Труд | Протодиакон Андрей Кураев | 11.04.2006 |
Возражения из-за того, что, казалось бы, уже подготовленная и зафиксированная жертва вдруг предпринимает самостоятельные шаги.
Паника оттого, что Церковь отказывается играть по правилам, предложенным еще в эпоху Просвещения. Эти правила предполагают, что роль Джентльмена принадлежит либералам, а роль Дикаря — церковникам. Очень удобно чувствовать себя человеком, который мудро разрешает делать все вопреки глупым запретам старой суеверной няньки.
И вдруг Церковь сама осваивает правозащитный язык и становится защитницей свобод, прав и достоинства человека. То есть она перестает быть удобной картонной мишенью, а оказывается живым и непредсказуемым собеседником. Такая наша позиция обрекает наших оппонентов на труд самостоятельной и новой мысли.
Оказывается, что при диалоге с нами недостаточно только бросать нам в лицо агитпроповские штампы трехвековой тухлости. Оказывается, не всем, кто позиционирует себя в качестве свободных мыслителей, и в самом деле приятно встречаться с новизной и брать на себя труд ее творческого осмысления.
Церковь признает общеизвестную Декларацию прав человека. Но она обращает внимание на то, что угроза правам человека может исходить не только от государства и не только от тех или иных социальных групп. Эта угроза может быть рассеяна в воздухе. Она может исходить от вроде бы ненавязчивой, но тем не менее вездесущей массовой культуры, которая на самом деле массами не создается, но им навязывается в качестве новых стандартов поведения и оценок.
Мы напоминаем, что права человека это алфавит. Однако мало выучить алфавит. Надо накопить в сердце и уме нечто, что ты сможешь высказать с помощью этого алфавита.
Поэтому мы и предлагаем не отказываться от алфавита, но посмотреть чуть дальше его. И говорить не только о правах, но и ценностях, о призвании человека. Именно за это нас теперь обвинили в правовом нигилизме и чуть ли не в тоталитаризме. Но в документах, принятых Собором, ни разу не употребляется слово «запретить». Это призыв к положительному творчеству, а не к тому, чтобы кому-то -за-т-кнуть рот.