Русская линия
Седмицa.RuАрхиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов)04.04.2006 

Интернет-миссия Церкви

В 2006 году Православие в Интернете отмечает юбилей. Десять лет назад появилась первая православная страничка — сайт Нижегородской епархии РПЦ, созданная священником Игорем Пчелинцевым, ныне пресс-секретарем архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия.

Бесспорно, новейшие технологии активно вошли в нашу повседневную жизнь. И Церковь, как живой организм, не может не реагировать на веяния времени. Тем более, что о техническом развитии человеческой цивилизации задумывались и отцы-апологеты раннего Христианства. Например, церковный историк Тертуллиан считал достижения технического прогресса грехом: «Богу не угодно то, что Он не творил». Однако святой Феофил Антиохийский, напротив, был на стороне изобретательской мысли.

Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, Председатель Миссионерского отдела Московской Патриархии
Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, Председатель Миссионерского отдела Московской Патриархии
Церковь не может игнорировать интересы людей. И раз «всемирная паутина» с каждым днем увеличивает сферы своего влияния, надо научиться использовать ее в своих благих намерениях в деле христианского Благовестия. Об интерактивной деятельности Русской Православной Церкви с нашим корреспондентом беседует Председатель Миссионерского отдела Московской Патриархии, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн

— Владыка, скажите, пожалуйста, компьютер и Интернет в частности — это зло?

— И компьютер, и Интернет — это инструменты. Их можно сравнить со скальпелем, который в руках хирурга является благом, потому что с его помощью спасается жизнь человеческая, но в руках убийцы и разбойника — это зло, потому что он приносит смерть. Также и в Интернете можно почерпнуть очень много полезного: существует большое количество сайтов, где рассказывается о вере, что очень помогает тем, кто ищет истинного пути спасения.

— В проекте новой Концепции миссионерской деятельности РПЦ говорится, что в связи с вызовом «информационного общества, с бурным развитием информационных технологий возникновением новой — информационной цивилизации и даже искусственного, виртуального мира… миссия Церкви должна искать допустимые формы и методы работы в информационном пространстве». Каким образом Интернет можно использовать в миссионерстве? Только ли путем создания православный сайтов?

— Перспективным, как мне кажется, направлением работы может стать развитие дистанционного обучения по предмету «Основы религии». Мы сделали много подобных программ, используя которые можно формировать специальные уроки по Православию. Как раз этим мы активно пользуемся в своей миссии.

— Какие православные сайты Вам больше всего нравятся? Почему?

— «Седмица.Ru», «Православие.Ru», «Просветитель». Они очень профессионально сделаны. У них прекрасная наполненность и удобный интерфейс.

— Владыка, а Вы смотрите не православные сайты?

— В силу того, что нам приходится заниматься проблемами, связанными с деструктивными культами, мы наблюдаем за работой весьма опасных сайтов, куда, ничуть не преувеличивая, заходить страшновато. Ведь на них в полном объеме размещены всевозможные сатанинские заклинания и тому подобные гадости.

— Как Вы считаете, какой сайт наиболее интересен современному российскому обывателю?

— Все зависит от того, зачем он посещает Интернет. Слава Богу, появились сайты, которые заставляют человека думать. И если они сделаны талантливо, то с их помощью можно решить те или иные проблемы.

— Имеет ли право на существование сайт, где у любой религии, конфессии была бы своя рубрика?

— Существование подобных проектов наиболее логично в формате форумов. Мы активно используем подобную практику, когда представителями разных вероисповеданий ставится и обсуждается насущная проблема. Подобный диалог религий бывает очень полезен.

— И все-таки, эффективно ли «интернетное» миссионерство в объеме всей страны? Неужели его можно активно использовать в отдаленный уголках России?

— И в Сибири, и на Дальнем Востоке все чаще встречаются школы, подключенные к «мировой паутине». Его можно встретить и в сельской школе. Неверно думать, что там люди оторваны от жизни. И поскольку изучение основ компьютерного программирования есть в государственном общеобразовательном стандарте, значит и Церковь не должна игнорировать современные технологии, а использовать их в целях воцерковления нашего народа.

— Владыка, зачем нужен сайт Миссионерскому отделу МП?

— Для того, чтобы, анализируя задаваемые вопросы и, тем самым, выявляя интересы нашего общества, формировать просветительские программы, которые помогли бы людям найти Христа. Конечно, для выполнения подобной миссии, необходим отвечающий требованиям современной Интернет-журналистики профессиональный сайт.

— Что такое «православная журналистика» и каково ее место в деле проповеди?

— Искусство посредством слова талантливо донести до читателей ту или иную мысль о Церкви. Открыть для людей Православие во всем его богатстве. Это творчество, знакомящее людей с основами нашей веры.

Православная журналистика предполагает самую активную деятельность. Кстати, этому способствует ее жанровое разнообразие. Эффективной она становится тогда, когда качественно и аргументировано отвечает на вызовы секулярного мира и, зачастую агрессивно настроенного по отношению к Церкви, общества. В ее основе должно лежать освещение актуальных проблем с точки зрения Православной веры, а также критика «антиправославных» явлений.

— Каков портрет современного миссионера?

