Правая.Ru | Егор Холмогоров | 24.03.2006 |
Публикация в «Foreign Affairs», издании не слишком склонном к экстравагантным спекуляциям, означает, что превентивная война против России вновь вошла в горизонт американского планирования. Если не военного, то политического. Точнее наоборот, — вышла на политический, а не чисто прикидочный военный уровень.
Это означает, что в российском экспертном сообществе пора поставить с полной серьезностью и откровенностью вопрос о превентивной ядерной войне против США. Если говорить серьезно, то крах СССР сделал ядерное столкновение России и США практически неизбежным. Геополитическая катастрофа разрушила хрупкое стратегическое равновесие между двумя державами. США стали очень сильны, но не настолько, чтобы перестать опасаться России. Россия слаба, но не настолько, чтобы безболезненно и без сопротивления тотально демонтировать свой суверенитет, отдав его США.
Любые попытки усиления России будут блокироваться США, в том числе и с помощью превентивных ядерных ударов. Любые попытки ослабить Россию извне будут вызывать в ней реакцию, которая приведет к формированию установки на устранение США, раз они не способны договариваться. А ставшая «супердержавой» Америка похоже потеряла договороспособность окончательно и бесповоротно.
Другими словами, в динамике российско-американских отношений нахождение России в «зоне кризиса» ведет обе страны к практически неминуемому ядерному кризису — либо в верхней точке этой зоны (попытки России вернуть себе статус и попытки США этого не допустить), либо в нижней точки (попытки США демонтировать Россию и сопротивление последней).
Ядерный кризис тем более неизбежен, что любые другие способы воздействовать на ситуацию — обычные вооружения, экономика, социальные технологии, для России практически закрыты из-за неравенства потенциалов и из-за реальной возможности для США своевременно блокировать любые процессы по регенерации России как сверхдержавы. Ядерный аргумент является практически единственным, с помощью которого можно пересдать карты самим или заставить сделать это Америку.
При этом США превратились в тормоз развития не только для России, но и для значительного числа стран Азии, Африки, Латинской Америки, в частности — для Китая. Доминирование Америки лишает практически весь мир нормального, самоопределяемого будущего. Особенно заметно это стало с тех пор, как США развязали чреду сперва «гуманитарных войн», а затем «войн за демократию», включая планируемую войну против Ирана. Если Америки вдруг не станет, практически все в мире вздохнут легче.
При этом, что характерно, американцам так и не удалось предложить миру ту версию своего порядка, при котором «конформизм» по отношению к США представлялся бы более выгодным, чем ненависть. С Америкой именно считаются как со злом, с которым непонятно что делать в рамках привычных политических моделей и можно только надеяться на то, что она как-то изменится само собой.
Именно поэтому популярны спекуляции о возможном кризисе доллара и других подобных событиях, которые избавят мир от гегемонии США без военного столкновения. Большинство этих построений абсурдны: «авианосец рождает доллар». Военное превосходство США, основанное, в том числе, и на оперировании обычными вооруженными силами в условиях негласного общемирового «ядерного табу», обеспечит Америке доминирование и во всем остальном. Поэтому если мировое сообщество и сможет избавиться от США и открыть эру развития без давления американского фактора, то оно должно сделать ставку именно на уничтожение военного и, прежде всего, ядерного потенциала США.
Для России эта проблема становится тем более насущной, что эмпирически доказано: любые самые робкие попытки нашей страны укреплять свой суверенитет и международное положение немедленно ведут к началу в США серьезных обсуждений о военной ликвидации России и возможном «превентивном ударе» по стране, которая «не должна стоять на пути свободы».
Таким образом, сосуществование с Америкой представляется на сегодняшний момент несовместимым с существованием России в сколько-нибудь удобном для самих её граждан виде. При этом десятки достаточно сложных проблем России, которые приходится решать обходным путем, сводятся, по большому счету к одной — политике США. Тут и экономические, и территориальные и демографические проблемы. Выньте американского джокера и весь домик наших больших и малых проблем рассыплется.
Рассыплется ли вместе с ним мировой порядок? Скорее всего, — нет. Мало того, скорее всего не рассыплется даже глобальный рынок, хотя США, в случае военного разгрома, займут на нем гораздо более скромное место. На самом деле в мире не существует никаких альтернативных глобальных сил, которые способны устроить в случае военного краха США «новый мировой беспорядок», — не являются таковыми и исламисты, скорее окредитованные властью, чем ее завоевавшие. Возможное сокращение поставок саудовской нефти вполне компенсируется за счет России, Венесуэлы и других стран, которые выйдут на мировой рынок более полноценно. Крах долларовой экономики и ряда высокотехнологичных отраслей, сосредоточенных в США, будет компенсирован за несколько лет за счет установления золотого (или нефтяного) стандарта и создания более распределенной системы того же хайтека. В общем «постамериканский» кризис никоим образом концом цивилизации не станет.
Так что вопрос о возможности подобной войны встает, скорее, в технической плоскости. Реально ли для России обеспечить себе такую военно-техническую и организационную базу, чтобы обезоруживающий удар по США мог иметь достаточно высокие шансы на успех вне зависимости от соотношения сил в обычной войне или глобальной ядерной войне? Этот вопрос в свою очередь разбивается на несколько подвопросов. Насколько реально современной России получить достаточно исчерпывающие данные о ядерном потенциале США и возможности его одновременного уничтожения? Насколько возможно перехватить и уничтожить американские стратегические АПЛ, являющиеся главным компонентом стратегических сил США? Насколько реально создание в России высокоточного оружия, которое сделает операцию по уничтожению ядерного потенциала США морально приемлемой? И каков порог моральной приемлемости?
Первые вопросы относятся к компетенции военных экспертов, а не политологов. Однако вопрос о «пороге приемлемых потерь» среди населения США в случае превентивной войны вполне может быть обсужден и решен достаточно просто. Таким порогом может считаться уровень людских потерь России и других стран бывшего СССР с 1991 года + потери народа Ирака, начиная с того же 1991 + потери народов Югославии, начиная со все того же 1991 года, то есть потери трех наиболее пострадавших от эпохи геополитического доминирования США народов. Представляется, что это число составит где-то порядка 10 миллионов человек. При таком или ниже уровне потерь среди американцев, возможность обезоруживающего удара вполне может быть обсуждаема не только в категориях циничной политики, но и в категориях морали.
Насколько такой сценарий вероятен? Никому этого не хотелось бы, но в логике «постсоветских» отношений России и США ядерное столкновение, как уже было сказано, практически неизбежно, и альтернативой является только добровольное прекращение существования России. Единственным возможным альтернативным исходом может стать балансирование на грани войны, ситуация, подобная Карибскому кризису, с аналогичным исходом, то есть принятием в результате ядерного шантажа определенных ограничений политикой США (как тогда американцы согласились на вывод ракет из Турции и неприкосновенность Кубы).
В нынешнем случае аналогичным предметом шантажа могло бы стать восстановление государственного единства исторической России и вывод американских войск с тех территорий Евразии, где их не было в 1985 году, а также нейтрализация Восточной Европы. Однако вариант «ядерного кризиса» без перерастания в войну реален только в том случае, если сама Россия будет находиться на подъеме и окажется способна воспользоваться успехом в ближайшие несколько лет, в то время как американцам придется осознать, что превосходство США было временным явлением, которое не имеет шансов повториться. В любом другом случае военный кризис неизбежен. И будет вполне разумно, если Россия к нему подготовится заранее на уровне военного и военно-политического планирования.
Да и в общественных дискуссиях эта тема будет рассмотрена не с меньшей серьезностью, чем это делается в США.