Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Валерий Степанов22.03.2006 

Национальная гордыня или достоинство?

Есть у русского человека одна характерная черта — это вечная готовность раствориться во вселенском, во всечеловеческом формате, отказаться от своего родного, чтобы понять чужое. Мы с восхищением смотрим на религиозность и многодетность мусульман, удивляемся знанием Евангелия, которое демонстрируют иеговисты, баптисты, адвентисты и прочая сектантствующая братия. Нам симпатична манерность англичан, собранность немцев, чистоплотность прибалтов, предприимчивость американцев и любвеобильность французов. Мы время от времени начинаем грезить американскими джинсами или учиться есть китайскими палочками, причём блюда, со здравой точки зрения абсолютно несъедобные. Мы готовы, подобно губке, впитать в себя и полюбить всё, что идёт к нам извне, причём как хорошее, так и плохое, а когда оказывается, что тот посторонний и чужой дух, который мы пустили в своё сердце, враждебен нашему родному. Многие, вместо того, чтобы осознать ошибку и изгнать его из себя, повинуясь какой-то невыясненной патологии, оскаливают зубы на всё, что связывает их с родом: на веру, культуру, историю, государственность.

Западничество и радикальный либерализм прокатывались по нашей земле, подобно эпидемиям чумы, начиная с VII-го века, всякий раз культурологическая напасть заканчивалась грандиозным конфузом: те, кому подражали «Иваны, не помнящие родства», приходили в Россию с открытым намерением — грабить и убивать. Таким образом, кровь заставляла русских одумываться и возвращаться к своим родным истокам, языка, веры, традиции, культуры. После того, как подобное вразумление происходило, Россия вставала на ноги, расширяла свои территории, умножала народонаселение, ее, как принято сегодня выражаться, международный рейтинг достигал апогея. Будем ли мы сегодня дожидаться очередного кровопролития или всё-таки, наученные горьким историческим опытом, найдём в себе силы начать жить своим умом, зависит в первую очередь от того духовного воспитания, которое мы сами себе обязаны привить, потому что государство делать этого, похоже, не желает. Что же это должно быть за воспитание?

Прежде чем объективно ответить на поставленный вопрос, необходимо разобраться, почему Бог, Который, разумеется, совсем не хотел обделить русскую нацию, наградив её бракованным национальным самосознанием, дал русскому народу столь чувствительную и податливую душу. Конечно же, не для того, чтобы нам при каждом историческом повороте отрекаться от земного Отечества, без верности которому, как мы знаем, не достигается Отечество Небесное; не для того, чтобы потешать весь белый свет (в последнее время всё более серый) странностями национального поведения; а, скорее всего, для чего-то созидательного, славного, справедливого и великого. Ибо всё, чем наградил Бог человека, изначально имело своей целью исполнение Его воли, в радости, славе, добре, и только вирус греха заставляет мутировать все наши добрые начинания. Исходя из сказанного, можно заключить, что податливость, мягкость русской души, отсутствие у неё инстинкта радикального отвержения всего чужого, ненависти к чужакам, даны нам для духовного, нравственного и интеллектуального обогащения, на которое другие народы, в силу своей национальной закостенелости, не способны. Существует даже теория, во многом спорная, но всё же заслуживающая внимания: согласно ей, у русской нации социальные и племенные инстинкты сильно подавлены, о чём свидетельствуют наши трудности, связанные с самоорганизацией, иерархическим подчинением и соответственно управлением во всех сферах общественной жизни. Но эти инстинкты, несущие в себе наследие животного мира, подавлены не просто так, а во имя торжества духовно-нравственных начал. Таким образом, согласно данной теории, русской нации суждено стать материнской утробой, в которой родится человек последней ветви эволюции, порвавший в себе всякую связь с животным наследием и живущим по законам духа. Ещё раз повторюсь: теория спорная, хотя бы потому, что, согласно Христианству, человек не произошёл от примата и не эволюционирует от низшего к высшему. В тоже время в Православии существуют предания о том, что Россия — Третий Рим, удел Пресвятой Богородицы. Также существуют пророчества, в которых перед концом истории, перед Апокалипсисом, Россия возродится в вере и просияет как спасительный свет миру, то есть — подтверждается предрасположенность русской нации к духовно-нравственному росту, отвержению всего низменного ради вселенского служения.

Что же получается, открытость русской души миру, способность принять всё его многообразие — в плане Божьего Промысла оказывается вовсе не минус, а плюс. Но почему же тогда столь горьки для нас плоды такой открытости, почему мир не слушает нас, не смотрит на нас, а презирает, почему столь отвратительны суждение либералов-западников, когда они говорят о русском народе, русской истории, вере, социально-политическом опыте? Причина простая — мы должны научиться воспринимать мир с высоты своей духовной культуры, а не смотреть на него глазами Эллочки Людоедки, в словарном запасе которой было всего 16 слов. Таким образом, у русского народа есть только два способа обезопасить себя от инстинкта подражательства, в который при недостатке внутренней культуры превращается врождённая открытость русской души: спасти нас может либо «железный занавес», то есть административное перекрытие каналов общения с внешним миром, либо качественное образование, ориентированное на углублённое изучение родной истории, традиций, Православия, православной философии, ну, и, конечно же, укоренение живой православной веры. При этом, последнее гораздо предпочтительнее насильственного перекрытия границ и фильтрации информационных потоков, хотя «железный занавес» и мог бы сыграть важную роль в подъёме национального самосознания, но он отнюдь не панацея.

А теперь перейдём от пространной теории к практике. Нам, наверное, не стоит ждать, что вот завтра или после завтра кремлёвская администрация, обеспокоенная духовной безопасностью страны, примет комплекс важных решений, которые вмиг поднимут нас на высоту русской национальной культуры. Такого чуда не произойдёт, поэтому наше духовное воспитание только в наших руках. Нам давно пора возненавидеть наши присмыкания перед чуждыми нам народами, папуасское копирование их опыта, при этом впадать в соблазн тупой ненависти ко всему чуждому, тоже не стоит. Выход один — научиться ценить свой народ, свой внутренний духовный мир, свои духовные истоки, воскресить в своей душе идеал Святой Руси и уже с её высоты трезво и без заискиваний смотреть на мир. Нам не нужна национальная гордыня, но крайне необходимо национальное достоинство.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=20 385&sq=19&crypt=


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика