НГ-Религии | Станислав Минин | 05.04.2006 |
На заявление Каспера оперативно отреагировал Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). Глава ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) на пресс-конференции в центральном офисе Интерфакса 30 марта отметил, что диалог между двумя Церквами действительно «стал более интенсивным», однако вопрос о визите Папы в Россию «не рассматривается».
В то же время в интервью Интерфаксу заместитель главы ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин напомнил о том, что взаимоотношения Католической Церкви и РПЦ в целом складываются далеко не безоблачно. По словам Чаплина, основными проблемами остаются «проблема прозелитизма» и «проблема экспансионистских действий украинских греко-католиков».
Таким образом, в деле православно-католического диалога все остается по-старому. Схожими репликами Чаплин и Каспер обменялись осенью 2005 г. Тогда немецкий кардинал назвал украинских униатов «мостом между Востоком и Западом», а заместитель главы ОВЦС заявил, что, «если униатство — мост, то этот мост заминирован» (см. «НГР» N 13 от 21.09.2005 г.).
Впоследствии Ватикан признал «соответствующим каноническому праву Восточных Церквей» перенос кафедры главы Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) из Львова в Киев, что, конечно, лишь осложнило диалог между Святым Престолом и РПЦ.
Очередное обстоятельство, вызвавшее недоумение в Московском Патриархате и потребовавшее официальных разъяснений со стороны Ватикана, имело место уже в марте текущего года. Выяснилось, что в списке титулов Папы Бенедикта XVI в последнем издании ежегодника Римско-Католической Церкви «Annuario pontificio» отсутствует титул «Патриарх Запада».
Бывший глава Конгрегации Восточных Церквей кардинал Акилле Сильвестрини в интервью итальянским СМИ заявил, что, отказ от титула — проявление «экуменической чувствительности» Бенедикта XVI. По мнению Сильвестрини, в прошлом титул «Патриарх Запада» в глазах представителей православных Патриархатов мог выглядеть как знак претензий Ватикана на мировое господство.
В свою очередь, представитель РПЦ при европейских международных организациях митрополит Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) отметил, что «Патриарх Запада» — наиболее приемлемый для православных титул Папы Римского. По словам митрополита Илариона, именно отказ от этого титула, ранее обозначавшего территориальную ограниченность юрисдикции Рима, и есть знак «претензии на вселенскость».
22 марта Папский совет по содействию христианскому единству опубликовал официальное коммюнике, в котором объяснил причины отсутствия титула «Патриарх Запада» в «Annuario pontificio». В коммюнике титул назван «устаревшим» и несоответствующим современной структуре Католической Церкви. «Второй Ватиканский Собор выработал каноническую структуру, адекватную нынешним нуждам Церкви, а именно структуру национальных епископских конференций и их встреч на международном уровне», — говорится в документе.
Исходя из этого, «Патриарх Запада» — титул, указывающий на неактуальную для современной Католической Церкви систему управления. Безусловно, в этом объяснении есть некоторое лукавство. «Ведущая роль епископских конференций», провозглашенная Вторым Ватиканским Собором, де-факто остается проектом, а не реально действующим механизмом.
Однако митрополит Иларион не нашел ответ Святого Престола удовлетворительным и адекватным выраженной РПЦ озабоченности. По его мнению, Папский совет по содействию христианскому единству не разъяснил, как именно отказ Папы от титула «Патриарх Запада» будет способствовать достижению христианского единства.
Безусловно, в такой сложной сфере, как межцерковный диалог, любая деталь обретает значимость. Отказ Патриарха Алексия II от встречи с кардиналом Ренато Мартино «по причине плохого самочувствия» или же отказ Папы Римского от одного из титулов — все это рассматривается и определенным образом интерпретируется как в Московском Патриархате, так и в Ватикане.
В то же время церковное единство едва ли можно считать реализуемым проектом, и Церкви, конечно, осознают как «плюсы», так и «минусы» сближения. В связи с этим постоянные попытки сделать акцент на том, что разделяет Церкви, едва ли можно считать случайностью. Стороннему наблюдателю порой сложно понять, почему, например, Папа Римский не может приехать в Россию. Церковные иерархи, безусловно, понимают это достаточно хорошо.