Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Григорий Дьяченко | 28.03.2006 |
Святой мученик Никандр выражал свою любовь к умершим, а именно к пострадавшим за Христа святым мученикам, погребением их тел. Его пример и для нас обязателен: и мы должны заботиться о предании честному погребению умерших наших ближних в надежде славного воскресения их в день всеобщего Суда Божия.
Но этим наша любовь к умершим не должна ограничиваться.
В чем же она должна проявляться по отношению к умершим? Для них дороги теперь молитвы, для них дороги вещественные приношения, подаваемые по ним нуждающимся; для них беспредельно дорога бескровная жертва, совершаемая по ним. Вот, если мы исполним это, то покажем, что мы любим умерших и умеем благотворить им; вот только этого одного и ждут умершие, только в этом одном и нуждаются.
Итак, будем молиться за умерших не только в известное время года, но всегда, каждый день будем молиться о них. Своей молитвой мы доставим желаемое и ожидаемое благо умершим, доставим им лучшее положение, избавим их от страданий адских, доставим им отраду и утешение. Теперь умершие сами собой ничего не могут сделать, не могут перейти из одного состояния в другое, но мы, живые, движимые Христовой любовью, которая и к нам привлечет милосердие Божие, можем облегчить их участь и из безотрадной сделать отрадной.
Если желаем знать, что молитвы облегчают страдания умерших и даруют им блаженное состояние, то вот пример тому из отеческих сказаний. Однажды святой Макарий, путешествуя по пустыне, встретил один череп. «Кто ты», — спросил он его. — «Я был начальником идольских жрецов», — отозвался череп. — «Каково вам, язычникам, на том свете?» — опять спросил святой Макарий. — «Мы в огне, — отвечал череп со стенаниями, — пламя охватывает нас с ног до головы, и мы не видим друг друга; но, когда ты молишься о нас, тогда мы начинаем видеть несколько один другого, и это доставляет нам отраду». Из этого ясно, что молитвы, с верой совершаемые, приносят действительную пользу умершим, и не только верующим, но и язычникам.
Такую же пользу умершим доставляют и благотворения. Милостыня от смерти избавляет, и тая очищает всяк грех, — говорит слово Божие (Тов. 12, 9). «Почти умершего милостынями и благотворениями, ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук», — говорит святой Иоанн Златоуст. И действительно, благотворения и милостыни по умершим служат к облегчению их участи, как это подтверждает следующий пример. Святая игумения Афанасия, пред отшествием из сей жизни, заповедала сестрам своего монастыря поставлять в память ее трапезу нищим до сорока дней. Случилось же, что сестры только до десяти дней соблюдали завещание своей начальницы. Это нерадение вызвало святую из другого мира. Явившись в сопровождении двух ангелов некоторым из сестер обители, она говорила им: «Для чего преступили вы заповедь мою? Да будет всем известно, что творимые до сорока дней за душу умершего милостыни и питание алчущих умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то чрез сие они приемлют от Господа отпущение грехов; если праведны, благотворительность за них служит ко спасению благотворителям».
Видите ли, братия христиане, пользу и важность благотворения по умершим? И слово Божие, и свидетельства отеческих сказаний подтверждают, что милостыня и благотворения по умершим доставляют пользу не только умершим, но и их благотворителям.
Теперь скажем о важности спасительной бескровной жертвы. Бескровная жертва для того и приносится, чтобы очищать, умилостивлять, спасать. «Если подзаконные священники, — говорит святитель Ефрем Сирин, — служебными приношениями очищали грехи убиенных и оскверненных беззакониями, как упоминается в Священном Писании (2 Мак. 12), то не удобнее ли священники Нового Завета Христова могут действительно очищать долги отшедших от земли грешников святыми приношениями и молитвами уст своих?». При совершении бескровной жертвы в лице священнодействующих приносит эту жертву Сам Христос. Он Сам хода-тайствует пред правосудием Божиим о прощении грешника. А от этого превеликая бывает польза душам, о которых моление возносится в то время, как предлежит святая и страшная жертва.
Вот и пример того, что бескровная жертва облегчает участь умерших. Одному благочестивому пресвитеру явился один преставившийся христианин и просил совершить за упокой его души бескровную жертву. К этой просьбе присовокупил явившийся, что если священная жертва облегчит его участь, то он уже в знамение этого не явится ему более. Священник Христов исполнил требование, и нового явления не последовало.
Этими способами и будем, братия, благотворить умершим. В этих благотворениях и будем проявлять свою любовь к ним. Аминь.