Российская газета | Татьяна Владыкина | 29.03.2006 |
Марат Муртазин уверен, что СМИ, в особенности телевидение, навязывают обществу негативный образ мусульманина.
— Это обязательно человек с бородой, скачущий с автоматом Калашникова по горам, — говорит он. — Почему-то люди забывают, что мусульмане тоже строили эту страну и проливали за нее кровь. Я очень мало вижу положительных публикаций об исламе.
Алексей Журавский, ведущий научный сотрудник Института восточных культур РГГУ, считает, что на вопросы «как и что» можно ответить тогда, когда будут ответы на вопросы — как говорить и с кем говорить?
— Нужно учитывать среду, — говорит Журавский, — в научном сообществе можно обсуждать все проблемы. У СМИ слишком широкая аудитория, и реакция может быть разной. Несомненно, у каждой религии есть свои святыни, над которыми нельзя смеяться и издеваться. Россия — государство полирелигиозное, и решить эту проблему можно только на государственном уровне.
— Мы живем в светском государстве, где все религии равны. Но светскость бывает разная, Советский Союз тоже был светским государством, — продолжил дискуссию Ефим Резван, главный редактор международного научного журнала Manuscripta Orientalia, заместитель директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН. — Об исламе нужно говорить много, открыто и по-разному. Надо пытаться найти золотую середину, чтобы журналисты, особенно провинциальных СМИ, не боялись писать (не дай Бог написать «пророк» с маленькой буквы, в тюрьму посадят) — это одна из крайностей, а мы все заинтересованы в том, чтобы их не было, — заявил Резван и представил участникам проект «Иджма» («Согласие») — телевизионные интервью с известными мусульманскими учеными, общественными деятелями, живущими как в арабо-мусульманском мире, так и в США, Европе, России, Китае и других странах.
По дороге в редакцию я поинтересовалась у прохожих, что для них ислам и как им представляется мусульманин. Ответы были разные: «не моя и не чужая религия, просто особенное миропонимание отдельной группы людей», «мечеть и мулла, или как он там называется, который кричит с башни», «мужики в чалмах, которые молятся на ковриках», «коврик, чалма, Аллах Акбар по утрам». О том, что мусульманин — это «бородатый мужик в горах с автоматом» не сказал никто.