Труд | Валерий Коновалов | 30.03.2006 |
«Ближайшие годы» — понятие растяжимое, к тому же похожие заявления звучали не раз и при прежнем Папе Иоанне Павле II, и уже при нынешнем Бенедик- те XVI. Серьезных оснований для таких обещаний нет, потому что нет пока реальных перемен в разрешении проблем между Русской православной церковью и Ватиканом. Правда, создана специальная комиссия, которая призвана выработать подходы к урегулированию спорных вопросов между Церквями, но о результатах ее работы говорить еще рано.
Суть проблемы в том, что, по мнению Патриарха Алексия, конструктивному диалогу между Церквями препятствуют политика прозелитизма, проводимая Ватиканом, разгром православных епархий в ряде украинских регионов, продвижение греко-католиков на Восток. Прозелитизм — это, проще говоря, переманивание верующих из одной конфессии в другую. Заверения Ватикана в том, что «проблема прозелитизма может быть легко разрешена» (так буквально заявил и кардинал Каспер), к сожалению, так и не подкрепляются реальными шагами. Отсюда и отношение к возможному визиту Папы Римского в Москву.
«Мы считаем, что такой встрече должны предшествовать улучшение отношений и преодоление тех трудностей, которые на сегодня в наших отношениях имеются, — подчеркивал Патриарх Алексий. — Как показывает опыт, на такой встрече нельзя ставить и детализировать сложные вопросы. Встреча должна быть завершающим этапом».
Надо заметить, что проблема возможного визита Папы Римского в Россию активнее всего обсуждается теми, кого она, казалось бы, не очень-то и касается. То есть людьми, далекими не только от православия, но и вообще от христианства. Для них это лишь очередной повод выступить против Русской православной церкви. Есть и те, кто хотел бы использовать возможный визит Папы в политических и пропагандистских целях. Ну, а Патриарх Алексий слишком серьезно относится к встрече глав двух крупнейших христианских Церквей, чтобы сводить ее к пиару.