— В широком смысле по призванию через Таинство Евхаристии им становится каждый православный человек, который должен осознавать возложенную на него ответственность свидетельства. Церковь определяет, что «миссионер обязан донести опыт апостольской и святоотеческой традиции на языке, понятном современникам» [1], чтобы «через личный опыт следования за Христом» [2] всколыхнуть равнодушного. Отличительным качеством миссионера должно стать «терпение со смиренной преданностью Богу и готовность преодолевать все трудности» [3], постоянно обновляя формы своего служения. Миссионерской ответственностью мирян также является «внесение личного вклада в дело миссионерского свидетельства в соответствии с образованием, способностями и профессиональными навыками» [4].

— Вы много ездите по стране. Как местные жители относятся к православным миссионерам?

— По-разному. Например, на Камчатке, где мы побывали осенью 2005 года, в некоторых селениях нас не хотели пускать в школы. Это связано с активной пропагандирующей деятельностью в этих местах протестантов. Не всегда все бывает гладко. Часто приходится претерпевать трудности, что естественно для миссионера.

— Владыка Иоанн, а какой должна быть «информационная миссия» Русской Православной Церкви?

— Быстрой и доступной. Вот почему Интернет необходимо активно задействовать в миссионерстве. Тогда мы достигнем больших успехов в деле формирования общественного мнения, основанного на своевременной христианской оценке того или иного события. Новейшие технологии позволяют нам предавать гласности факты вытеснения или притеснения Православия, а также не замалчивать всевозможную антиправославную деятельность. В связи с этим нам необходимо создать единый банк данных аналитических и справочных материалов.



В своем докладе на XIV Международных Рождественских Образовательных чтениях редактор каталога «Православное Христианство.Ru» (www.hristianstvo.ru) Иван Мазуренко сказал, что около 45% православных сайтов мирового интернета имеют версии на русском языке, число англоязычных проектов не превышает 30% от общего числа сайтов. Около 6% православных сайтов созданы на румынском языке, 4% - на сербском, 3% - на французском языке.

По данным каталога «Православное Христианство.Ru» приблизительно 40% всех православных сайтов — это странички приходов. Ее имеет каждый тридцатый российский храм РПЦ, что с одной стороны является положительным явлением православной интеграции в мировое информационное пространство. Однако этот высокий количественный уровень висит в Интернете практически «мертвым грузом». Ведь большинство сайтов обновляются раз в год, и то по обещанию. Да, к тому же, кроме как о восстановлении своего храма или жизни прихода ничего не рассказывают. По большому счету, они лишены актуальности, а, значит, эта огромная масса не способна к эффективной миссионерской деятельности среди потенциальных жаждущих Слова Божия, плутая по Интернету, случайно забредших на подобные православные странички.

«Для меня Интернет — это, прежде всего, новости, — говорит председатель Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии священник Виктор Горбач. — Вот почему необходимо развивать оперативные, объективные, максимально информационные сайты».

— Православным не хватает в Интернете хороших качественных аналитических работ. Нам нужны журналисты с православным мировоззрением. И важным делом современного миссионерства может стать создание и развитие уже имеющихся православных сайтов, которые смогут составить серьезную конкуренцию светским СМИ. Качество должно соответствовать требованиям. Поэтому надо уходить от формата некоего «междусобойчика» и становиться полноценными СМИ, имеющими влияние в обществе, — подчеркнул отец Виктор.

«Внешне Церковь очень активна, если учесть, что у нас целых три официальных сайта: сайт ОВЦС, „Патриархия.Ru“ и Седмица.Ru», хотя последний формально является сайтом «Православной энциклопедии», но воспринимается как Патриарший сайт, — считает главный редактор Православного информационного агентства «Русская линия» (Санкт-Петербург) Анатолий Степанов. — А если еще учесть «дочернее предприятие» ОВЦС — «Интерфакс-Религия», то можно сказать, что у нас перебор с официозом. Вместе с тем, информационное присутствие РПЦ в Интернете нельзя признать удовлетворительным, поскольку ни один из этих сайтов не является полноценным информационным агентством. Не хватает именно осознанной информационной политики".



— А зачем Церкви нужны СМИ?

— Не только для проповеди, как некоторые считают. Но также для защиты интересов Церкви, для Ее присутствия в обществе, для его нравственного оздоровления.

— Только ли в деньги упирается создание общенационального православного информационного агентства?

— Нет, но еще и в кадры, а также — и это главное — в отсутствие ясной концепции подобного проекта.

Многие по-прежнему считают, что Церковь — пристанище бабушек в белых платочках. Конечно, и их немало в храмах. Однако за те 10 лет, когда в Интернете появились первые православные сайты, портрет православного христианина претерпел существенные изменения. Сегодня в основном это молодежь, интеллигенция, общественные, политические деятели, представители большого, среднего и малого бизнеса. И хочется надеется, что религиозные предпочтения каждого верующего не будут являться лишь данью моде. Ведь на благо Церкви может послужить любой человек. Для этого не обязательно идти проповедовать в языческих народах. Мы должны приносить плоды на тех местах, куда нас посадил Господь — каждый в меру своих возможностей. Например, пока это можно делать, не затрачивая огромных материальных средств, осваивая Интернет-пространство не только количественно, но качественно.



Примечания:

[1] Проект новой Концепции миссионерской деятельности РПЦ стр. 23

[2] Там же

[3] Проект новой Концепции миссионерской деятельности РПЦ стр. 24

[4] Там же, стр. 13

С Архиепископом Иоанном беседовала Евгения Жуковская

(В материале использованы ресурсы сайта православных веб-разработчиков)

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=31 983&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru