Ноева Ковчега. Сам этот реликварий датируется 1698 годом. На серебряных створках — чеканное изображение ангела, передающего святому Акопу Мцибинскому (Иакову Низибинскому) реликвию. По преданию, св. Акоп обрел частицу Ноева ковчега на горе Арарат. В 1768 году Екатерина II получила в дар фрагмент частицы Ноева ковчега, который был отломан от одного из углов реликвии. Императрица не осталась в долгу, и подарила тогда Католикосу Симеону I патриаршего двуглавого орла, украшенного драгоценными камнями и эмалями.

Большое зрительское восхищение вызывают реликварии в форме длани, выполненные в технике чеканки, литья и филиграни с включением многоцветных камней и эмалей. Их на выставке два: длань св. Апостола Фаддея с мощами и длань св. Акопа Мцбинского.

Перечисляя удивительные реликвии, привезенные в Москву трудно выделить что-то более значимое. Все это — творения с бесценным содержимым и продолжающейся историей. И Лучезарный крест десятого века из Ани, и ладанница века восемнадцатого из Вагаршапата в виде пятикупольного храма, и золоченый посох архимандрита 1781 года с навершием в виде змии с рубиновыми глазами, и сосуд для мира в виде голубя.

Если отмечать что-то особенно, то, наверное, книги. Киликийское Четвероевангелие написано в 1293 году в Армен-Лере лингвистом, музыковедом и каллиграфом Геворгом Скевраци. Геворг работал в крупнейшем культурном центре Киликии — Скеврском монастыре. Вместе с ним над Четвероевангелием трудился художник Симеон. Один из разворотов, на миниатюре которого изображен евангелист Лука, просто звенит от пронзительной стеклянной лазури, горячего пурпура и теплого золота. Прошло семьсот с лишним лет, а краски остались удивительно свежими, будто и не высыхали вовсе. Изысканный колорит, тонкий, узнаваемый специалистами почерк Скеврской миниатюры, и загадочный болоргир, то самое округлое письмо, которым славилась Киликия.

Кажется невозможно налюбоваться лицевым шелковым шитьем бархатной завесы из Вагаршапата, шелковой завесы из Агулиса, инкрустированной драгоценными камнями, или китайской ризой XVIII века с изображением Ноева Ковчега на вершине горы Арарат и святого Эчмиадзина в сиянии двух солнц.

Целостность и законченность экспозиции придают большеформатные фотографии кафедрального собора первопрестольного святого Эчмиадзина. Первопрестольный Эчмиадзин — центр Армянской апостольской церкви. По сути, это монастырь, на территории которого (60 тыс. кв. м) разместились духовная академия, резиденция Каталикоса всех армян, синод, библиотека, книгохранилище и, собственно, сам собор Сурб (Святой) Эчмиадзин, заложенный еще в 301 году. По снимкам внутренних интерьеров можно составить представление о богатом убранстве собора, удивительном растительном орнаменте в росписях, выполненных в 1721 году художником Нагашем Овнатаном. Есть фотография мраморного престола храма, могущего удивить православных отсутствием алтарной преграды и большой иконой Богоматери с младенцем в центре. Здесь же мы видим и вид на гору Арарат и монастырь Хор Вирап, некогда бывший местом заточения принесшего христианство в Армению Григора Лусаворича (Просветителя).

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 412 124 151


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика