Русская линия
Российский Собор Православных Предпринимателей В. Питанов11.04.2006 

Ванга: кто дергал за веревочку?

В течение многих лет во всем мире активно рекламировался дар болгарской ясновидящей, которую в простонародье называли прорицательницей Вангой. Кем она была? От кого получила свой дар? В нашей статье мы попытаемся разобраться в этих вопросах. В основу статьи положена книга племянницы Ванги Красимиры Стояновой, прожившей рядом с Вангой всю жизнь (1). Прежде всего познакомимся с биографией героини нашей статьи.

Евангелия Димитрова (1911−1996), более известная как Ванга, родилась в Струмнице (Югославия) в семье бедного крестьянина. Отец Ванги, Панде Сурчев, еще юношей отправился воевать с турками, за что был приговорен к пожизненному заключению. Но в 1908 году Сурчев получает помилование и выходит на свободу. Вернувшись домой, он присоединяется к антитурецкой партизанской войне. Мать Ванги умирает во время второй беременности, когда ее старшей дочери было три года. Через год после этого отца Ванги мобилизуют в армию и девочка остается на попечении соседки Асаницы. Еще через три года отец возвращается и женится на Танке Георгиевой, которая становится мачехой Ванги. Панде сумел заработать неплохой земельный надел, поэтому семья живет в достатке. Но вскоре местная власть, припомнив отцу Ванги его бунтарское прошлое, лишает его земли, в результате чего семья оказывается в нищете. В 1923 году семья Панде Сурчева переезжает в Ново-Село к брату Панде Костадину. И в это время с 12-летней Вангой случается несчастье. Девочка оказывается в эпицентре бури, ее подхватывает и несет два километра смерч. Песок, попавший в глаза Ванге, грозит ей слепотой. Нужна операция. В городе Скопле проходят две операции, но обе оказываются неудачными. На глазах у девочки появляется пленка. Третья операция проходит в Белграде, но отец Ванги не сумел заплатить необходимую для операции его дочери сумму денег, из-за чего лечение велось не так, как предполагалось. Домой Ванга вернулась слабовидящей. Врач предупреждает семью, что Ванге необходим покой и хорошее питание. Но семья Ванги очень бедна и не может предоставить ей ни того, ни другого. Психические и физические нагрузки, недоедание сказываются на здоровье девочки, из-за чего она полностью теряет зрение. В 1925 году Вангу отправляют в город Земун в Дом слепых, где она проводит три года своей жизни. В Доме слепых она изучает азбуку Бройля, музыку, начинает неплохо играть на рояле. Девочку учат вязать, готовить, шить. В 18 лет ей делает предложение слепой по имени Димитр, так же живущий в Доме слепых. Его родители богаты, и девушку может ожидать обеспеченное будущее. Ванга соглашается, но в это время она получает известие от отца о смерти мачехи, отец зовет дочь домой, так как ее помощь нужна по уходу за малолетними братьями и сестрой. Свадьба с Димитром расстраивается, и Ванга возвращается к отцу, активно включаясь в повседневные хлопоты. Умея красиво вязать, Ванга берет заказы на дом, занимается ткачеством. Но заработанных денег не хватает на достойную жизнь, и семья живет в нищете. В 1940 году на 54 году жизни умирает отец Ванги. В мае 1942 года Ванга выходит замуж за Димитра Гуштерова. Мать Димитра не одобряет этот брак. Муж Ванги умирает в апреле 1962 года на 42 году жизни, из которых последние двенадцать лет он страдал хроническим алкоголизмом. В 1996 году умирает Ванга. Такова в общих чертах жизнь всемирно известной прорицательницы. Перейдем к основной теме нашей работы.

Видения Ванги начались с ее общения с неким «всадником». Вот как Красимира описывает со слов Ванги одно из таких видений начала 1941 года: «…Он (всадник. — В.П.) был высок, рус и божественно красив. Одет как древний воин, в доспехи, которые блестели в лунном свете. Его конь взмахивал белым хвостом и рыл землю копытами. Он остановился перед воротами дома Ванги, соскочил с коня и вошел в темную комнатку. От него исходило такое сияние, что внутри стало светло, будто днем. Он повернулся к Ванге и заговорил низким голосом: „Скоро мир перевернется и много народу погибнет. На этом месте ты будешь стоять и предсказывать мертвым и живым. Не бойся! Я буду рядом с тобой и буду говорить то, что ты должна им передать!“» (2). Любка, сестра Ванги, увидела, что ее бьет дрожь, и до утра обе женщины не смогли заснуть. Кем был этот явившийся Ванге всадник? Местные жители считали, что в той местности, где жила Ванга, зарыта золотая статуя всадника в полный рост. По мнению одних, это статуя святого Константина, по мнению других — статуя фракийского божества Хероса (3). Любка так описала те места, где они жили: «Наши места, которые я тоже не покидала долгие годы, очень привлекают Вангу, хотя не могу понять почему. А ведь какая-то причина у нее есть! Лично на меня Рупите действует угнетающе, как, впрочем, и на многих других. А Ванга говорит, что слышит там „голоса“, которые ей о многом рассказывают. И точно там, где стоит ее домик, находится, как она считает, центр, который связывает святилища древних» (4). Ванга утверждала, что именно в этой местности, связанной, по ее мнению, с древним языческим святилищем и угнетающе действующей на ее сестру, она слышит те голоса, благодаря которым весь мир узнал ее как прорицательницу.

Имели ли эти контакты последствия для самой Ванги? Да, знавшие ее люди говорят о значительных изменениях, произошедших с Вангой после того, как она стала прорицательницей. После видения всадника и начала войны, она почти год не спала и изменилась даже внешне (5). Вот как сама Ванга описывала механизм своих видений: «Когда ко мне приходит какой-то человек, у меня появляется чувство, что в голове открывается окошко, через которое я наблюдаю картины, и жизнь этого человека проходит перед моими глазами, словно кинолента, а надо мной слышится „голос“, который говорит мне, что именно надо передать посетителю» (6). Из слов Красимиры становится ясно, что Ванга не контролировала процесс общения с теми силами, которые через нее прорекали, контакт происходил только по их желанию, связь в основном была односторонней (7). Сама Ванга говорила о контактах: «…Когда они решают говорить моими устами, мне делается плохо, я хожу без сил весь день» (8). При этом ответы этих сил всегда носили не конкретный, а туманный характер (9). В момент контакта Ванга бледнела, сила и тембр ее голоса менялись и начинали звучать слова и выражения, которые она обычно не употребляла (10). В своей деятельности Ванга часто использовала сахар. Приходящий к ней за советом человек приносил с собой два-три кусочка сахара, которые до этого должны были несколько дней пролежать под его подушкой. Взяв эти кусочки сахара в руки, Ванга рассказывала человеку о его прошлом и будущем (11). Как часто сбывались предсказания Ванги? Согласно данным одного исследования, каждое пятое предсказание Ванги было ложным (12), согласно данным другого, в ходе которого исследовались 823 сообщения, истинными оказались 445, 288 были альтернативными, 90 ошибочными (13). Подчеркнем, что эти данные приведены людьми, которые были почитателями Ванги. Ванга не любила документации своих предсказаний и, к сожалению, вряд ли кто-то уже сможет предоставить более точную статистику. Могло ли быть изменено то, что Ванга предсказывала своим посетителям? Как следует из ее ответа на этот вопрос, — нет. При этом те силы, проводником которых она была, учили, что жизнь человека полностью предопределена, поэтому изменить что-либо в ней человек уже не может (14): «Не думайте, что вы свободны делать все, что заблагорассудится, никто не свободен» (15).

Что Ванга говорила о Боге? Сразу оговоримся, что ни серьезного опыта христианской жизни, ни познаний церковного вероучения у Ванги не было. Но она не отрицала существования Бога, например о Христе она писала: «…у него нет тела. Это огромный огненный шар, на который нельзя смотреть из-за его яркости. Ничего не видно, кроме света. А если кто-нибудь тебе скажет, что видел Бога, знай, что это неправда» (16). О тех силах, которые с ней контактировали, Ванга говорила: «Я наблюдаю их около года. Их одежда напоминает доспехи, которые блестят, как чешуя рыбы. Пожалуй, среди них есть и женщины. Их волосы похожи на водоросли и мягки, как утиный пух; обрамляют головы в виде ореола. Иногда сзади есть что-то вроде крыльев. Очень часто, возвращаясь в свой дом в Петриче, я вижу их рассевшимися в комнатах. „Разговариваю“ с ними. Иногда, еще до того, как приближусь к калитке, я слышу протяжные звуки, нечто вроде мелодии, будто хор поет псалмы… Они не говорят с какими целями приходят сюда…. Эти существа… не знаю как их назвать…. Они нас контролируют» (17). Кто являлся Ванге? Ангельские силы? Видения, как можно заметить из ее слов, действительно несколько стилизованы под ангелов, как их принято изображать на церковных фресках: в описании присутствуют смутные намеки на крылья, ореол. Вот только сложно представить ангелов «рассевшимися в комнатах» и уж совсем невозможно счесть их организацией, не только контролирующей жизнь на Земле, но и устрашающе подчеркивающих свою роль суровых надзирателей: характерен случай, произошедший с Красимирой в возрасте 16 лет, когда Ванга вдруг заговорила с ней чужим голосом, сказав: «Мы тебя видим…» (18), причем далее последовало подробное описание всего того, чем Красимира занималась в тот день. Красимира, что вполне естественно, почувствовала ужас от всего происходящего. Ванга же пояснила, что в этом случае через нее говорили малые силы, которые постоянно находятся рядом с ней и периодически используют ее для контакта с людьми, но есть еще и большие силы, после контакта с которыми ей делается очень плохо.

В правильной оценке характера духовности Ванги нам могут существенно помочь свидетельства о ее отношении к деятельности столь значительной фигуры в мире оккультизма, как Николай Рерих. Некогда Ванга заявила Святославу Рериху, что его отец был «неземным человеком» (19), «пророком» (20), и даже призвала сына продолжить дело отца. Помимо того, Ванга очень хорошо отзывалась о Джуне Давиташвили, одобряла деятельность экстрасенсов, со многими из них общалась лично (21), сама активно занималась целительством (22). Что касается методов ее лечения, то их описанием не побрезгал бы ни один учебник магии. Вот краткий пересказ одного из многочисленных случаев в практике Ванги и данных ею рекомендаций. Некий человек, потеряв рассудок, схватил топор и бросился на родственников, когда же братья связали его и привели к Ванге, то она посоветовала поступить следующим образом: «Купите новый глиняный горшок, наполните его водой из реки, черпая против течения, и этой водой трижды полейте больного. После бросьте горшок обратно, чтобы он разбился, и не оборачивайтесь!» (23). Мы не видим ни слова о покаянии и церковной жизни, которые могли бы уврачевать душу больного! Исцеления, совершаемые православными святыми, всегда имели целью, в первую очередь, духовное врачевание; исцеление же плоти ценой поражения духа — это удел оккультных целителей всех мастей (24).

Итак, кем были те существа, которых Ванга принимала за посланцев свыше, и какова духовная природа их откровений? Мы знаем, что Ванга была малограмотной, слепой и бедной женщиной из глухой болгарской провинции. Она не имела ни опыта христианской духовной жизни, ни познаний, которые могли бы помочь ей в критической оценке непонятных явлений, внезапно властно вторгшихся в ее жизнь. Дом, в котором Ванга жила, по ее мнению, был построен на месте древнего языческого капища. Сохранились свидетельства о том, что многие люди, приходя в это место, чувствовали себя угнетенно. Как мы уже писали, в своей практике ясновидения Ванга активно использовала сахар, позволявший ей увидеть прошлое и будущее человека. Известно, что сахар имеет кристаллическую структуру, а, как утверждают экстрасенсы, говоря о Ванге, «свой магический кристалл был у каждого уважающего себя колдуна или волшебника» (25). Нет сомнений в том, что сами экстрасенсы считали Вангу колдуньей. Источник ясновидения Ванги экстрасенсы оценивали так: «Как объяснить ясновидение Ванги, когда она видит умерших родственников и получает от них сведения?… Лучше всего эти явления объясняет гипотеза существования информационного банка Земли — своеобразного информационного банка» (26). Гипотеза вполне в духе общеоккультных представлений. Из откровений Ванги можно выделить, как минимум, несколько заявлений, которые прямо противоречат Божественному Откровению. Например, ее утверждение о предопределенности человеческой судьбы. Прежде всего, если судьба человека предопределена, то многие советы самой Ванги выглядят непоследовательно. Вот, например, один случай из ее практики: некий врач собирался поехать отдыхать на море, Ванга рекомендовала ему этого не делать, а поехать в горы. Врач не прислушался к ее словам, поехал на море, сразу после этого заболел и умер (27). Если жизнь человека предопределена, то что может в ней изменить следование советам, если ничего, — то зачем советы давать? Ведь, по мнению самой Ванги, никто не свободен в своих действиях. Вместе с тем, из учения о предопределенности судьбы следуют серьезные нравственные выводы. Если человек не волен в своих поступках, то кто виновен в его злых деяниях? Очевидно, не он. Но если есть Бог, который управляет человеком и полностью лишает его свободы нравственного выбора, то кто виновен в творимом зле, как не Он? Вряд ли сама Ванга осознавала логические следствия из своих собственных откровений. Показательна и туманность предсказаний Ванги: если судьба человека предопределена, и силы, «одарившие» Вангу способностью ясновидения, точно знали, что произойдет, что мешало предсказаниям быть четкими? Изучая практику прорицаний Ванги, нетрудно заметить, что по сути она являлась марионеткой этих таинственных сил, говоривших через нее, когда они сами желали, и оказывавших чрезвычайно негативное влияние на состояние ее физического здоровья. Мы не можем считать источником предсказаний Ванги Бога. Во-первых, изучая образ библейских пророков, мы видим, что Бог не использует человека как марионетку. Даже если человек уклоняется от исполнения воли Божией (Иона.1:1−3; Иер. 20:7−9), Бог ждет его согласия, так или иначе пытаясь привести волю человека к согласию со Своей. Пророчества Бога через Его избранника не есть результат насилия Бога над человеком. Во-вторых, даже почитатели Ванги признают существование значительного процента лжепророчеств, произнесенных ею. Но мы знаем из Священного Писания: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Втор.18:22). Далее, Ванга не скрывала своего общения с мертвыми. В Священном Писании тоже можно найти примеры такого общения, например, волшебница из Аэндора вызвала дух пророка Самуила по просьбе иудейского царя Саула (1Цар.28:14). Помимо того, Ванга уважала деятельность экстрасенсов (28), хотя она чужда христианству. И, наконец, ярого борца с христианством (29) и основоположника оккультного учения «Живая этика» Николая Рериха Ванга считала пророком. Да, Ванга занималась прорицаниями и часть ее предсказаний сбывалась, но с точки зрения библейского учения, этот факт сам по себе еще не доказывает духовную чистоту источника предсказаний, например, в Библии мы читаем о служанке, одержимой «… духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим» (Деян.16:16). Подчеркнем, что дух прорицательный покинул женщину после повеления ап. Павла, произнесенного им именем Иисуса Христа: «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час» Деян. 16:18). Учитывая симпатии Ванги к оккультизму и экстрасенсорике, можно сделать вывод, что в основе ее духовного феномена действовали те же силы, которые питают оккультизм и магию, а потому, будь Ванга на месте той новозаветной служанки, ее постигла бы та же участь. Признание Ванги в кругу экстрасенсов и колдунов, магический характер ее целительства не оставляют сомнений в том, что к ней вполне применимы следующие слова Священного Писания: «…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это (выделено нами. — В.П.), и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор.18:10−13).

Конечно, читатель может возразить, что Ванга стремилась делать добро и, судя по всему, будет прав. Но ведь и сатана принимает вид ангела света (2Кор.11:14). Именно поэтому Православие предупреждает всех христиан хранить трезвенность и бдительность: «Пока не очищено сердце от страстей, не следует доверять никаким…мечтаниям или видениям. Это предостережение действенно. Не выпускайте его из виду, ибо оно основано на показаниях святых отцов и может служить для вас в случае недоразумений благонадежнейшим средством к истреблению в душе самомнения, тщеславия и гордости» (30). Годы жизни, проведенные в покаянии и молитве, — путь православного подвижника к очищению от страстей. Постижение очищенным разумом и сердцем смысла Священного Писания дает ориентиры для различения ангелов Божьих и бесов. Но всего этого не было у Ванги, поэтому, как для нее, так и для всех тех, кто полагался на ее водительство, дар Ванги — не Божие благословение, а, скорее, проклятие, соединявшее через Вангу обращающихся к ней за помощью людей не с Богом, а с бесами. Как Ванга, так и ее последователи, за мишурой дешевых предсказаний не разглядели главное: силу, от которой эти предсказания исходили, силу, которая в обмен на временное облегчение болезни или рассказ о нескольких моментах будущего, да и то далеко не всегда сбывавшийся, получала главное — доверие человека, а значит, и доступ к его душе. Но для протянувшего руку дьяволу хотя бы раз в жизни иллюзорна надежда, что на ней не останутся следы его когтей.



Ссылки:

1. — Стоянова К. Ванга. О болгарской ясновидице и прорицательнице. Рига. 1991. С. 72.
2. — Там же. С. 34.
3. — Там же. С. 8.
4. — Там же. С. 7.
5. — Там же. С.34−35.
6. — Там же. С. 12.
7. — Там же. С. 3,5.
8. — Там же. С. 3.
9. — Там же. С. 5.
10. — Там же. С. 2.
11. — Белявская В.Ф. Практические советы великой Ванги. Минск. Литература. 1997. С. 16.
12. — Стоянова К. Ванга. О болгарской ясновидице и прорицательнице. Рига. 1991. С. 2.
13. — Белявская В.Ф. Практические советы великой Ванги. Минск. Литература. 1997. С.204−205.
14. — Стоянова К. Ванга. О болгарской ясновидице и прорицательнице. Рига. 1991. С. 4.
15. — Там же. С. 9.
16. — Там же. С. 6.
17. — Там же. С.73−74.
18. — Там же. С. 3.
19. — Там же. С. 13.
20. — Белявская В.Ф. Практические советы великой Ванги. Минск. Литература. 1997. С. 52.
21. — Там же. С. 49.
22. — Стоянова К. Ванга. О болгарской ясновидице и прорицательнице. Рига. 1991. С. 36.
23. — Там же. С. 54.
24. — См.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики. http://apologet.narod.ru
25. — Белявская В.Ф. Практические советы великой Ванги. Минск. Литература. 1997. С. 51.
26. — Там же. С.216−217.
27. — Стоянова К. Ванга. О болгарской ясновидице и прорицательнице. Рига. 1991. С. 71.
28. — См.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики. http://apologet.narod.ru
29. — См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.narod.ru
30. — См.: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь.

http://www.rspp.su/articles/pitanov/vang.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru