Русская линия
РадонежПротодиакон Андрей Кураев23.03.2006 

«Не надо ставить точку»
Комментарий диакона Андрея Кураева к письму ученых в газету «Известия»

В N газеты «Известия» от 20.03.06 г. был напечатан материал, озаглавленный: «Новый „обезьяний процесс“? Академики выступают в защиту Чарльза Дарвина». Под этим броским заголовком сообщалось, что в редакцию газеты прислали письмо «ведущие ученые нашей страны, обеспокоенные вмешательством мракобесия в жизнь нашего, пока еще светского, общества». Вмешательством же, поясняют «Известия», является иск, поданный в суд в Санкт-Петербурге 15-летней школьницей, которая требует включения в школьную программу по биологии «теорию о создании живых существ по божьей воле». «Если так пойдет, то можно ожидать подобных исков против Ломоносова или Ньютона», ужасается газета и, отпустив тут же глупую шутку, заявляет: «на самом деле нам не до смеха, атака на дарвинизм — лишь наиболее яркий пример вмешательства мракобесия». Другие примеры приводятся в самом письме ученых. Собственно говоря, примеров немного, ровно один — ненавистная «православная культура» которую Церковь так и норовит внедрить в школу. Вот, оказывается, где зарыто мракобесие!

Само же письмо начинается с исторического экскурса: «80 лет назад в США закончился первый „обезьяний процесс“. Не обремененные научными знаниями, но возмущенные самим фактом родства с обезья нами, американские экстремисты вновь и вновь обращались в суд, устраивая шумные пропагандистские кампании против преподавания дарвиновской теории эволюции в школе. Этим людям, к сожалению, неведомо, сколько серьезных подтверждений получила наука об эволюции за последние десятилетия». «Данные науки неопровержимо свидетельствуют о том, что жизнь существует на Земле более трех миллиардов лет, а не несколько тысяч лет, как утверждают сторонники „теории творения“. Исследования палеонтологов доказывают, что свойства живых организмов, населяющих Землю, постоянно менялись, а не оставались неизменными. Палеонтологическая летопись происхождения человека от общего с современными человекообразными обезьянами предка прослежена весьма подробно. В течение XX века археологи обнаружили чрезвычайно убедительный ряд переходных форм между человеком и его обезьяноподобными предками. Факт эволюции подтверждается результатами анализа ДНК современных и вымерших животных. Эти анализы однозначно указывают на генетическое родство всех ныне живущих организмов друг с другом и, следовательно, на их происхождение от общих предков». «Эволюционная биология не только объясняет прошлое, но и дает ключ к решению ряда практических проблем, стоящих сегодня перед человечеством. На основе анализа механизмов эволюции популяций разрабатываются методы сохранения исчезающих видов. Изучение и эволюционное сравнение геномов различных видов позволяет выделять гены, вызывающие наследственные болезни человека. Методы и принципы эволюционной биологии позволяют установить механизмы появления и распространения инфекционных болезней и предсказывать свойства и пути изменений вновь возникающих патогенов. Современная биология видит в вирусах СПИДа и птичьего гриппа результаты эволюции и на этой основе строит стратегию борьбы с ними (создание вакцин и других противовирусных средств). „Теория сотворения“ рассматривает эти вирусы как Божью кару и может предложить в качестве средств борьбы с ними лишь молитвы».

Поставив в пример православным католиков («Надо сказать, что католическая церковь давно отказалась от попыток вмешательства в науку. Православная раньше этим не занималась вовсе, и не стоило бы ей приниматься за это бесперспективное дело сейчас.»), составители письма переходят к самому главному — к коварному плану «иерархов РПЦ» извести в школах дарвинизм и ввести «Основы Православия»: «На одной из пресс-конференций в Москве митрополит Климент сетовал, что в школах до сих пор преподают дарвинизм,… это далеко не первая атака РПЦ на школу (да и не только на школу). Напомним хотя бы о неоднократных попытках ввести в школах Закон Божий. То, что подобное внедрение в светскую школу грубо нарушает Конституцию страны, почему-то высоких религиозных деятелей не смущает». «Лоббисты, ратующие за православие в школах требуют: „Православие в школы немедленно!“. Хотели бы заметить, что в России проживают люди, исповедующие практически все основные мировые религии. Не стоит забывать и об атеистах. Они тоже граждане нашей страны, и их у нас не так мало, как хотелось бы думать некоторым религиозным деятелям. Своеобразный православный шовинизм оскорбителен как для атеистов, так и для верующих, представляю щих другие конфессии, и никак не способствует единению страны. Мы считаем, что в школах следует ввести именно учебник „История мировых религий“, упомянутый министром (разумеется, при том условии, что прочие религии не будут выглядеть в качестве малозначительной приправы к православию), но никак не „История православия“, которая очень быстро перейдет в Закон Божий. А для этого власти следует вспомнить о том, что она согласно Конституции управляет светской многонациональной, многоконфессиональной страной».

Редакция обозрения «Радонеж» обратилась к известному миссионеру, профессору Московской Духовной Академии, диакону Андрею Кураеву с просьбой прокомментировать напечатанное в «Известиях» письмо. Вот его комментарий:

Прежде всего, я хотел бы засвидетельствовать свое уважение ученым, подписавшим письмо. И тем более горько мне было увидеть, что референт, готовивший текст для подписей, предпочел тон журналисткой агитки спокойному анализу. Оттого в тексте появились штампы, ведущие родословную от журнала «Воинствующий безбожник». Имеется в виду фраза о том, что религиозный человек «рассматривает вирусы как Божью кару и может предложить для борьбы лишь молитву». За этой фразой стоит предельная примитивизация жизни и мышления религиозного человека. Ткань общественной и культурной жизни целостна, и поэтому монах может молиться об избавлении от вирусов, но одновременно благословить ученого-вирусолога на его вполне научные труды.

Очень странно видеть в тексте, подписанном академиками утверждения, что «в спорах о происхождении человека давно поставлена точка». Очень странно, что люди, на словах выступающие против догматизма, сами провозглашают некоторые очень важные зоны человеческой проблематики находящимися вне вопрошания, критики, перепроверки и дискуссии.

Теперь по сути. Церковь в России не ставит вопрос об изъятии преподавания эволюционистской теории из школьной или университетской программы. Мы, прежде всего, хотели, чтобы учащимся эта тема преподносилась как поле междисциплинарных исследований и дискуссий. И в этом смысле было бы уместным сказать, что в мире культуры есть много языков, много методов самопознания человека, и те ответы, которые предлагает дарвинистская теория, есть лишь один из способов понимания человеком своего места в нашем мире.

Второе. Мы бы хотели, чтобы студенты и школьники представляли себе многовариантность современного научного мира. Академики, подписавшие данное письмо утверждают, что «эволюционистская теория признана научным сообществом, как единственное разумное объяснение». Я рад увидеть, что эти академики разделяют ту точку зрения, согласно которой критерием истины в современной науке считается принятие той или иной теории мировым сообществом ученых. Однако именно этому критерию дарвинистская теория эволюции не соответствует. Есть недарвинистские, и даже религиозные эволюционистские теории — достаточно вспомнить Тейяра де Шардена, А. А. Любищева, теорию номогенеза академика Л. С. Берга. И каждый год в рамках Рождественских чтений мы встречаем десятки современных действующих ученых, которые иначе видят происхождение и развитие живого мира, нежели авторы дарвинистских учебников.

Наконец, хотелось подчеркнуть, что позиция православного богословия не совпадает с позицией американских баптистских креационистов. В традиции русского академического богословия еще с XIX века — признавать за миром живого способность к самоорганизации и развитию, и поэтому мы можем включить эволюционистское видение как часть в нашу общую мировоззренческую картину. Мы не хотим отрицать и противоборствовать. Мы просто хотим, чтобы гипотезы оставались гипотезами, а естествознание и философия не подменяли бы друг друга. Думаю, что если дети узнают о глубине дискуссий, которые ведутся даже в мире биологии, это пробудет их интерес к тому, чтобы поступать в серьезные научные образовательные центры. А если ребенку сказать, что в такой-то дискуссии поставлена точка — это будет плохим приглашением. Именно в этом случае ищущий ум подростка отвернется от сциентистских догм и обратится к тем людям, которые сохранили способность задавать вопросы.

Диакон Андрей Кураев

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1632


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика