Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург06.04.2006 

6 апреля — память преподобного Захарии, постника Печерского, в Дальних Пещерах

В житии преподобного Захарии есть поучительный рассказ, касающийся времени его детства. Пришли однажды в Печерскую обитель два человека — Сергий и Иоанн. В церкви, перед иконой Богородицы, они заключили духовный союз. Через некоторое время Иоанн заболел и, чувствуя близость смерти, пригласил к себе игумена обители Никона. При нем он раздал большую часть своего имущества бедным, а 1000 гривен серебра и 100 гривен золота отдал Сергию и, поручив ему своего 5-летнего сына Захарию, завещал отдать мальчику эти деньги, когда достигнет он зрелого возраста.

Когда Захарии минуло 15 лет, он попросил у Сергия завещанные отцом деньги, но в ответ услышал: «Отец твой отдал имение свое Богу, у Того и проси. Я же ничего не должен тебе. Отец твой был так глуп, что раздал имение бедным, а тебя оставил нищим». Стал юноша горевать о своей нищете и попросил Сергия отдать хоть половину денег, затем просил хоть треть, соглашался даже на десятую часть, но получил отказ. Тогда Захарий сказал: «Если не взял ты ничего у моего отца, то иди, поклянись в том перед образом Божьей Матери, перед которым ты вступил в духовный союз с моим отцом». Сергием же так овладела жадность, что он согласился.

Пришли в церковь. «Не брал я тысячи гривен серебра и ста гривен золота», — сказал сребролюбец и хотел приложиться к образу, но не смог. Уклоняясь к выходу, он вдруг стал кричать: «Преподобные отцы Антоний и Феодосий, не велите убивать меня этому немилостивому! Молите за меня Пресвятую Богородицу, чтобы Она удалила от меня жестокого духа, который владеет моей душой!.. Пусть берут золото и серебро в моей клети». Великий страх напал на всех присутствующих. Послали в дом к Сергию и там, в запечатанном ящике, нашли 1000 гривен серебра и 100 гривен золота.

Полученные деньги Захарий отдал игумену Печерской обители, а сам принял постриг. Деньги эти были употреблены на постройку храма во имя Иоанна Предтечи. Захарий же предался самому строгому подвижничеству, не вкушал ничего вареного, печеного, питался одними овощами, и при такой постнической жизни достиг высокой степени духовного совершенства.

Из этого повествования не трудно понять, как тяжек грех божбы или ложной клятвы именем Божиим, и как строг суд правды Божией над тем, кто решается на ложную клятву.

Можно сказать, что ложная клятва, определенно отвратительней клятвопреступления, так как клятвопреступник по крайней мере в то время, когда давал клятву, мог иметь намерение исполнить обещанное; ложно же клянущийся от начала и до конца дерзко и нагло презирает истину и, несмотря на присущий человеку страх Божий, возникающий в душе при мысли о всеведении, правосудии и всемогуществе Божием, заведомо говорит ложь, как бы дерзко уверенный, что его не постигнет кара небесная. Такое сатанинское бесстрашие и ожесточение испорченного сердца редко остается без надлежащего грозного вразумления или наказания Божия.

Слово Божие строго предостерегает нас от этого греха: «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не безчести имени Бога твоего. Я Господь (Бог ваш)» (Лев. 19, 12). Наказание Божие угрожает тому, кто клянется во лжи: «Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. Если он согрешит, грех его на нем; и если он вознерадел, то сугубо согрешит. И если клялся напрасно, то не оправдается, и дом его наполнится несчастьями» (Сир. 23, 11−13). В Новом Завете святой Иоанн Богослов говорит, что лжецы, под которыми, без сомнения, подразумеваются в первую очередь ложно клявшиеся именем Божиим, будут осуждены на вечные мучения наравне с величайшими грешниками: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это — смерть вторая» (Откр. 21, 8).

http://orthodox.etel.ru/2003/12/k_zahary.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru