Интерфакс-Религия | Митрополит Московский и всея Руси Старообрядческой Церкви (Белокриницкая иерархия) Корнилий (Титов) | 27.03.2006 |
— Как и Ваш предшественник, Вы много времени уделяете разъездам по старообрядческим общинам, при этом в городах нередко происходят Ваши встречи с местными архиереями Русской православной церкви. Довольны ли Вы результатами этих встреч? Как к ним относятся сами старообрядцы?
— В целом я доволен такими встречами. Они помогают устранить вековые средостения непонимания, настороженности и отчужденности в отношениях между нашими конфессиями. Вероучительных тем мы не касаемся. Встречи проходят в сугубо деловом ключе. Решаются вопросы о передаче церковных зданий, предметов церковного обихода и т. п. Что же касается отношения наших христиан к подобным встречам, то надо откровенно сказать: зачастую они воспринимаются настороженно. И это вполне объяснимо: слишком еще сильна генетическая память о недоброжелательном отношении к старообрядцам со стороны церковной и светской власти в прошлом. Сегодня положение изменилось к лучшему, однако оно должно быть подкреплено добрыми делами.
— Недавно состоялась Ваша встреча с председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Как бы Вы охарактеризовали атмосферу этой встречи и ее результаты?
— Встреча проходила в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания. Мы не касались вероучительных вопросов; разговор шел о том, как скоординировать наши усилия, чтобы помочь русским людям обрести свои традиционные ценности, во многом утраченные в результате драматической смены исторических эпох.
— В каких областях церковно-общественной жизни Вам видится возможность объединять свои усилия вместе с Русской православной церковью? Возможен ли межцерковный диалог, богословско-историческая дискуссия?
— Считаю необходимым направить общие усилия на борьбу за сбережение нашего народа, его нравственного и душевного здоровья, ибо разгул пьянства, наркомании, нравственной распущенности, откровенной пропаганды всевозможных видов порока достиг сейчас в нашей стране небывалых размеров.
Что касается богословско-исторической дискуссии, то она не только возможна, но и желательна, ибо, несмотря на усилия руководства Русской православной церкви по исправлению исторических ошибок в отношении старообрядчества (отмена клятв на старые обряды на соборе 1971 года и т. д.), сущность великой церковной трагедии XVII века еще требует всестороннего осмысления в духе богословской и исторической объективности.
— Старообрядцы известны своим консерватизмом, что, в частности, позволило им сохранить до наших дней много бесценных памятников культуры и искусства, почти забытых народных традиций. Чем еще современное российское общество должно быть благодарно старообрядцам? Какие духовные ценности Вы бы посоветовали современникам перенять у старообрядцев?
— Отвечу Вашими же словами: ценности здорового, просвещенного консерватизма. Ныне русский народ после крушения «одной-единственной» идеологии оказался открытым всем идейным ветрам. Это привело к состоянию духовной растерянности, что грозит утратой, как сейчас говорят, национальной идентичности и социально-политической нестабильностью. Но еще Александр Сергеевич Пушкин писал, что человек жив «любовью к родному пепелищу, к своим отеческим гробам». А этой любовью старообрядцы особенно отличались в истории нашего Отечества.
— Как Вы относитесь к факту создания Священным Синодом Русской православной церкви комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством? Как складываются у Вас отношения с этой комиссией?
— Положительно. Правда, пока эти отношения еще только складываются. Нужно сделать так, чтобы эта комиссия не стала еще одним формальным образованием, но чтобы она действительно отвечала запросам времени.
— Каким, на Ваш взгляд, должно быть отношение старообрядцев к предложению ввести в общеобразовательных школах предмет «Основы православной культуры»? Считаете ли Вы нужным или возможным, чтобы в рамках этого курса было обеспечено положительное освещение вклада старообрядцев в русскую культуру и сбалансированное изложение событий русской истории XVII века?
— Вопрос очень непростой. Можно даже хорошее дело загубить плохим исполнением. Ведь одно дело — добровольное и заинтересованное изучение предмета, а другое — выставление оценок, обязательные экзамены, короче, обычная «принудиловка». Сколько выпускников средних школ уже никогда не возьмут в руки «Евгения Онегина» и «Войну и мир» только потому, что в свое время их заставляли зубрить отрывки из них и писать сочинения «на тему». Но это — произведения светской культуры, а духовная культура в этом отношении еще более беззащитна от пусть и непреднамеренной профанации.
Что касается старообрядчества, то о нем, к сожалению, знают в народе до обидного мало, весьма приблизительно и зачастую совершенно неадекватно. Но эти знания можно было бы давать и в курсе отечественной истории, объективно и непредвзято изложенном.