Правая.Ru | Виктор Саулкин, Леонид Болотин, Андрей Хвалин | 24.03.2006 |
В середине Ноября 2005 года в студии радиостанции «Радонеж» состоялась запись трех бесед о монархической государственности радиоведущего, иконописца Виктора Саулкина, журналиста Леонида Болотина и писателя Андрея Хвалина. Сведения о её трансляции отсутствуют на сайте «Радонежа» в рубрике прошедших в эфир передач, поэтому участники бесед расшифровку их разговора предложили для публикации на православно-аналитическом сайте «Правая.ру».
Беседа первая
В.Саулкин: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Сегодня наша передача посвящена теме, о которой мы говорили постоянно с момента возникновения радиостанции «Радонеж», ожидая великого для России дня — прославления Святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев. Вы помните, дорогие братья и сестры, как проходило это прославление, как в 2000 году в Храме Христа Спасителя тысячи православных христиан поднимали в руках портреты и иконы Царской Семьи во время величайшего события — прославления Архиерейским Собором в сонме Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века Святой Царской Семьи. Мы с вами иногда роптали, нам казалось, что прославление должно состояться как можно скорее, но, видимо, Промысел Божий заключался в том, что многие должны были осознать подвиг Царской Семьи и получить возможность потрудиться для Их прославления.Сегодня в нашей студии два православных писателя, публициста, историка — Андрей Юрьевич Хвалин и Леонид Евгеньевич Болотин. И тема нашей передачи сегодня — прославление Царской Семьи. Так и называется вышедшая недавно в издательстве «Круг» книга Андрея Юрьевича Хвалина — «Прославление Царской Семьи». И все, кто откроет книгу, найдут для себя много полезного и интересного. Полезного, потому что прославление — только первый шаг, а осмысление подвига Святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев — это наша задача.
Предоставляю слово Андрею Юрьевичу и Леониду Евгеньевичу с просьбой рассказать, как шла подготовка прославления непосредственно в годы перед актом канонизации (начали почитать Царскую Семью сразу после 1918 года), какие основные вехи были на этом пути в православно-патриотическом движении и церковном сознании, что для вас кажется самым важным из того, что происходило за эти годы?
А.Хвалин: Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Хочу сразу поблагодарить Виктора Александровича и руководство радиостанции «Радонеж» за возможность выступить в эфире, рассказать и о моей недавно вышедшей книге «Прославление Царской Семьи» и вообще об этой теме. И в первую очередь хотел бы отметить, что присутствующий здесь Леонид Евгеньевич Болотин сподвигнул меня еще в конце 80-х годов заняться темой Приамурского Земского Собора, который прошел в 1922 году во Владивостоке, и, как сейчас многие знают, восстановил Династию Романовых на Российском Престоле. После этого никто официально, даже внешне легитимным способом, Монархию в России не отменял.
Если после Марта 1917 года падение Самодержавия мотивировалось вырванным незаконно отречением Государя Императора Николая Александровича, не имевшим никакой юридической силы, и передачей Верховной Власти Великому Князю Михаилу Александровичу, уповавшему на волю Русского Народа и поверившему лживому обещанию заговорщиков провести Учредительное собрание, которое большевики провести не позволили, то решения Приамурского Земского Собора до сих пор никем не отменены и существуют в легитимном юридическом поле.
С той поры, занимаясь Приамурским Земским Собором, безусловно, тесно соприкоснулся с темой Святой Царской Семьи, с Их подвигом, с его осознанием в церковном и русском национальном сознании. Книга стала итогом не только теоретических изысканий, но и непосредственного личного опыта. В 1990-м году мы вместе с Леонидом Евгеньевичем стали братчиками Московского Братства Святого Царя-Мученика Николая. Со своими духовными собратьями мы собирали по всей России подписи за канонизацию Царской Семьи, устраивали «заставы» возле храмов и в монастырях, проводили вечера Их памяти, издавали газету «Земщина», журнал «Царь-Колоколъ» и другую православно-монархическую печатную продукцию, писали, вели исследовательскую работу. Этот опыт общего братского служения лег в основание первой части моей книги.
Теоретически само прославление Святых делится на этапы: сначала келейного или местного почитания, самого акта общецерковной канонизации и последующего прославления, когда Святые призываются всей Церковью на земное служение, то есть живущие ныне чада земной воинствующей Церкви Христовой, используя опыт Святых Царственных Страстотерпцев, ведут духовную и реальную брань в нашей действительности. Эти этапы, так или иначе, отражены в первой части моей книги, озаглавленной «Краткий летописец» или более полно — «Краткая летопись почитания, канонизации и прославления Святых Царственных Страстотерпцев». Она, безусловно, в некотором роде имеет субъективный характер и опирается на личный опыт. Братство Царя-мученика Николая окормлялось внуком Императора Александра Третьего и родным племянником Святого Царя-Мученика Николая Второго — Тихоном Николаевичем Куликовским-Романовым, а после его смерти в 1993 году — его вдовой Ольгой Николаевной. Им, этим прекрасным людям, посвящена книга. Считаю, что эти представители Династии Романовых сделали для нынешней России неизмеримо больше, чем любой из ныне здравствующих, дай Бог им здоровья, членов Династии Романовых.
В.Саулкин: Спасибо, Андрей Юрьевич. Мне хотелось бы попросить Леонида Евгеньевича Болотина сказать несколько слов о том, что, на его взгляд, являлось самым важным в деле прославления Царственных Мучеников. Ведь мы знаем, что в Русском Зарубежье были определенные силы, которые препятствовали этому прославлению, но после того, как Царская Семья была причислена к лику Святых, Господь и Царица Небесная явили великое чудо ХХ столетия: замvроточила Иверская Монреальская икона Пресвятой Богородицы. И у нас, в России, мы стали свидетелями той же борьбы, слышали те же возражения противников канонизации, что и наши братья в Русской Зарубежной Церкви, видели такое же народное почитание, осмысление подвига Августейших Страстотерпцев и того, что произошло с Россией, и стали свидетелями мvроточения иконы Царя-Мученика Николая, которая с Крестными Ходами обошла всю Россию — почти все земли, входившие в Российскую Империю. На ваш взгляд, Леонид Евгеньевич, что было самым важным в эти годы?
Л.Болотин: В своей книге Андрей Юрьевич Хвалин не резко, но все-таки вполне определенно различает понятия «прославление» и «канонизация». И это справедливо. Думается, прославление Царской Семьи началось еще до Их мученической кончины и проходило тайно, прикровенно. Мы знаем, что при посещении Сарова и Дивеева Государь общался с духовными наследниками Преподобного Серафима Саровского. Свидетели этого посещения Царской Семьей Дивеева — Четвертого Удела Божией Матери, оставили воспоминания о том, что юродивая во Христе Паша Саровская прижизненно почитала Царя Николая Александровича как Святого Мученика и держала в красном углу среди икон Его портрет.
Процесс прославления стал, естественно, шириться в церковном народе сразу после мученической кончины Царской Семьи. А церковная канонизация произошла в два этапа. Сначала в 1981 году Святые Царственные Мученики были канонизованы Русской Православной Церковью Заграницею. В чине Соборного прославления участвовал Августейший Покровитель нашего Братства Царя-Мученика Николая благоверный болярин Тихон Николаевич Куликовский-Романов. Затем в 2000-м году в Храме Христа Спасителя, через семь лет после кончины Тихона Николаевича, с его вдовой Ольгой Николаевной мы, с Андреем Юрьевичем Хвалиным, присутствовали на чине канонизации Царской Семьи в лике Новомучеников Российских уже Московским Патриархатом и всей Полнотой Православной Церкви, потому что в торжестве участвовали главы или полномочные представители всех Православных Поместных Церквей.
Чем важна работа Андрея Хвалина? Тем, что в ней наглядно и постепенно выражены исповеднические деяния всенародного раскаяния, связанного с восстановлением цельности нашего православного, национального, общественного, народного самосознания. Это отнюдь не стилизация под жанр средневековых хроник, да и написана «Краткая летопись» вполне современным русским языком, здесь мы имеем образец воскрешения жанровой сути, а не одной жанровой формы.
Дело в том, что наше мышление «злобы дня» утратило христианские летописные черты, библейские свойства духовной хронологии. И составление краткой хроники прославления Царской Семьи возвращает нас к коренным основам русской хронологической, синхронической и симфонической духовности, которая широко являла себя в практике летописания Русского Средневековья и в национальном информационном пространстве России вплоть до революции 1917 года.
Но потом революционно, ошеломительно с помощью политической пропаганды и агитации, с помощью средств массовой информации наше православное хронографическое мышление было смущено, повержено в хаос, где причины и последствия, начала и концы смешались в безпорядочной массе. Еще раньше это было проделано с сознанием людей во всем мiре, с христианских начал человеческое сознание пало в пропасть каббалистического или саддукейского, то есть антихристианского восприятия окружающей действительности и времени.
Нам необходимы имоверные усилия для осознания себя в реальном мiре и времени, для осмысления собственной жизни и жизни нашего народа, бытия земной Церкви в хронологических категориях Жизни Вечной. Ведь духовная и материальная действительность в современном общественном сознании подменяется якобы объективными, но на самом деле квазихронологическими и лжеинформационными субстратами, гнилостными отходами интеллектуальной жизнедеятельности, которые вываливаются на наши души и умы через газеты, журналы, рекламные щиты, электронные СМИ и кинематограф.
Такая подмена приводит к атрофии духовных и мысленных «мышц», которые позволяют человеку определить, где, как и когда он пребывает в мiре и в реальном времени, сопряженном с вечностью. Святые Отцы определили время как «особое вместилище для спасения души». В работе Андрея Хвалина методологически ярко выразилось обращение к нашей исконной хроникально-духовной традиции православного летописного мышления.
Красная нить ХХ столетия — это многообразие отношений всего множества людей в Святому Благоверному Царю-Мученику Николаю, как при Его жизни, так и после Его Мученической кончины. Краткая летопись прославления Августейших Святых — это реальная хронографическая икона всей нашей эпохи от братоубийственной революции и до сего дня. В этом смысле Андрей Юрьевич Хвалин в своем труде проявил себя вашим, Владимир Александрович, коллегой по иконописному цеху, уподобляя свои летописные статьи множеству клейм Царской Славы, как это принято в хронологическом круге изображать на житийных иконах. Только изобразительные материалы у Андрея были другие, чем у вас, а суть та же.
Летописное мышление, хронографическое самосознание по завершению Великой Смуты должно вновь стать неотъемлемым качеством души каждого православного человека. Обретение такового мышления — суть одно из средств преодоления нынешней Великой Смуты. Ясная звучащая симфония, информационное согласие с Божией помощью одолеют нынешний хаос и какофонию, которые пока ещё царят в смятенных умах и душах наших соотечественников.
В.Саулкин: Действительно, дорогие братья и сестры, мы с вами знаем, как после страшного Батыева погрома и разорения традиционного уклада русской жизни дочь Святого Князя Михаила Черниговского и жена Святого Князя-Мученика Василька Ростовского, замученного татарами, Княгиня Марья Михайловна в Ростове Великом восстанавливала прерванное нашествием русское летописание. Леонид Евгеньевич, вы заметили очень важную особенность православной хронографии — осмысление исторического процесса с духовной точки зрения, с позиций Жизни Вечной. А ведь если за последние 15 лет русскую историю изучать по средствам массовой информации, то мы увидим набор каких-то шоуменов, политиков-фигляров и тому подобное, но по материалам СМИ невозможно будет определить: что же главное происходило в жизни России? А главным все-таки была духовная работа в сердцах людей и величайшее событие в жизни Церкви и Русского Народа, и потому вершиной века стала канонизация последнего нашего Государя Царя-Мученика Николая Александровича в 2000 году. Ведь с Его прославлением наши Святые, уже прославленные Полнотой Церкви и еще не канонизированные, но почитаемые церковным народом как великие молитвенники, связывали будущее России, судьбы Русского Народа.
Л.Болотин: Да, конечно, последние пятнадцать лет в судьбе России занимают центральное место в хронике Андрея Юрьевича Хвалина, в хронике прославления Царской Семьи. Однако сама хроника ведет свое исчисление как раз от убийства Царской Семьи, от лета 1918 года и, таким образом, «Краткий летописец» восстанавливает прервавшуюся «нить времен», о которой писал Шекспир и говорил царственный Гамлет.
Православные не замкнуты в какой-то одной эпохе, для нас время жизни человечества — это период от Божьего Сотворения Мiра до Страшного Суда Христова. Вот пространство нашего времени. И дискретность, разрывность хронологического пространства не просто губительна для сознания, она приводит к психологической деградации личности. Главный ее плачевный итог заключается в утрате человеком своего достоинства — быть венцом творения Божия. С утратой такового достоинства мы уподобляемся безсловесным тварям, не осознающим себя.
Летописное мышление необходимо для самого спасения души. Надо вчинять себя в непрерывный ряд жизни земной Церкви, в ряд Её подвижников — Мучеников, Пророков, Святителей, Исповедников. Без такой внутренней работы, без укрепления умственной и духовной «мышцы» мы не сможем совершить необходимый для каждого подвиг деятельного покаяния в мучительном преодолении разрыва времен, разрыва, который был ознаменован и богоотступничеством, и цареотступничеством наших прямых предков.
Еще одним достоинством методологии Андрея Юрьевича Хвалина является тщательная, придирчивая работа со словом. Андрей по образованию филолог, имеет солидную университетскую базу, и его бережное отношение к слову в сочетании с творческим подходом к нему чрезвычайно любо и дорого для меня. Иногда он на основе знания бытования слова порождает, не хочу сказать неологизмы, но выражения, становящиеся для нас духовным оружием. Отношу к подобным выражениям такие новообразования, как цареотступничество или эпитет духоподъемный, которые Андрей ввел в православно-патриотический лексикон в конце 80-х годов. Эти слова порождены именно его сознанием, его духовным и филологическим опытом, они свидетельствуют об уровне осмысления жизни России, которое я увидел в книге «Прославление Царской Семьи».
А.Хвалин: Наш разговор затронул очень интересный вопрос летописной традиции. Леонид Евгеньевич уже отметил мое первое филологическое образование. Всегда с благодарностью вспоминаю своих педагогов из Ленинградского государственного университета, в первую очередь Юрия Константиновича Руденко, Георгия Пантелеимоновича Макогоненко, Григория Абрамовича Бялого, Владимира Викторовича Колесова и других. Добротная филологическая подготовка помогала мне в работе над летописью. Но должен отметить: прежде чем обратиться к событиям 1918 года, внешнему почитанию убиенной Царской Семьи, начало которому положил Святейший Патриарх Тихон, я исследую принципы и историю канонизаций Святых вообще и в Русской Православной Церкви в частности. Пользуясь случаем, должен поблагодарить преподавателей и руководство Православного Свято-Тихоновского Богословского института (ныне гуманитарного университета), в котором мне дали квалифицированную Богословскую базу, что и позволило подойти во всеоружии к этой сложной теме.
Говоря о летописных источниках, коль скоро наш разговор затронул данную проблему, хотел бы обратить внимание на такое их качество, как церковно-государственная симфоничность. В «Краткой летописи прославления Царской Семьи» я, с одной стороны, опираюсь на свидетельства и поддержку ныне живущих представителей Династии Романовых, а с другой стороны, на благословение и духовную молитвенную помощь Священноначалия Русской Православной Церкви. Книга издана по благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, а посвящена Тихону Николаевичу и Ольге Николаевне Куликовским-Романовым, оказавшим исключительное влияние на формирование моих «живых» монархических взглядов. Рассматриваю свою Краткую хронику как малый посильный вклад в будущую обширную Летопись прославления Царской Семьи, которая будет иметь уже общецерковную и, Бог даст, общегосударственную санкции. Она будет носить уже фундаментальный характер, который и имели наши патриарше-царские летописи, отражающие симфонию Церкви и Государства, например, та же Никоновская летопись.
Надо отметить, что значение многих событий, нашедших отражение в таких общероссийских летописях, проходило проверку временем и взвешивалось, если можно так выразиться, на очень точных симфонических церковно-государственных весах. В распоряжении Царских летописцев — иноков Кремлевского Чудова и Иосифо-Волоколамского монастырей или Свято-Троицкой Сергиевой Лавры были богатейшие собрания рукописных источников, списков удельных летописей, государственных грамот и других документов, с которыми они сверяли летописные статьи и выявляли ошибки или заблуждения прежних переписчиков.
С другой стороны, иные события отечественной истории, широко нам сегодня известные из книг российских и иностранных авторов, почерпнуты последними из летописей, носящих частный характер и отражающих страстный взгляд их составителей, которые зачастую были лишены возможности сверить свои данные с подлинными документами недавнего времени и минувших эпох.
Мы с Леонидом Евгеньевичем не первый год изучаем по летописям Русское Средневековье. Сравнение древних хроник открыло массу интересных фактов, ныне замалчивающихся на уровне общественного сознания. И хотя лично я никогда не призывал других к канонизации Благочестивого Царя Иоанна Васильевича Грозного, но ради торжества истины должен отмести наветы в Его адрес и согласиться с выводами, сделанными советскими медиевистами еще в середине 60-х годов прошлого века. Многие обвинения в адрес Грозного Государя носят поздний и явно надуманный характер, они исходят из среды противников общегосударственной Царской политики. Обо всем этом я подробно пишу в статье «Некоторые летописные источники о Царе Иоанне Васильевиче Грозном», опубликованной в Сборнике Седьмых Всероссийских Иринарховских чтений (Сборник материалов. Выпуск 4. Борисоглеб, 2004. С. 66−69. См. приложение).
Почему я заговорил об этом? Потому, что в период подготовки к канонизации Святой Царской Семьи происходит идентичный случай: Комиссия Священного Синода по канонизации Святых и лично приснопамятный Владыка Иоанн (Снычев), который был заместителем председателя этой Комиссии, давали поручения различным специалистам подготовить по достоверным источникам ответы на многие вопросы, касающиеся Царской Семьи. В том числе и Леониду Евгеньевичу Владыка Иоанн поручал подготавливать исторические справки по разным вопросам агиографии Царя-Мученика.
Нужно было ответить именно на те вопросы, которые долгие годы представали в общественном сознании в искаженном виде, созданном врагами России и Августейших Страстотерпцев. Развернувшееся среди клира и мiрян обсуждение, к вящей славе Церкви, привело к установлению истины и, в конце концов, к общецерковной канонизации Царственных Мучеников.
В.Саулкин: Спасибо, Андрей Юрьевич. Мне только хотелось бы добавить, что изучать источники серьезным историкам просто необходимо, когда речь идет о сложных вопросах русской государственности. Сегодня мы празднуем юбилей — в 1480 году пало окончательно монголо-татарское иго, и те, кто работает с источниками, с летописями, принадлежащими разным монастырям, разным боярским группировкам, видят, как Государь Иоанн Третий, Венценосный Дед Государя Иоанна Васильевича Грозного, в некоторых летописях описывается слабовольным, нерешительным, чуть ли не трусом, который боялся хана Ахмата. А по другим источникам — он блестящий полководец, провел великолепную стратегическую операцию, разгромив на реке Угре малой кровью, понеся минимальные потери, превосходящие силы противника. Поэтому еще раз, дорогие братья и сестры, напоминаю: когда мы говорим о Русской Истории, мы должны помнить, что необходимо серьезное, вдумчивое изучение источников. И, конечно же, это относится к царствованию нашего Царя-Мученика Николая Александровича.
Л.Болотин: В этой связи важно отметить одну деталь. Из современного русского национального сознания стерлось, что само титулярное прозвание Грозный сначала относилось к Государю и Великому Князю Иоанну Васильевичу Третьему. Он духовно разгромил Золотую Орду в стоянии на Угре, и прозвание Грозный в летописях впервые употребляется именно относительно Великого Князя Иоанна Васильевича Третьего. Титульное имя «Грозный» также было применимо к его сыну — Московскому Великому Князю Василию Иоанновичу. И только потом, после взятия Казанского ханства оно перешло как титулярное имя к Царю Иоанну Васильевичу Четвертому, которого преимущественно мы сегодня и называем этим именем — Грозный.
В.Саулкин: Спасибо Андрею Юрьевичу, спасибо Леониду Евгеньевичу. Дорогие братья и сестры, сейчас мы коснулись только первой части книги Андрея Хвалина — «Краткая летопись почитания, канонизации и прославления Святых Царственных Страстотерпцев». Но не менее интересна и часть вторая, которая называется «Золотые буквы». Одна из первых глав этой части книги называется «Царские уроки». Мы с вами понимаем, что причисление Угодников Божиих к лику Святых призывает нас подражать Им, Их жизни. Когда речь идет о нашем Государе, Царе-Мученике, неоценимы те уроки, которые Святой Государь оставил нам в наследие за время Своего царствования. Ведь сейчас, в начале XXI века, мы встречаемся с теми же опасностями. В 2005-м году исполнилось сто лет с начала так называемой первой русской революции, которая, по сути, была атакой международного терроризма на Православную Государственность. Опыт противостояния Государя Николая Александровича и Его верных слуг террору, думается, полезен и в наше время. Не забудем и о многих других уроках царствования Государя, которые после прославления Царской Семьи видятся совершенно в ином свете. После серьезной работы православных историков с источниками из-под глыб и завалов лжи открывается не просто светлый духовный облик Царской Семьи. Проясняется облик Государя как великого правителя сильной воли, который напряжением всех сил удерживал Государство Российское на краю пропасти. Об этих Царских уроках мы поговорим с Андреем Юрьевичем и Леонидом Евгеньевичем в следующий раз. А сейчас благодарим вас и до новых встреч.