Православная газета г. Екатеринбург | 31.03.2006 |
В начале XIV века Церковь Божию возмущал своей ересью Варлаам Каламбрийский. Он назвал такое освещение человека самообольщением и ересью. Говорил, что никто при жизни не может стяжать Духа Святого, а значит ни к чему пост, бдение, молитва, милостыня, всякое доброе дело, делаемое ради Христа. Согласно его словам, получалось, что и святости нет. Опираясь на свой подвижнический опыт, святитель Григорий доказал, что видение Фаворского света соответствует евангельскому учению, и первыми были освящены Духом Святым Пресвятая Дева Мария и Святые апостолы. Обличение еретиков привело к их осуждению и изгнанию.
В 1347 году святитель Григорий принял сан архиепископа Фессалонитской Церкви. Более 30 лет, до самой смерти, он неустанно заботился о духовной жизни своей паствы, указывая и словом и написанными трудами путь христианам. Народ же чтил святителя Григория как человека святого, как Богоносца, пророка и гонителя бесов.
«Братья, послушайте меня! Я ныне пришёл к вам и по заповеди Господней возвещаю мир всем и со всеми. Приобретите же этот мир, прощая друг друга, если кто кого оскорбил, как и Христос простил нас, чтобы вам стать сынами мира, т. е. Бога. Ведь Он есть мир ваш, Он, соединивший два в одном и разрушивший средостение преграды и уничтоживший вражду на Своём Кресте… Его присутствие есть мир, и посредством мира сошёл Он на землю, преклонив небеса…» (святитель Григорий Палама).