Правая.Ru | Виктор Саулкин, Леонид Болотин, Андрей Хвалин | 25.03.2006 |
В.Саулкин: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Сегодня в нашей студии вновь православные публицисты, историки Андрей Юрьевич Хвалин и Леонид Евгеньевич Болотин. Мы продолжаем беседу о книге Андрея Хвалина «Прославление Царской Семьи». Прошлая наша беседа, Андрей Юрьевич и Леонид Евгеньевич, закончилась на том, что мы с вами попытались осмыслить те Царские уроки, которые преподал нам Святой Царь-Мученик Николай Александрович. Уроки, которые необходимо усвоить всем верующим, почитающим Его память. После прославления Святых Царственных Мучеников умолкли все голоса противников канонизации. Теперь все, считающие себя чадами Православной Церкви, должны молитвенно усвоить опыт и уроки последнего царствования. И вот сегодня мне хотелось бы продолжить нашу беседу разговором о второй части книги, которая называется «Золотые буквы». Первая глава этой части так и называется «Царские уроки». Почему вы ее так назвали, Андрей Юрьевич?
А.Хвалин: Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Продолжая наш разговор и отвечая на ваш вопрос, Виктор Александрович, можно сказать, что уже в эпоху царствования Царя-Мученика Николая Александровича наиболее прозорливые из Его современников говорили о том, что царствование Императора Николая Второго будет вписано «золотыми буквами» в историю российской государственности. Эти слова взяты мною эпиграфом ко второй части и принадлежат современнику Государя Императора Николая Александровича профессору П.Е.Казанскому, специалисту в области права и автору книги «Власть Всероссийского Императора». В ней убедительно доказывается, что Царская Власть после принятия знаменитого Октябрьского Манифеста 1905 года отнюдь не умалилась, и государственный строй не поменялся, он остался прежним — Православной Самодержавной Монархией, в которой вся полнота власти по-прежнему принадлежала Помазаннику Божию. Созывая «Государеву», как ее хотели сначала назвать, Думу, Император обращался к самым широким здоровым слоям населения, призывая народ в трудную минуту жизни страны к сплочению и плодотворной совместной работе на благо Отечества. Святой Царь поступал так, согласуясь со Святоотеческими и Древнедержавными традициями, когда Его предки созывали государственно-церковные «Соборы всея Земли», позже получившие в исторической науке наименование «Земских Соборов».
Говоря об уроках последнего царствования, надо помнить, что сегодня у нас иное общественное устройство, иной государственный строй — это объективная реальность. Отталкиваясь от самого факта канонизации, от призвания Святой Царской Семьи на земное служение, можно утверждать, что в эпоху правления Государя Императора Николая Второго проявились лучшие качества монархической государственности, выстраиваемой многие столетия всеми нашими Великими Князьями, Царями, Императорами. Ведь земное Царство — это икона Царствия Небесного, которая создается, «пишется» вплоть до Страшного Суда. Российская Империя пала в момент наивысшего земного расцвета, символизируя «Успение» огромного тысячелетнего периода своего существования. Но это еще не конец. Наступила эпоха прикровенного бытования Русского Царства, когда впервые в отечественной истории народ спасается под водительством одного только Патриарха, но без Великого Князя, без Царя. Бог даст, грядущий Помазанник Божий будет явлен ко благовременью, и наступит новый расцвет российской государственности и всех народов, добровольно согласившихся пойти под руку «Белого Царя». В полном своем земном сиянии и блеске Российская Монархия как антипод глобалистской империи «сына погибели» предстанет перед взором изумленного человечества в момент славного Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.
В.Саулкин: В самом деле, Андрей Юрьевич, многие наши соотечественники с удивлением узнают о действительных итогах правления Царя-Мученика Николая Александровича. В советский период агитпроп внушал, что «николаевское время» было ужасным, народ находился под гнетом, а царствование называлось «кровавым». Сейчас, когда открывается правда и объективные источники, люди видят, какими невиданными темпами развивалась экономика России, народное образование и просвещение, здравоохранение и градостроительство. За царствование Государя Николая Александровича народонаселение России увеличилось на 60 миллионов (притом, что сейчас мы вымираем по миллиону в год). Велики были успехи в культуре, происходило возрождение русского стиля в архитектуре — чего стоит одно только строительство Исторического музея в Москве или Феодоровского городка в Царском Селе. Теперь мы понимаем, что совершенно справедливо профессор П.Е.Казанский годы царствования Святого Царя-Страстотерпца вписал золотыми буквами в историю российской государственности.
На этом подъеме Россия была поражена даже не столько внешним врагом, сколько внутренним недугом, грехом, духовной болезнью, которая и привела к очистительному испытанию. Первым признаком этого страшного недуга явилась смута 1905 года, называемая первой русской революцией, о которой сегодня мы с уверенностью можем говорить как об атаке на российскую государственность международного терроризма, финансируемого иностранными банками. Какие уроки противостояния этой смуте можно извлечь из деятельности Государя Николая Александровича?
А.Хвалин: Сегодня мы часто, к месту и не к месту, используем термин «терроризм». Говоря о Святой Царской Семье, не стал бы однозначно переносить нынешнюю терминологию на те реалии. С точки зрения православного исследователя, человеческая история направляется Промыслом Божиим, с которым сопрягается свободная воля людей. Согласно Священному Писанию, есть начало и конец нашего мiра. «Теории заговора» мало что объясняют в домостроительстве Божием, более того — искажают картину человеческого бытия и образуемых людьми государственных форм общности. Списать падение Российской Империи лишь на «терроризм» или «международный заговор» было бы неверно и слишком просто. Как, например, можно назвать «террористом» Немецкого кайзера Вильгельма? Или определить как «террористическую» политику Английского Владетельного Дома? Ведь во главе и немецкой, и английской монархий стояли близкие родственники Святой Царской Семьи.
Рассматривая ситуацию в целом, видим, что на протяжении XVIII—XIX вв.еков подвергается коррозии сам принцип христианской государственности в Европе. Личностные качества европейских монархов могут быть различны, что определяет в немалой степени их личную судьбу, но общий ход истории движется к финалу: европейское общество все дальше отходит от Христа, от Его заповедей. Принятие нынешней общеевропейской конституции, где отсутствует даже упоминание о христианских ценностях, — это приговор апостасийному обществу и окончательный «закат Европы».
Совершенно ясно понимая духовную суть происходивших международных и внутренних событий, Святой Царь-Мученик Николай поступал именно как «Удерживающий мiровых сил зла». Именно Государь выиграл Русско-Японскую войну, вопреки мифу о якобы спасшем Россию миротворце-Витте. Заключив мир, наш Император поступил по Заповедям Христовым, чем спас тысячи людей, потому что не отдал ни пяди родной земли, потому что коренная Россия даже не почувствовала на себе эту войну на Тихоокеанской окраине страны, потому что, в конце концов, извлек из нее уроки и ускоренными темпами продолжил модернизацию Своих единственных верных союзников — Армии и Флота. Духовно-государственный смысл Царской политики в Дальней России прекрасно раскрыл Священномученик Иоанн Восторгов в своем Слове «Россия и Восток», произнесенном 14 мая 1909 года в Кафедральном соборе Владивостока в день Священного Коронования Государя Императора Николая II Александровича. Слово священника с моим предисловием помещено в третьей части моей книги.
Главное в движении России на Восток, «встречь Солнцу», как говорили в старину, — нести свет Христов дальневосточным народам, пребывающим во тьме неверия, идти к ним с Крестом и Евангелием. Именно для этого нужна экономическая и военная мощь, а не для иных целей.
При оценке деятельности Государя Императора Николая Второго надо, безусловно, учитывать не только Его собственные взгляды на Царское служение, но и те принципы, с которыми подходят к Страстотерпцу представители разных общественных и научных лагерей. Амплитуда колебания здесь еще более велика, чем при обзоре летописных источников, о которых мы говорили в прошлый раз. Зачастую исследователи рассматривают конкретную историческую личность Царя Николая Второго и плоды Его правления с точки зрения существования некоего идеального государства, «города солнца», «теории прогресса». Наложил лекало, неважно какое — коммунистическое, капиталистическое или постиндустриальное, и получилось — в Российской Империи все плохо, ее надо уничтожить, Царскую Семью убить, и тогда настанет царство «свободы, равенства и братства». Две Империи пали — российская и советская, где Вера Православная, хотя под гнетом и в тенетах, но все-таки жила, а «город солнца» все еще не показался на горизонте.
В документах Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года говорится, что в начале третьего тысячелетия стало очевидным — пресловутые «либеральный стандарт», «теория прогресса» потерпели фиаско. Пора и нашим отечественным историкам выбираться из этого оазисного миража, пора оглядеться по сторонам: в какой стране было лучше, чем в николаевской России, не говоря уже о современном состоянии мiрового сообщества? Но… зарплата не позволяет, детей кормить надо, да и приятно попенять Помазаннику Божиему — этого Он не понял, того не сделал, здесь оплошал…
Отпали наши предки от Бога, отдали на растерзание святого человека, Хозяина Земли Русской, поэтому и гонят нас до сих пор «жезлом железным», и гнать будут, пока не покаемся и не переменимся.
Это, пожалуй, главный урок царствования Святого Царя-Мученика Николая, подытоживающий все предыдущие царствования, — Святая Русь, Российская Империя, русская православная цивилизация в целом существовала и развивалась во имя Христово. Измена своему историческому предназначению привела Отечество наше на край гибели. Но, по милости Божией, через страдания, через кровь тысяч и тысяч Новомучеников и Страстотерпцев во главе с Царской Семьей страна может возродиться и вернуться на только ей одной предназначенный столбовой путь русской православной цивилизации среди других народов мiра.
Л.Болотин: Хотел бы сделать дополнения в связи с оценкой государственных деятелей эпохи правления Царя-Мученика Николая Александровича. Дело в том, что государственное служение — это процесс не только таинственный, но и таинственный, поскольку сама по себе природа православного христианского государства связана с судами Божиими. В словах «Государь», «Государство» присутствует понятие — «суд». Конечно, сравнивать с духовной точки зрения современные администрации, управляющие теми или иными территориями, например, Российской Федерацией или штатами в Северной Америке, с подлинно христианскими государствами нельзя. Неслучайно даже высшие управленцы этих территорий — президенты, считаются себя наемными менеджерами на выборной должности, и говорить об их Верховной ответственности перед Богом при такой позиции неуместно.
Наши Государи призывали на высокопоставленное государственное служение тех людей, которых Они считали нужным призвать. В свое время, когда Витте еще не был графом, а просто представителем немецкой обрусевшей фамилии, он был призван на служение Императором-Миротворцем Александром Третьим. Уже тогда правая, патриотическая пресса величала его и масоном, и потомком выкрестов, и предателем русских национальных интересов. И однажды после очередной статьи с обвинениями раздраженный Сергей Юльевич написал прошение об отставке и принес Государю. Но Император решительно отверг эту отставку и сказал: «Когда Я посчитаю нужным, тогда и отправлю вас в отставку».
Оценивать царствования Императора Александра Третьего, Царя-Мученика Николая Второго через конкретные действия Их служителей, будь то Победоносцев, Столыпин, Витте, Куропаткин, Горемыкин, Щегловитов, Хвостов или кто иной, несправедливо. Эти люди, если сравнить с церковным Богослужением, представляли собой «дьяконские чины», поэтому их личные взгляды, позиции и конкретные действия не изменяли сущности Православной Государственности. Кстати, и влияния на Православную Государственность Царские слуги не имеют, потому что все находится в сердце Государя, которое всегда пребывает в «руце Божией». Если поверять высшими мерами христианской нравственности, мудрости и того же Петра Аркадьевича Столыпина, и Сергея Юльевича Витте, то у нас может возникнуть масса недовольства их действиями. Но эти люди в определенный момент были нужны нашим Царям. И когда государственная необходимость отпадала, то они отстранялись. А сводить их деятельность к «теории заговора» — это искажать представление о воле Божией и о неземной природе Православного Царства, которое и по духу, и по сути не от мiра сего.
В.Саулкин: Русское общество того времени все дальше отходило от понимания религиозной миссии России в мiре в целом и на Дальнем Востоке в частности. Требовалось мужество и верность Престолу, чтобы противостоять «духу времени». Поэтому с таких государственных деятелей, как Витте, нельзя снимать и личной вины, ибо они во многом явились виновниками первых поражений наших Вооруженных Сил в Русско-Японской войне. В данном случае, именно с точки зрения христианской нравственности и мудрости, важно учитывать мнение наших духовно-церковных авторитетов, в частности Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, отмечавшего предательскую роль изменников, устроивших смуту, убивавших военачальников, полицейских, слуг Государевых в воюющей стране!
Подчеркну: Святой Царь Николай Александрович не уступил врагу ни пяди Русской Земли. Он был уверен, что Япония продолжать войну не может, но японцы по своим амбициям требовали уступки Камчатки, Сахалина, поэтому войска продолжали прибывать на Дальний Восток, Армия преодолела невзгоды и поражения первого периода.
По своему военно-экономическому потенциалу Россия намного превосходила противника, и поэтому победа была неизбежна. Когда к удивлению всех дипломатов мiра японцы немедленно согласились на все предложенные Россией условия — никаких контрибуций, никаких земельных уступок и тому подобного, Государь-Миротворец, действительно, как вы, Андрей Юрьевич, сказали, не желая проливать ни русскую, ни японскую кровь, подписал мирный договор с Японией.
Недавно мне довелось беседовать с китайскими учеными. Они были поражены, узнав, что в архивах хранится ответ Государя Императора Николая Александровича англичанам, немцам и французам, которые после опиумных войн предложили разделить Китай на ряд колоний. Государь ответил, что это великий народ с великой культурой, и в будущем он будет играть выдающуюся роль в судьбах человечества. Таков был единственно верный взгляд, и принадлежал он Государю-Христианину, будущему Святому Царю-Страстотерпцу Николаю Александровичу.
В ходе нашего разговора, Андрей Юрьевич, вы затронули важную тему о формах правления после падения христианской государственности. Крушение империй в Европе в результате Первой Мiровой войны в последующем привело к установлению во многих странах диктаторских или полудиктаторских режимов: в Польше — Пилсудский, в Италии — Муссолини, в Румынии — Антонеску, в Германии — Гитлер, в Испании — Франко, в Советском Союзе — «диктатура пролетариата"… Андрей Юрьевич, мы сейчас часто слышим утверждение, и даже от православных людей, что перед восстановлением монархии нам надо пройти через период национальной диктатуры. В вашей книге одна из глав посвящена данной теме и называется она «Диктатор как предтеча антихриста». Хотелось бы остановиться на ней подробнее. Ведь сто лет назад, в 1905 году, во время первой русской смуты Государя Императора Николая Александровича призывали установить в стране диктатуру, но он решительно отказался. Почему? И возможна ли вообще в православном государстве диктатура?
А.Хвалин: В последние годы в информационном поле России усиленно муссируется тема диктаторских режимов, как в истории нашей страны, так и в других странах мiра. Безусловно, такие «мыслительные нападки» на духовную атмосферу нашего Отечества преследуют цель повлиять на настоящее и будущее Российского государства и общества в необходимом для авторов и стоящих за ними политических сил направлении. Так или иначе, но понятия «диктатор», «диктатура закона» и им подобные все чаще употребляются в СМИ и печатной продукции как «демократической», так и «патриотической» ориентации.
Но весь вопрос для благонамеренного читателя заключается в том, чтобы найти верные, чистые, незамутненные источники правды о Православной Самодержавной Монархии и ее отличии от абсолютистского принципа правления, тем более от диктатуры.
В начале революции 1905 года для умирения северной столицы Государь учредил Санкт-Петербургское генерал-губернаторство и назначил на эту должность Д.Ф.Трепова, который позже стал товарищем (заместителем) министра внутренних дел и шефом жандармов. По прошествии времени его роль в подавлении бунта некоторые враждебно настроенные уже по отношению к Государю современники, в частности граф Витте, в своих воспоминаниях характеризуют как диктаторскую.
Вопрос о диктатуре вообще и в России в частности требует специального рассмотрения. Что и сделано в статье «Диктатор как предтеча антихриста», помещенной во второй части книги. Теперь же, ссылаясь на воспоминания генерала А.А.Мосолова, укажу на одно важнейшее обстоятельство для нашей темы, а именно: никакие репрессивные меры по отношению к бунтовщикам, никакое правоохранительное ведомство даже с диктаторскими полномочиями при Самодержавной Монархии не могут способствовать превращению существующего строя в тиранию по отношению к своим законопослушным гражданам.
По поводу диктаторских полномочий Д.Ф.Трепова генерал А.А.Мосолов, которому эти полномочия в создавшемся положении представлялись вполне естественными, в своей книге пишет следующее: «Император, дав Трепову эти полномочия при самом его назначении, повелел держать Его, Царя, в постоянном курсе своей деятельности. Это Трепов в точности исполнял».
О том, что свой верноподданнический долг генерал исполнил в точности с указаниями Царя и на совесть, говорит тот факт, что «отношения Государя к Трепову после его назначения комендантом остались те же, что и в период «медового месяца». При некоторых разговорах с Д.Ф., когда я ему передавал общую молву о том, что он остался всесильным диктатором, Трепов говорил, что весьма этим тяготится, но что не может прекратить с Царем разговоры на темы общего политического положения и что во всех случаях, требующих Высочайшего решения, всегда докладывает о том Государю».
И в заключение своих воспоминаний по этому вопросу мемуарист пишет: «Припоминается, что Государь мне говорил о том, что часто Трепова называли диктатором, прибавив к этому: «Вы, просмотрев все его бумаги (после смерти. — А.Х.), могли убедиться, что он лишь следовал Моим указаниям, а я добавлю, что он всегда разумно и энергично их исполнял» (Генерал А.А.Мосолов. При Дворе последнего Императора. Записки начальника канцелярии Министра Двора. СПб., 1992. С. 43, 44, 49).
Мысль Государя о необходимости точно и энергично исполнять Его повеления служивыми людьми, а не мнить себя вершителями судеб Отечества, станет понятна гораздо лучше уже много позже, в период гражданской войны и попыток появления в России «самостийных диктаторов».
Невидимыми духовными узами прошлое нашей многострадальной Родины связано с ее нынешним днем. Ситуация с введением военно-полевых судов в период первого революционного бунта 1905−1907 годов, поведение Государя и Его верных слуг в этом кризисном положении высвечивают в ином свете реалии взаимоотношений современной российской Верховной власти с исполнителями ее воли.
И хотя средства массовой информации упорно стремятся стереть различия между Русскими Царями — Помазанниками Божьими и нынешней Верховной российской властью, православный человек прекрасно понимает, что земной Царь — это икона Царя Небесного, Он олицетворяет Собой благодать Нового Завета, а поэтому имеет право миловать. Об этом писал в своих воспоминаниях шеф жандармов генерал П.Г.Курлов. Исполнительная власть же — это в большей мере Ветхий, суровый закон.
Неисполнение Монаршей Воли многими номинальными «слугами закона», их отпадение от благодати и бездушное следование лишь букве закона и привело к падению Царского режима.
За год до утверждения Высочайшего Повеления о введении военно-полевых судов и за несколько недель до известного Манифеста 17 Октября 1905 года в Петергофе заседала комиссия из высших чинов государства для разработки законоположения о новых парламентских учреждениях.
Комиссия заседала в то время, когда под влиянием непрерывных террористических актов и объявленной всеобщей забастовки растерянность в правительственных кругах достигла высшей точки. Все признавали необходимость реформ, и почти никто не отдавал себе отчета в том, в чем они должны выразиться. Одни высказывались за введение либеральной конституции, другие — за создание совещательного органа, третьи — за диктатуру по назначению, а четвертые считали, что порядок и умиротворение должны быть водворены лично Государем диктаторскими приемами.
Однако Государь, выслушав всех, поступил так, как должен был единственно поступить Помазанник Божий, Чье сердце в руце Господней. Всероссийский Самодержец взял на Себя всю ответственность карать ложноподданных и миловать верноподданных Своих, предоставив Своим слугам все законные возможности спасти народ и укрепить государственность.
При сохранении монархического принципа оставалась возможность законного и полюбовного примирения — покаяние в грехах, их исправление, что приводило к длительным временам стабильности в стране и единству в обществе.
До последней возможности борясь за вверенные Ему Богом Россию и народ, Государь Император применял все приемы государственного строительства, унаследованные Им не только из династического опыта Рюриковичей-Романовых, но и Римской, и Византийской Империй. Он личной Самодержавной волей даровал стране Государственную Думу по образцу Государственных Соборов, начало которым на Руси положил впервые помазанный на Царство по старинному Царьградскому чину Благочестивейший Государь Иоанн IV Васильевич, и начал готовить Всероссийский Церковный Собор, предполагая созвать его по примеру Византийских Императоров после умирения смуты.
Когда же оскудела лучшими людьми Русская Земля, Император Николай II по примеру Царя Иоанна Грозного, удалившегося с верными Своими от боярских измен в Александровскую слободу, готов был оставить Престол (согласно тогдашним церковно-государственным законам такая передача Брату не может считаться действительной) и пошел со всей Августейшей Семьей в добровольное узилище, отвергая даже саму возможность покинуть многострадальную Родину, в надежде, что народ опомнится и вернется ко Христу и Его Помазаннику. Когда же и эта последняя земная надежда «на князи, на сыны человеческие» умерла, Царь-Мученик взошел на Екатеринбургскую Голгофу, тем самым даровав нам, грешным, надежду на покаяние и спасение.
Свершилось то, о чем предсказывали духоносные старцы и провидцы: отказавшись от Помазанника Божьего, Россия получила в свое правительство сонм предтечей антихриста — кровавых диктаторов. Апокалиптические предвидения Русских Угодников Божиих непреложно свидетельствовали злой действительностью о нагрянувшем беззаконии на наше Отечество.