Русская линия
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университетСвященник Алексий Емельянов12.04.2006 

Комментарий свящ. Алексия Емельянова по поводу публикации «Евангелия от Иуды»

Евангельская весть о спасении, которую принес на землю Иисус Христос, всегда была сопряжена с тайной. Эта тайна не прячется в среде посвященных, а являет себя на Голгофе. Она запечатлелась в словах Христа, обращенных к одному из распятых с Ним разбойников: «Сегодня же будешь со Мной в раю».

При этом с давних пор живое свидетельство тайны спасения пытаются подменять языческими эзотерическими конструкциями. Уже в первом веке возникли спорные, до сих пор не до конца изученные, очень разнородные учения, которые именуются общим термином гностицизм. Гностицизм — это реакция языческого мира, столкнувшегося с приходом Истины и пытавшегося ее интерпретировать на свой лад. Возникли около-христианские гностические тексты, которые по существу христианскими не являются. Какие-то пересечения встречаются только терминологически и сюжетно. Некоторые черты этого весьма опасного для раннего христианства явления дошли до нас в сочинениях древних авторов, которые с ним полемизировали. Уже у апостола Павла встречаются намеки на зарождающийся гностицизм. Однако истоки этого феномена до конца так и не определены. В двадцатом веке некоторые гностические сочинения были обнаружены в Египте. По-видимому, на окраине римской империи они сохранились лучше. Возможно, там были какие-то более прочные корни гностицизма, которые позволили сохранить его источники.

В 2005 году было сделано заявление о находке такого же сорта. Она сразу получила, как это и положено в СМИ, броское название: «Евангелие от Иуды». Тогда по законам жанра, который требует поддержания интереса, были даны только какие-то осколки информации. Исследователи и ученые обещали опубликовать еще одно «настоящее» евангелие. Это евангелие было якобы специально замолчано христианской церковью и открылось только в новейшее время. Несколько дней назад к приближающемуся празднику Пасхи почему-то именно Американское географическое общество, не имеющее отношения к библейской науке, сделало презентацию этого документа: самого текста и американского перевода. Достаточно прочесть заголовки, чтобы понять, что это очередная коммерческая информационная кампания. «Предатель Христа реабилитирован Евангелием от Иуды», «Ученые пересчитали 30 серебреников» — это еще далеко не самые вызывающие лозунги из этого ряда.

Попытаемся проанализировать научные факты. Стало известно, что эта рукопись была обнаружена при весьма загадочных обстоятельствах. Она неоднократно была предметом попыток купли-продажи. Выяснилось, что это совокупность папирусных листов, причем атрибуция документа не совсем надежная: его датируют II — III веком. Написан он на коптском языке. Есть предположение, что это перевод с греческого более раннего памятника, но подтвержденных данных нет. Обстоятельства находки этого текста, его атрибуция и исследования воскрешают в памяти историю некоторых других сенсационных находок.

Так называемая гранатовая косточка, вырезанная из слоновой кости, с надписью, свидетельствовавшей о ее происхождении из Храма Соломона, разрушенного в первом веке, считалась долгое время подлинной реликвией. В 2004 г. было опубликовано опровержение, доказывающее, что это фальсификация. Другая подобная находка — это гробница Иисуса, сына Иосифа, которая тоже стала сенсацией. В 2003 году было опубликовано опровержение: надпись на гробнице оказалась сделанной резчиком в двадцатом веке.

Независимо от того, является ли рукопись «Евангелия от Иуды» подлинной, что пока невозможно доказать строго научно, можно проанализировать содержание этого памятника. Текст рукописи издан, и содержание «Евангелия от Иуды» теперь известно. Это некая тайная запись общения Иуды со Христом. Предательство одного из двенадцати ближайших учеников всегда вызывало недоумение и ужас у читателей канонического Евангелия. Очередная неудачная попытка объяснения как раз и содержится в тексте новой сенсационной находки. В нем говорится, что Иуда Иисусом оправдан, поскольку он был единственным, кто понимал Его божественность. Оказывается, бывший ученик Христа сознательно шел на жертву, чтобы совершилась спасительная смерть на Голгофе. Якобы именно ради этого Иуда пожертвовал своим именем и званием ученика и навсегда остался в истории как предатель.

Во-первых, это, конечно, не «Евангелие от Иуды», поскольку оно не является повествованием от лица самого Иуды. В этом смысле подача этого памятника в СМИ, начиная с названия, не соответствует содержанию. Во-вторых, само содержание, с точки зрения безусловно подлинных канонических Евангелий, выглядит фантастическим. Его и не нужно разбирать. Непрофессиональные комментарии о том, что оно заменяет все четыре канонических Евангелия, просто оскорбительны. Гораздо важнее понять, почему этот документ стал сенсацией.

Спасение человека от греха и смерти именуется таинством. Не потому, что оно только для посвященных. А потому, что спасение или гибель каждого человека является сокровенным, таинственным результатом самоопределения личности. Каноническое Евангелие показывает, как рядом с тайной спасения соприсутствует тайна погибели. И эта тайна погибели запечатлена в образе Иуды, который не смог покаяться в грехе предательства в отличие от разбойника, покаявшегося на кресте и услышавшего от Христа, что он будет в раю. Тайна гибели Иуды, которая во все времена вызывала и вызывает ужас и отвращение не только у верующих, но и у неверующих людей, в канонических Евангелиях изображена очень лаконично. При этом история предательства переплетается с историей искупительной голгофской жертвы. Господь и зло обращает во благо. История Иуды — это не триллер и не завлекательное чтение, как пытаются трактовать ее популяризаторы новой находки, а вечное предупреждение каждому человеку.

Но все переживания о спасении современному массовому сознанию не очень близки. И поэтому коммерческая трактовка истории Иуды требует другого подхода. Во все времена, когда вставала во весь рост проблема предательства, находились люди, пытавшиеся его оправдывать. Совершенно инстинктивно человек пытается оправдать и Иуду, потому что в европейской христианской культуре он является символом всякого предательства. Это позволяет оправдывать и свои личные предательства, в чем бы они ни выражались.

Наше время в этом смысле особенное. Верность сегодня не в моде и мало найдется людей, готовых пострадать или хотя бы что-то потерпеть, отстаивая свои идеалы. В этом смысле возникновение такого документа, как «Евангелие от Иуды», и широкий интерес к нему совершенно естественны и никак не связаны с серьезными научными исследованиями.

http://pstgu.ru/news/university/2006/04/11/5943/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru