Русская линия
Православие.Ru Светлана Липатова24.03.2006 

Возрождая старое и созидая новое

Современная русская иконопись — интересное, малоизученное, чрезвычайно многогранное и непрестанно развивающееся явление. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах год от года возрастает число иконописных школ в художественных учебных заведениях, при монастырях и храмах. Умножается количество частных мастерских и объединений современных художников иконописцев — к началу 2000 года только в Москве их насчитывалось более тридцати.

Одним из таких старейших союзов является иконописная и реставрационная мастерская «Канон». В эти дни она отмечает свое десятилетие. К юбилейной дате приурочена выставка, открывшаяся накануне в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

А.В. Ренжин известен как коллекционер, создатель мемориальной комнаты, посвященной времени царствования императора Николая II, исследователь древнерусской живописи, эксперт и реставратор. Он является руководителем мастерской, он же стоял у истоков ее основания вместе с иконописцем Е. Малягиным. За годы существования мастерской было создано несколько иконостасов, написано огромное количество икон для храмов России и зарубежья, отреставрированы многие древние иконы, в том числе иконы из церкви Успения на Городке в Звенигороде. Многие иконописцы «Канона» являются преподавателями иконописи в высших учебных заведениях и иконописных школах Москвы.

Открывая новую выставку, А.В. Ренжин вспомнил всех, кто активно участвовал в творческой жизни мастерской, рассказал о ее истории, о принципах работы реставраторов, о духовных и художественных ориентирах иконописцев. Директор музея Г. В. Попов отметил удивительную особенность «Канона» — подобным плодотворным сосуществованием иконописи и реставрации характеризовалась художественная жизнь России в конце XIX — начале XX веков, а позже эти два вида деятельности разделились. Практика мастерской показывает, насколько важно и значимо сотрудничество иконописцев и реставраторов в рамках одного объединения.

Сам принцип построения экспозиции необычен и призван показать высокое художественное достоинство новонаписанных икон и одновременно представить результат бережной профессиональной реставрации. Иконы XVI—XVII вв.еков расположились в одном небольшом зале с иконами, написанными в 1999—2006 годах. Таким образом, выставка является своего рода творческим отчетом иконописцев и реставраторов мастерской.

В своих выступлениях известные искусствоведы — Г. В. Попов, Г. И. Вздорнов, А.В. Рындина касались сложной проблемы стилевых предпочтений в современной иконописи. Если раньше иконописцы в целом ограничивались изучением творчества Андрея Рублева и Дионисия и создавали новые образы под их влиянием, то сейчас интересы художников очень разнообразны. Так, в некоторых работах ощущается стремление освоить древние традиции византийской и раннехристианской иконописи. В иконах Е. Малягина прослеживается влияние известного иконописца архимандрита Зинона (Теодора), который ориентировался прежде всего на произведения VI—VII вв.ека. Постижение художественных и духовных принципов раннехристианского времени, по его мнению, необходимо для иконописца, стремящегося постичь саму суть православного образа. Представленные иконы А. Солодовниковой «Богоматерь Скоропослушница» и «Св. целитель Пантелеимон», написанные в масляной технике, ориентированы в совсем другом направлении и воссоздают лучшие образцы живописи Афона XIX века
Поскольку выставки современной иконописи остаются достаточно редкими, все присутствующие говорили об атмосфере праздника, который дарит новая экспозиция. Подводя некоторый итог всему сказанному, Г. В. Попов пожелал успехов А.В. Ренжину, всем иконописцам и реставраторам, а также подчеркнул, что проведение выставки современной иконы в музее древнерусского искусства является свидетельством того, что музей — живой организм, в котором совершаются новые и интересные открытия.

Одним из таких открытий явились древние памятники, представленные зрителям. Среди них небольшая по размеру икона «Ветхозаветная Троица» — шедевр первой половины XV века, икона Богоматери Одигитрии из слоновой кости начала XVI века, созданная в Москве неизвестным итальянским мастером, икона «Сошествие во ад» с избранными праздниками в клеймах, и другие иконы XVI—XVII вв.еков.

Увидеть древние и современные иконы можно будет до 21 апреля по адресу:

Ст. м. Площадь Ильича, Римская; Андроньевская площадь, д. 10.

Выходные дни музея имени Андрея Рублева — среда и последняя пятница месяца.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 323 143 536


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru