Русская линия
Седмицa.RuМитрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов)22.03.2006 

Православная Латвия сегодня
Интервью Митрополита Рижского и всея Латвии Александра

Митрополит Рижский и всея Латвии Александр
Митрополит Рижский и всея Латвии Александр
— Владыка, на землях нынешней Латвии Православие насчитывает около 900 лет, однако, у наших соотечественников особый интерес вызывает новейшая история Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата, о которой в России знают очень мало. Можно ли вкратце перечислить ее основные вехи?

— Хочу подчеркнуть, что Латвийская Православная Церковь Московского Патриархата является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В Латвии Православная Церковь не является первенствующей, она третья по значимости после Римо-католической и Евангелическо-лютеранской Церквей. В Латвийской Православной Церкви сегодня 117 приходов, расположенных в шести благочиниях: Рижском, Даугавпилсском, Лиепайском, Валмиерском, Резекненском и Мадонском.

До 1992 года она называлась Рижской епархией Русской Православной Церкви. После распада Союза нам пришлось нелегко, потому, что многие нити, десятилетиями связывавшие епархию с каноническим центром были разорваны.

Когда Латвия провозгласила независимость, Священноначалие, принимая во внимание наши просьбы, весьма своевременно сочло целесообразным придать епархии статус самостоятельной самоуправляемой Церкви. Такой же Томос в 1921 году был дарован святителем Патриархом Тихоном архиепископу Рижскому и всея Латвии Иоанну (Поммеру) — будущему священномученику Иоанну Рижскому.

Имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возносится за богослужениями в наших приходах — как в русскоязычных, так и в латышских. Были моменты, когда некоторые политизированные, националистически настроенные люди говорили мне: «Мы не будем молиться за вашего Патриарха». Но постепенно эти настроения менялись, ведь латвийцы видели, что наша Церковь привносит в общество умиротворение, несет всем жителям страны благо, добро и надежду. А впоследствии меня удостоили высшим орденом Латвийского государства — «Трех звезд». Отвечая на эту награду я сказал, что рассматриваю ее как высокую оценку деятельности всех православных жителей Республики.

— Как воспринимают деятельность Латвийской Православной Церкви представители «титульной нации»?

— В последние годы заметен рост интереса латышского населения к православной вере и духовной культуре. Это проявилось особенно явственно в 2004 году, когда в Латвии в течение трех дней пребывала Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Десятки тысяч человек разных национальностей и вероисповеданий день и ночь стояли под проливным дождем, ожидая возможности приложиться к великой святыне. Показательно, что святыню почтила и президент Латвии, что вызвало критику в ее адрес со стороны отдельных радикальных газет: президента обвиняли в том, что она «пошла молиться в русскую церковь».

Важным событием для нас стало и принесение в Латвию в январе 2005 года святых мощей преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары. Это было второе посещение Елизаветой Феодоровной Латвии — первое состоялось при ее жизни в 1909 году.

Для укрепления единства Церкви огромную роль сыграла канонизация первого православного святого Латвии, латыша по национальности, архиепископа Иоанна (Поммера). Он являлся сподвижником святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Особенно известна деятельность архиепископа Иоанна в Пензенской епархии, где он вел борьбу с расколом. Затем Владыка Иоанн продолжил свое архипастырское служение в Латвии, где Православие переживало нелегкие времена. После распада Российской Империи в период 1918—1921 годов Православная Церковь в Латвии утратила многое из своей собственности. Рижский Алексеевский монастырь, где находилась резиденция архиерея, был передан католикам, целый ряд зданий заняли различные ведомства Первой Республики. Церковное имущество целиком было описано и считалось государственным. В Рижском Троице-Сергиевом женском монастыре, например, национализировали все, вплоть до обеденных ложек и постельного белья.

В этих сложнейших условиях вступил на кафедру Владыка Иоанн. Он был выдающимся архипастырем, горевший огнем веры и любви к Церкви, к народу Божию. Именно это помогало пережить трудности, встречавшиеся на пути его служения. Когда он только прибыл в Ригу и встретился с властями в качестве епископа Православной Церкви, ему ответили: «Мы такой Церкви здесь не знаем». Кафедральный собор Рождества Христова находился на грани закрытия, и тогда архипастырь поселился в сырой и полутемной комнатке в подвале собора. Молитвами и трудами Владыки Иоанна храм удалось отстоять. Для поддержки интересов православной общины архиепископ стал депутатом Сейма. Его пламенные речи и неутомимая деятельность помогли Церкви обрести полноправный статус, и она впервые была зарегистрирована в 1920 году, как Латвийская Православная Церковь.

А в 1992 году Латвийская Православная Церковь вновь прошла регистрацию в Министерстве юстиции Латвийской Республики, что подтвердило ее правопреемственность. В конце 2007 года ожидается принятие парламентом Республики Закона о Латвийской Православной Церкви. При Министерстве юстиции образована специальная комиссия, в которую входят и представители Церкви. Комиссия уже несколько месяцев занимается разработкой положений Закона, стараясь, чтобы он отражал интересы православных жителей Латвии. Для нас этот документ жизненно важен, поскольку он на долгие годы определит характер нашего бытия. Но на сегодняшний день Церкви трудно прогнозировать, каким в окончательном чтении Закон примут депутаты латвийского парламента.

— В мае по приглашению Президента Латвийской Республики Латвию посетит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Какова программа Патриаршего визита?

— Хочу подчеркнуть, что этот визит будет первым за всю историю латвийского Православия посещением Первосвятителя Русской Православной Церкви пределов нынешней Латвии. Мы очень ждем этого события, которое является поистине историческим.

Программа визита Его Святейшества рассчитана на три дня. Его пребывание в Латвии предполагает посещение Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря. Конечно, Его Святейшество посетит возрожденный кафедральный собор Рождества Христова и совершит в нем Божественную литургию. Кафедральный собор строился при императорах Александре II и Александре III, и был освящен в октябре 1884 года епископом Рижским и Митавским Донатом. Возобновление богослужений в этом величественном и удивительно красивом храме, который в советское время служил планетарием, для нас — большая радость. Запланирована также поездка Его Святейшества в Спасо-Преображенскую пустынь под Елгавой. Исторически пустынь предназначалась для скитского жития насельниц Троице-Сергиева монастыря, однако давно переросла в самостоятельную монашескую обитель.

Убежден, что визит Святейшего Патриарха Алексия, который является не только духовным, но и признанным в мире авторитетным и уважаемым общественным лидером будет способствовать укреплению взаимопонимания между Российской Федерацией и суверенной Латвией, послужит началом добрососедского диалога.

— Вы на кафедре уже семнадцать лет. Как за это время изменился состав Вашей паствы?

Сейчас на Богослужения приходит все больше и больше молодежи, что очень радует. Я могу наблюдать это по состоянию различных приходов страны, в которых совершаю богослужения, и в особенности по Рижскому Кафедральному собора Рождества Христова. Он находится в центре города, где жилых домов немного. Основная часть людей приезжает из других районов Риги. В Прощеное воскресенье Кафедральный собор был переполнен, причем почти половина пришедших — это люди молодые, еще двадцать — среднего возраста.

Примечательно, что среди прихожан с каждым годом становится все больше перешедших в Православие бывших лютеран и католиков. Отрадно, что многие переходят целыми семьями. Это ли не показатель авторитета Православия в Латвии? А ведь в этом залог будущего нашей Церкви.

— В преддверии визита в СМИ появляются разного рода материалы, порочащие Латвийскую Православную Церковь Московского Патриархата и ее правящего архиерея. К сожалению, их подхватывают и тиражируют некоторые московские журналисты. Как бы Вы могли прокомментировать это?

— Авторы этих публикаций смотрят на нашу церковную жизнь очень избирательно. В Латвии, несмотря на очевидные трудности, возрождаются старинные православные храмы, в их числе — великолепные соборы в Риге, в Лиепае, в Елгаве и храмы в Стамериене — Святого Великого Благоверного князя Александра Невского, в Айнажи — преподобного Арсения Великого, в Колке — святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Построены новые храмы: в Огре — святителя Николая Чудотворца Мирликийского, в Саласпилсе — Всех Скорбящих Радосте, в Граверах — Архангела Михаила, в Дагде — святителя Николая Чудотворца Мирликийского, в Даугавпилсе — храм Святого Великого Благоверного князя Александра Невского. Скоро будет освящен новый храм в Валке — в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а в настоящий момент строится новый храм в Иецаве.

Возносятся в небо православные золотые кресты, звонят новые колокола, самое пристальное внимание уделяется православному просвещению молодежи — открываются воскресные школы, действует семинария, осуществляется нравственное воспитание школьников, которым мы занимаемся в единстве с другими традиционными для Латвии христианскими конфессиями. С ними вместе мы участвуем в разработке законопроектов о преподавании в общеобразовательных школах основ христианского вероучения, вместе выступаем за запрет однополых браков и так далее.

К сожалению, вся эта огромнейшая работа отдельными критически и необъективно настроенными журналистами не замечается, а точнее — игнорируется. Эти люди делают то, что не позволяли себе их предшественники во времена безудержного разгула атеистической пропаганды, и очевидно, что их деятельность направлена на дискредитацию Святого Православия. Иные публикации так и вовсе являют собой поток откровенной лжи и безумной клеветы, и комментировать эти злопыхательские инсинуации было бы делом, недостойным Православной Церкви.

Убежден, что с таким неуважением к Церкви вообще могут писать только атеисты. А какое они в таком случае вообще имеют право судить о церковной жизни? Что ж, по всей вероятности есть силы, крайне не заинтересованные в том, что Православие укрепляется, становится уважаемой и общественно значимой величиной. Цель этих грязных пропагандистских акций одна — нарушить церковное единство, ибо сказано в Священном Писании: «Поражу пастыря и разыдутся овцы».

Вот пустили слух, что Латвийская Православная Церковь переходит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Скажите, как можно, собираясь совершить такой шаг, приглашать в Латвию Святейшего Патриарха? Где элементарная логика? Эти журналистские «откровения» злонамеренно адресованы людям несведущим ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, ни в современной ситуации, к тому же не желающим мыслить трезво, здраво и критично.

Ведь еще в грамоте об установлении Патриаршества на Руси от 1589 года подтверждалось, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси управляет Русской Церковью и всеми землями «стран гиперборейских», то есть, всеми территориями севернее Москвы и землями на нашей широте. А кроме того, давайте, не вдаваясь в длинные исторические экскурсы, просто вспомним, что сейчас представляет собой Константинопольский Патриархат?! Попытки загнать Латвийскую Православную Церковь под Константинополь уже были, но мы сумели избежать раскола и выстоять, а это требовало немалого мужества, поверьте. Но мы хранили, и будем хранить верность нашей Матери — Русской Православной Церкви. В Ней мы крещены, в Ней возросли, в Ней получили благодать священства. Как же можно предавать свою мать?!

— Как обстоят дела с возвращением церковной собственности?

— Тема возвращения церковной собственности в Латвии, к сожалению, также неоправданно становится предметом слухов и инсинуаций. Закон о реституции, принятый в Латвии гласит, что прежним владельцам возвращается имущество, принадлежавшее им до 1940 года. Нам многое вернули, хотя, конечно, проблемы есть. Государство своим законодательством определяет, что собственность подлежит возвращению, но дальнейшее зависит от отношения местных властей. Если оно благожелательное, то все происходит достаточно быстро. Но есть и негативные примеры, как, скажем, с храмом святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который сейчас именуется концертным залом «Ave sol».

К слову, некоторые горлопаны, очевидная цель которых — использовать любую ситуацию, чтобы опорочить Церковь, кричат, что судебные иски, связанные с возвращением церковной собственности, — это чуть ли не скандал. Меж тем, это нормальная, хотя, конечно, и неприятная практика для такого рода случаев.

Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла — это первый Кафедральный собор Риги. Он был построен по велению императрицы Екатерины II. Посещая город, она увидела в Рижской цитадели ветхую деревянную церковь, посвященную святым, являющимся небесными покровителями некоторых государей династии Романовых, и повелела воздвигнуть в честь святых апостолов Петра и Павла новый храм. Он был отобран у Церкви властями еще в 1919 году, и сегодня фактически принадлежит Рижской городской Думе, хотя у нее нет документов, подтверждающих право собственности на церковное здание. Сейчас мы готовимся к очередному судебному разбирательству и надеемся, что на этот раз нам удастся вернуть храм верующим.

Сделать это пытался в свое время еще священномученик Иоанн Рижский, который неоднократно утверждал, что собор построен «православными и для православных». Но даже ему — депутату Латвийского парламента, коренному латышу было отказано.

— Как вы считаете, сохранились ли между Россией и Латвией связи, могущие способствовать укреплению Святого Православия в наших странах?

— В последнее время по вполне понятным причинам к нам стали реже приезжать паломники из России. Между тем, именно в Латвии сохранилось множество святынь и старинных намоленных храмов, которые никогда не закрывались. К сожалению, многочисленные российские общественные организации, ориентированные на содействие церковным инициативам, почти не обращают внимания на нашу Церковь, а их поддержка могла бы решить многие проблемы, помочь сохранению в Латвии православной культуры и традиций, русского языка. В Даугавпилсе у нас есть прекрасный Русский дом, расположенный в особняке купца Каллистратова. Здесь образован великолепный хор «Русичи», собрана большая библиотека, создан музей русского народного быта, проводятся различные мероприятия. К сожалению, о таком центре в Риге мы можем только мечтать.

Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь, по праву считающийся школой игумений (он дал возрождающимся российским монастырям 17 игумений) нуждается в поддержке. Нуждается в помощи и Спасо-Преображенская пустынь, в которой в прошлом году произошел большой пожар, уничтоживший хозяйственные постройки, гараж и склад с продовольствием. Пустынь для нас — значимый духовный центр, ведь здесь покоятся останки многих наших подвижников, в том в числе одной из основательниц Троице-Сергиевой обители схиигумении Екатерины (Мансуровой).

Ежегодно в канун праздника Преображения Господня в пустыньку из Риги Крестным ходом приходят верующие с одной из наших главных святынь — иконой Божией Матери «Достойно есть», принесенной со Святой Горы Афон. Путь из Риги до пустыньки неблизкий — более шестидесяти километров, однако число участников молитвенного шествия год от года возрастает, и насчитывает несколько тысяч.

Чтобы сохранить здесь себя и свою Веру, православные Латвии поистине ежедневно учатся выполнять завет апостола «иметь мир со всеми людьми». И, следуя учению Спасителя, любить всех тех, кто, может быть, не очень-то отличается любовью к нам…. Но Господь призвал нас жить и трудиться здесь, и мы должны с честью исполнять Его святую волю.

Беседовала Елена Москвитина

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=31 634&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru