Русская линия
Россiя Владимир Пантилеев23.03.2006 

Как пожить за счет России
Бывшие советские республики пытаются решать свои финансовые проблемы за счет Москвы

За недолгую постсоветскую историю России как правопреемницы Советского Союза постоянно пытаются предъявить многочисленные финансовые претензии. В первую очередь нажиться на Москве мечтают бывшие советские республики. Став самостоятельным субъектом международного права, тем самым осуществив мечту на политическую самостоятельность, идея жить за счет «старшего брата» по-прежнему выглядит заманчиво.

Грузинские песни о главном

На прошлой неделе грузинский парламент принял постановления «О создании госкомиссии по подсчету ущерба, нанесенного Грузии в результате абхазского и южноосетинского конфликтов» и «Об объявлении международного тендера для выявления юридической фирмы, которая будет представлять интересы Грузии в Евросуде по правам человека по делу о возмещении ущерба, нанесенного Грузии в результате абхазского и южноосетинского конфликтов».

Принятие этих постановлений последовало после того, как накануне перед грузинскими депутатами был зачитан доклад руководителя временной парламентской комиссии по вопросам восстановления территориальной целостности Грузии Шоты Малашхии. Данная комиссия создавалась для того, чтобы оценить ущерб, который Россия якобы нанесла Грузии за ситуацию в Абхазии и Южной Осетии. Выступая перед своими коллегами, Малашхия заявил, что наиболее важны на данный момент «розыск и систематизация материалов по геноциду и этнической чистке; изучение прецедентных дел, рассмотренных Европейским судом по правам человека в Страсбурге, установление возможности соответствия им грузинской реальности». Также назывались «розыск и систематизация документов, связанных с незаконной продажей государственного имущества и имущества вынужденно перемещенных лиц в Абхазии; работа над проектом закона «О реабилитации и реституции имущества пострадавших во время грузино-осетинского конфликта».

Одобрив в четверг доклад, спустя сутки, в пятницу, грузинские депутаты полностью поддержали и проекты постановлений, вынесенных Малашхией на рассмотрение. Несмотря на то что принятые постановления не имеют прямой юридической силы, на словах грузинские депутаты ясно дали понять, какой иск они хотят в конечном счете выдвинуть России. «Иск об ущербе, нанесенном Грузии в результате конфликтов, будет представлен в отношении России, а также российских компаний, действующих с 90-х годов и по сегодняшний день на неподконтрольных центральным властям Грузии территориях страны», — заявил Малашхия. «Ответственность, — продолжил депутат, — несет то государство, которое осуществляет фактический контроль над этими территориями, в данном случае — Россия». Малашхия сообщил, что в ходе работы над постановлениями был учтен опыт стран Балтии, в частности Латвии, давно и абсолютно безуспешно требующей от России гигантских компенсаций за «советскую оккупацию». «В Латвии уже создана госкомиссия, которая подсчитывает ущерб, нанесенный ей во время советской оккупации», — сказал грузинский парламентарий. По мнению грузинских законодателей, сумма иска к России составит не менее $ 15 миллиардов, что составляет примерно пятнадцать годовых бюджетов Грузии.

По стопам прибалтийских товарищей

Демарш грузинских законодателей не является новостью. Тбилиси на протяжении последних пятнадцати лет намекал Москве на необходимость «неких компенсаций», правда, суммы колебались от нескольких миллионов до семи миллиардов. На сей раз аппетит у грузинской стороны разыгрался не на шутку. Во многом этому поспособствовала позиция стран Балтии. Об этом много и подробно писала наша газета.

И тем не менее стоит напомнить, что в прошлом году Латвия, Литва и Эстония официально подтвердили свои финансовые претензии к России на сумму более $ 100 миллиардов. Во столько страны Балтии оценили свой экономический и моральный ущерб «за период советской оккупации».

Судя по заявлению, больше всех «пострадала» Латвия. Официальная Рига не стала утруждать себя точными расчетами и определила ущерб в пределах от $ 60 до $ 100 миллиардов. В данном случае также стоит отметить, что годовой бюджет этого государства составляет чуть менее пяти миллиардов долларов США. Несложная арифметическая задачка нужна для того, чтобы понять, сколько лет Латвия мечтает жить за счет России — от 12 до 20 лет!

Впрочем, литовцы оказались значительно скромней. Они настаивают на $ 20 миллиардах. Эстония вообще ограничилась четырьмя миллиардами…

Более того, в отличие от Грузии, которая пока пребывает в безнадежном поиске сильного покровителя, страны Балтии являются полноправными членами Евросоюза. И даже несмотря на очевидную абсурдность финансовых претензий, политический фактор может стать определяющим. Недаром Москва пошла на контрдоводы и официально заявила, что может пойти на адекватные меры и предъявить аналогичный счет балтийским республикам.

По мнению специалистов, нам есть что им предъявить. Во-первых, именно в Прибалтике не было массовой коллективизации: свыше 65% товарной сельхозпродукции в странах Балтии в конце 1990 года обеспечивали частные и кооперативные хозяйства. Во-вторых, только в Прибалтике с 1960-х годов создавались кооперативные — вне общесоюзной собственности — промышленные, транспортные, торговые и курортные предприятия. Минимум половина доходов этих объектов оставалась в их распоряжении. По уровню же накопленной прибыли именно прибалтийская экономика к 1991 году занимала первое место в СССР. Еще раньше — со второй половины 1960-х годов — Прибалтика опережала все прочие регионы по темпам роста производственных капиталовложений, уровню зарплат и пенсий. Важно и то, что, например, свыше половины доходов прибалтийских портов от экспортно-импортных и транзитных операций с середины 1950-х годов у них не изымалось.

В-третьих, совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) Латвии, Литвы и Эстонии за 1940−1986 годы увеличился более чем в семь раз. Упомянутый рекорд был обусловлен не в последнюю очередь символическими расценками для Прибалтики на российские, азербайджанские, среднеазиатские энергоносители: в странах Балтии нет промышленных запасов нефти, газа, угля, а до второй половины 1940-х годов не было ни гидроэлектростанций, ни своей нефтепереработки.

Более того, до сих пор что Грузия, что страны Балтии получают российские энергоносители, в первую очередь газ, по нижерыночной стоимости. Несмотря на громкие заявления и даже «газовые скандалы», Москва по-прежнему продает свои энергоносители бывшим советским республикам значительно ниже мировых. Почему так происходит — вопрос риторический и свидетельствует об отсутствии у российского руководства политической воли. Зато наши партнеры по бывшему СССР этим явно не страдают. Тем более что на прошлой неделе российский Центробанк официально уведомил, что золотовалютный запас России достиг нового рекорда — $ 200 миллиардов. Есть чем поживиться не только Грузии и странам Балтии…

http://www.rgz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2922&Itemid=67


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика