Правая.Ru | Валентин Лебедев | 12.04.2006 |
История человечества учит нас, что здравые, естественные нормы, заложенные в человеческой совести Богом могут успешно отвергаться человеческими сообществами. В качестве нормы может быть утверждено то, что противоречит Божьей правде, что невозможно принять естественному рассудку и чувству. Примером тому — и библейский Содом, и каннибализм одичавших племен, и кошмарная практика тоталитарных государств минувшего двадцатого века. Последнее подсказывает нам и то, что внешняя цивилизованность не есть гарантия от утери человеческого в подлинном смысле этого слова облика. Ни технические достижения, ни развитые и «современные» идеологии не уберегли людей от Колымы и Освенцима. Для сохранения человечности, человечество нуждается в более надежном основании, чем одобрение членами сообщества некой связной системы принципов.
Такие принципы дает нам вера. Но вот что можем мы заметить, на что должны обратить особое внимание. Чем больше, чем очевиднее нужда общества в твердых основаниях общественных норм, тем громче раздаются голоса, призывающие исключить религию из жизни общества, оставить ее делом безусловно частным. Наше внимание к вопросам прав человека и современной либеральной активности продиктовано тем, что эти вопросы имеют значение не только для Церкви и верующих — для будущего страны в целом. По Конституции, наше государство является государством светским, и ни одна идеология не может быть признана государственной. На это любят ссылаться либералы, оправдывая свою деятельность, направленную на дискредитацию Церкви и снижение ее общественного влияния. Но, спросим мы, на каких основаниях в современной политике и законодательстве могут применяться принципы либерализма, являющегося идеологией, причем весьма агрессивной и нетерпимой к проявлениям нелиберальных идей?
Идеология защиты прав человека формировалась на протяжении всего двадцатого века. В начальном ее варианте она не включала в себя положений, прямо противоречащих здравой христианской традиции. В Советском Союзе правозащитная идеология стала инструментом антикоммунистического общественного движения. К сожалению, произошло это из-за того, что невостребованным осталось наследие национально ориентированных идеологов русской эмиграции — Ильина, Зеньковского и других. Поэтому и кризис советского государства привел не к национальному обновлению, но к распаду державы и нынешнему бедственному состоянию: главной своей задачей те, для кого правозащита из средства превратилась в цель, считали не благо страны, но утверждение абстрактных принципов любой ценой. Разумеется, Советский Союз рухнул не усилиями диссидентов; но в отсутствии реальной национальной идеологии либеральные ценности были внедрены и в общественное сознание, и в практику государства.
Современная «правозащитная деятельность» в ее либеральном и вызывающем во многих своих проявлениях закономерное возмущение верующих варианте, во многом основана на очевидной подмене понятий. Некая организация регистрируется в качестве общественной, затем — получает финансовую поддержку от зарубежных организаций и правительств. После этого ее деятельность предлагается рассматривать как деятельность, выражающую интересы некой части, если не всего российского общества. При этом, чаще всего — теми же структурами, любая поддержка нашим государством Церкви и православных общественно значимых проектов трактуется как неоправданное нарушение принципов свободы совести. Безусловно, мы нуждаемся не только в государственной поддержке проектов, имеющих позитивное социальное значение, но и в четком различении организаций, выражающих общественные интересы, и организаций, претендующих на подобный статус, но пользующихся внешними возможностями. Само по себе получение поддержки из-за рубежа не есть зло; но не может не признаваться злом ложь, утверждающая, что основанное на такой поддержке действие отражает волю граждан нашей страны.
С другой стороны, многие из тех, кто ведет правозащитную деятельность, выступая с либеральных позиций — люди с обостренным чувством совести, старающиеся так или иначе внести свой личный вклад в преодоление того, что действительно неприемлемо и нетерпимо. Противостояние Церкви и «правозащитников» не должно восприниматься как противостояние по всем без исключения вопросам. Более того: православные общественные организации и верующие активно сотрудничают с правозащитными организациями там, где это приемлемо и необходимо. Основные направления — это, во-первых противодействие разжиганию национальной и религиозной розни. Не секрет, что Церковь в последние годы все чаще становится объектом агрессивных нападок со стороны экстремистов, проповедующих прямое антихристианство. Юридическое преследование по подобным фактам может вестись совместными усилиями. И во-вторых это, конечно же, правозащитно-социальная работа. Православные благотворительные организации, оказывающие помощь тем, кто жизненно в ней нуждается, кооперируются с соответствующими правозащитными структурами. Нам нет смысла шарахаться от самого слова «правозащитник». Основная наша задача состоит вовсе не в том, чтобы разоблачить происки либералов, объяснить в очередной раз самим себе безусловное превосходство православной веры, и успокоено разойтись по домам. Мы не должны проводить знак равенства между правозащитой и либерализмом; в утверждении о том, что защищать свои гражданские права возможно, лишь разделяя либеральные представления и ценности, сокрыта ложь. Безусловно, права верующих граждан России нуждаются в защите, и безусловно, мы можем и должны вести эту защиту сами.
Более того, именно применением либеральных принципов чаще всего нарушаются наши, да и не только наши права. Вот последний пример: подготовка в недрах думского комитета по делам семьи и молодежи, под руководством небезызвестной Лаховой, так называемого закона о ювенильной юстиции. Казалось бы — чего плохого с создании системы по защите прав ребенка, введении специальных уполномоченных по этим вопросам, и так далее? Благое начинание, можно только приветствовать. А на деле выходит вот что: планируется «просвещать» детей о том, что став жертвой «грубого обращения» в семье они имеют полное право подавать на своих родителей в суд! Можно представить себе, к чему способна привести такая пропаганда. Разрушение семьи как традиционного института, отвержение заповеди «Чти отца своего и мать свою», воспитание новых Павликов Морозовых — необходимая задача для тех, кто хочет оторвать Россию от ее исторических корней, окончательно лишить ее внутреннего иммунитета, распоряжаться ею по-своему. Атака на традиционные ценности и сохраняющие их институты может вестись под разными лозунгами, но цель остается одна — Россия. Как нам бороться с этим? Современная желтая пресса усердно культивирует образ «православного погромщика» — агрессивного «националиста», желающего сокрушить все и вся. Такие православные их устраивают: известно ведь, что на самом деле в абсолютном своем большинстве к насилию мы не склонны. А вот чего они боятся — так это осознанной и грамотной правовой деятельности верующих. Значит, этим путем нам и надо идти. Никто не сказал, что он будет легким; но в Церкви достаточно людей, способных встать на защиту ее прав. Авторитет Всемирного Русского Народного Собора также способен сыграть немалую роль в организации нашего правового действия.
Подведем итоги. Основная проблема, стоящая перед нами в связи с тем, о чем сейчас шла речь — недопустимое смешение понятий либерализма и правозащиты. Разделяя эти понятия, мы безусловно отвергаем первое из них как идеологию, и безусловно принимаем второе как тактику. Православная правозащитная деятельность, которая велась и раньше, ведется и сегодня, есть деятельность, направленная и на защиту прав верующего большинства России, связанных с исповеданием нашей веры. Это — защита доброго имени Церкви от диффамационных нападок в СМИ, защита права верующих на получение их детьми знаний об основах православной культуры в рамках школьного курса. Это защита наших единоверцев за рубежом и отстаивание христианских ценностей в мировом масштабе. Это защита моральных устоев общества, противодействие пропаганде безнравственности и насилия, пропаганде национальной и религиозной розни. Это — и исполнение Церковью «долга печалования» о народе и жителях страны, напоминание тем, от кого зависит принятие государственных решений, о подлинных нуждах России и ее граждан. Но основное содержание православной правозащиты — православно обоснованная, а значит — эффективная защита реальных прав реальных людей, страдающих от несправедливости современного мира. Православная правозащитная деятельность — это и помощь бездомным и заключенным, жертвам наркомании и тоталитарных сект, детям, оставшимся без попечения родителей. Православная правозащитная деятельность есть и должна быть как действенным отвержением зла, так и деятельным утверждением добра. Мы знаем, что подлинная свобода бессмысленна и невозможна без объективного представления о реалиях окружающего нас мира; «познайте Истину, и Истина сделает вас свободными» — эти слова Апостола определяют очевидный приоритет ценностей в деле защиты человеческих прав и свобод. В этом — содержание и смысл подлинной и действенной правозащиты, в этом — основа нашей надежды на ее успех.