Правая.Ru | Виктор Саулкин, Леонид Болотин, Андрей Хвалин | 27.03.2006 |
В.Саулкин: Дорогие братья и сестры! Сегодня в студии радиостанции «Радонеж» вновь Андрей Юрьевич Хвалин и Леонид Евгеньевич Болотин — православные писатели, публицисты, историки. Мы продолжаем беседу о книге Андрея Хвалина «Прославление Царской Семьи». В прошлый раз мы, в частности, говорили об отношении Святого Царя Николая к Китаю, о Русско-Японской войне. Сегодня хотелось бы поговорить с нашими гостями о Приамурском Земском Соборе, статья о котором помещена во второй части книги.
Будущее России многие наши мыслители связывали с выходом к Тихому океану. Какие уроки можно извлечь из восточной политики Государя Николая Александровича для строительства современных отношений с великим китайским соседом, для нового церковно-государственного обустройства дальневосточных земель?
А.Хвалин: Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Освоение русского Дальнего Востока — тема для меня не отвлеченная, она связана с нашим родом, с моей семьей. Составленное моей тетушкой, Татьяной Карповной Кушнаревой, двухсотстраничное описание нашего корня по бабушкиной линии, ведущего начало с XVII века из черниговского казачества, рассказывает, как мои предки переселились на Дальний Восток и обживали эти земли в XIX веке. Пращуры со стороны деда были терскими казаками, из Гудермеса. В Приморье они вошли в состав образованного по Монаршей Воле нового Уссурийского казачьего войска. Грандиозным событием для всех приморцев стало посещение Владивостока в 1891 году Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, будущим Государем Императором. Визит имел огромное духовное и государственное значение для всей России.
Определяющее положение дальневосточной политики Святого Царя Николая Александровича — теснейший союз Церкви и государства в любых вопросах: во-первых, хозяйственного и религиозно-культурного освоения этих земель, наиболее энергично развернувшегося во второй половине XIX века. Можно провести определенную параллель с сегодняшней ситуацией, когда происходит стремительное возрождение церковной жизни после десятилетий атеистической диктатуры.
Лучшее, что было накоплено в эпоху правления Святого Царя Николая, применяется и сейчас, например, строительство храмов в пограничных селениях, установка Православных Крестов и проведение Крестных Ходов по границам, отделяющим и духовно обороняющим наше цивилизационное пространство. Мы видим, что Епископы и паства дальневосточных епархий принимают с радостью и благоговением общецерковные святыни — Мощи Апостола Андрея Первозванного, Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и Мученицы-инокини Варвары и другие. Все это позволяет нам говорить, как и прежде, о едином духовном и территориальном пространстве России от западных границ до тихоокеанских рубежей. При Государе Императоре Николае Александровиче дальневосточные земли страны так и назывались — Дальняя Россия, чем подчеркивалось неделимость нашего Отечества.
Второй урок: союз Русской Православной Церкви и государства в храмозодчестве. Сегодня, когда Церковь отделена от государства, но не от общества, как постоянно подчеркивает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, строительство церквей не может осуществляться светскими властями напрямую. На помощь Церкви приходят различные общественные благотворительные организации. Что интересно: при интенсивном возведении храмов и при них церковно-приходских школ в Дальней России в эпоху царствования Императора Николая Александровича государство также не имело возможности из казны быстро удовлетворить все религиозные, просветительские и культурные нужды дальневосточников. Тогда, как и сегодня, на помощь пришли общественные организации, например, созданный при Комитете Сибирской железной дороги специально для этих целей фонд имени Императора Александра Третьего, получивший благословение и первый взнос от Святого Праведного отца Иоанна Кронштадтского. Создание подобного фонда являет собой, пожалуй, первый столь яркий пример в истории Императорской России единения Самодержавной Власти, Православной Церкви и Российского общества в мирное время.
Третий урок: единство Церкви и государства в противостоянии инославной и иноверческой агрессии, усилившейся в конце XIX — начале XX века. С волной переселенцев из западных губерний в Дальнюю Россию перебрались и всевозможные сектанты протестантского толка. С другой стороны, протестантизм проникал в Приморье из США через Корею с пресвитерианскими проповедниками, устремившимися вслед за корейской переселенческой массой, получившей у нас приют и защиту от преследования оккупационных японских властей. В книге данной теме посвящена специальная статья «Миссионеры революции». На основании анализа источников из Российского государственного исторического архива Дальнего Востока можно сделать однозначный вывод: Церковь и государство в тесном союзе вполне успешно противостояли этой агрессии духовными и гражданскими средствами. И если бы не проникли так сильно во все слои русского общества «измена, трусость и обман» (слова из дневника Святого Царя Николая, записанные в ночь насильственного отречения от Престола), если бы революционеры не повыбили бы настоящих Государевых слуг за десятилетие террора, то, возможно, удалось бы предотвратить и февральский переворот 1917 года. По крайней мере, Дальний Восток, никогда не знавший крепостного права и динамично развивающийся в начале XX столетия, дольше всех в стране противостоял революционной смуте.
Помня о героической борьбе добровольческих войск в центре и на Юге страны, не забудем и свершений русских людей в Дальней России, сумевших собрать и провести летом 1922 года во Владивостоке Приамурский Земский Собор, восстановивший Династию Романовых на Российском Престоле. Ведущая роль в этих событиях принадлежит генерал-лейтенанту Михаилу Константиновичу Дитерихсу — руководителю расследования убийства Святой Царской Семьи. Только с падением Приамурского Земского края в октябре 1922 года и исходом из Приморья огромного количества беженцев можно говорить об окончании гражданской войны. Кстати, недавно Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин освятил памятный Крест на месте исхода русских людей как символ уврачевания ран, нанесенных братоубийственной гражданской войной. И это тоже урок преодоления былого раскола нашего народа, вселяющий надежду на восстановление исторической государственности в России.
В.Саулкин: Леонид Евгеньевич, многие наши соотечественники, к сожалению, не понимают духовного значения, которое имел Приамурский Земский Собор для судеб России. Им кажется, что просто собрались противники советской власти и в очередной раз осудили новый большевистский режим. А ведь Земский Собор восстановил в духовном смысле преемство Русской Истории. И сегодня нам еще предстоит осмыслить наследие, оставленное участниками Приамурского Земского Собора во главе с воеводой, генерал-лейтенантом Михаилом Константиновичем Дитерихсом.
Л.Болотин: Дело в том, что значение Приамурского Державно-Церковного Собора 1922 года было сформулировано самим генералом М.К.Дитерихсом еще в ходе борьбы с большевиками, накануне исхода русских людей из Приморья. В своем последнем Указе воевода Земской рати выразил твердую уверенность, что в грядущем уроки Приамурского Собора обязательно будут осмысливаться теми русскими, которые захотят восприять наследство законной Русской Православной Власти. Когда это будет, я не ведаю. Но то, что Андрей Юрьевич Хвалин обратился к истории этого Собора, и в послереволюционной России именно его книга стала первым книжным источником сведений об этом Соборе, для меня чрезвычайно дорого.
Когда мы познакомились с Андреем Хвалиным в 80-ые годы, а это произошло на литературной почве, на семинаре молодых критиков в Дубултах, проводимом Союзом писателей России, тогда к Андрею пристало прозвище «критик-пограничник». Это определение характеризует геополитичность мышления Андрея Хвалина, проявившуюся уже тогда. За эти годы геополитическое осознание движения России на Восток с Крестом и Евангелием получило громадное развитие в его трудах.
Ведь что значит проповедь Евангелия по всему свету, по всему мiру? Она означает не только буквальное донесение библейских текстов в различные уголки. Это литургическое одухотворение всей земной жизни. Ведь на Дальнем Востоке начинается первая в сутках Литургия. Благодаря движению Православной России на Восток, начатому при благоверном Царе Иоанне Васильевиче Грозном присоединением Казани, Астрахани, Сибири и унаследованному вплоть до последнего (по современной хронологии, а вообще, конечно, Он не последний Государь на Руси) Царя-Мученика Николая Александровича, проповедь Евангелия дошла до Тихого океана и даже распространилась за океан. Вот это литургическое служение России, охватывающее большую часть земного шара, и есть несение Слова Божия в виде непрерывного пресуществления Святых Таин, начинающееся на Дальнем Востоке и заканчивающееся в Калининграде. Далее его подхватывают Православные Церкви Европы, Америки. Этот державный литургический обруч, символически изображенный на Царской Державе, Приамурским Собором 1922 года был духовно поновлен. После этого Собора нельзя говорить о советских администрациях довоенной эпохи, а тем более времен Хрущева, Брежнева как о полноценной государственности, связанной с судами Божими, с Господним судом. Соборное поновление указывает на то, что державный удерживающий пояс связуется с грядущими судьбами Дальней России, а также с судьбами Китая, который, в отличие от малых дальневосточных стран (Кореи, Японии), не подвергся в такой степени квазихристианской экспансии протестантов. И китайскому народу в пророчествах Святых отводится исключительное место сначала как бича Божьего, а потом как исторически последнего народа, принявшего от России Христианство, Православие.
Мы должны трепетать перед волей Божией. Но в православной среде существует иной — душевный, психологический страх перед Китаем, перед его полуторамиллиардной народной массой, слышатся призывы бежать из Сибири, с Дальнего Востока.
Приехав в Москву и ведя информационную войну на улицах столицы за канонизацию Царя-Мученика Николая, Андрей Хвалин не ушел с Дальнего Востока, и его книга свидетельствует, что он остается тем же русским писателем-пограничником, русским воином по сию пору.
В.Саулкин: Благодарю, Леонид Евгеньевич. Действительно, Дальняя Россия, город Владивосток, весь Приамурский край близки русскому сердцу. И неслучайно Владивостокская епархия была одной из первых в Русской Православной Церкви, где началось широкое почитание Царственных Страстотерпцев как местночтимых Святых. И, конечно, дорогие братья и сестры, книга Андрея Юрьевича Хвалина «Прославление Царской Семьи» будет полезна каждому, кто желает усвоить уроки прославления Царя-Мученика Николая. Я знаю, что многие, кто уже прочел эту книгу, открыли для себя не просто много интересного, а узнали много полезного для понимания государственной деятельности Царя-Мученика, для понимания светлого облика Царской Семьи. И последний вопрос, Андрей Юрьевич, где наши радиослушатели могут найти вашу книгу?
А. Хвалин: Виктор Александрович, должен сказать, что книга вышла ко дню рождения Государя — к 19-му Мая 2005 года. Первое ее представление состоялось в храме, где я служу, среди прихожан — это первые мои читатели, которые высказали мне свои суждения и соображения. На суд широкой православной общественности и читающей публики книга была представлена на вечере в Российской государственной библиотеке и на презентации в книжном магазине «Библио-глобус» совместно с новыми изданиями Ольги Николаевны Куликовской-Романовой, поскольку «Прославление Царской Семьи» посвящено ей и Тихону Николаевичу, а мы с Леонидом Евгеньевичем являемся редакторами всех книг Ольги Николаевны. Приобрести книгу можно в книжных магазинах «Русского Вестника», Международного фонда славянской письменности и культуры и в отделе «Коллекционер» того же «Библио-глобуса».
Но должен сказать, что тираж этой книги, как и всех предыдущих, практически быстро разошелся. Не считаю себя в данном случае литератором, писателем, как это понятие сформировалось в классической литературе. Называю себя «тростью книжника скорописца», то есть исполнителем воли Церкви и представителей Династии Романовых, поэтому никогда в первую голову не ставил коммерческий успех своих книг или их распространение большими тиражами.
Книга о Приамурском Земском Соборе тоже стремительно разошлась, тираж ее по сравнению с советскими временами был невелик — тысяча экземпляров. Но потом я был счастлив, что мои материалы о Приамурском Земском Соборе использовали в своих трудах, напечатанных многотысячными тиражами, приснопамятный Митрополит Иоанн (Снычев) в «Руси Соборной» и известный церковный автор Сергей Фомин в «России перед Вторым Пришествием» и «Моей Камчатке» о Митрополите Несторе (Анисимове). В том, что мои скромные труды благожелательно оцениваются и простыми православными людьми, и маститыми церковными писателями, я вижу милость Божию, в Единственном Котором черпаю силы для продолжения дальнейшего служения Господу и России.
В.Саулкин: Действительно, дорогие братья и сестры, труды Леонида Евгеньевича Болотина, Андрея Юрьевича Хвалина за эти годы мы встречаем в самых разных изданиях, которые посвящены Царскому Делу. Должен сказать, что с Леонидом Евгеньевичем мы сотрудничали еще в советские времена, организовывали в 1989 году фотовыставку, которая называлась «Царский Архив». Сейчас об этом странно говорить, но тогда для многих людей, которые не могли узнать правду о Царской Семье, истину о святости, о чистоте Августейших Страстотерпцев открывали Их фотографии. Казалось бы, это было совсем недавно, а оказывается, что прошло уже много лет. И мы все-таки, Леонид Евгеньевич и Андрей Юрьевич, дождались с вами прославления Святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев.
В заключение хотелось бы прочесть слова приснопамятного Владыки Иоанна, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, из его книги «Русь Соборная»: «В последнее время, кажется, процесс осмысления русской трагедии ХХ века в общественном сознании все же стал обретать конструктивные формы. Все более очевидным становятся попытки современных историков выйти за рамки привычных стереотипов и преодолеть, наконец, мифологические завалы на пути обретения правды. Среди наиболее интересных работ можно указать на исследование Вадима Кожинова „Черносотенцы и революция“, труд Андрея Хвалина „Восстановление монархии в России“, книги Михаила Назарова и им подобные».
Я думаю, Андрей Юрьевич, что если бы Владыка смог прочесть вашу книгу «Прославление Царской Семьи», она удостоилась бы такой же высокой оценки. Благодарим вас, Андрей Юрьевич и Леонид Евгеньевич, желаем вам помощи Божией в ваших трудах по прославлению Царственных Страстотерпцев во славу Православной Церкви и нашего Отечества.