Время новостей | Максим Руссо | 20.03.2006 |
Премию вручает Фонд Темплтона, основанный бизнесменом и филантропом Джоном Темплтоном, американцем по рождению, жившим в Великобритании. Если Альфред Нобель, европеец-прагматик, учреждал свою великую награду для представителей чистой, внеидеологической науки и литературы, а мораль отдельно выделил в «премию мира», то Темплтон в чисто американском стиле жестко пристегнул религиозно-моральные вопросы к проблемам познания законов окружающей нас Вселенной. Его премия должна ежегодно вручаться ныне живущему человеку, который добился крупных достижений в развитии понимания человеком божественного и имеет «особые заслуги в укреплении духа перед лицом нравственного кризиса в мире».
Темплтон был уверен, что наука в не меньшей степени, чем Священное писание, способна приблизить человека к богу. А поскольку налаживать смычку между научным и мистическим способами познания могут не только ученые-исследователи, среди лауреатов премии есть и сугубо религиозные деятели. Премия отличается и конфессиональной толерантностью: темплтоновка доставалась протестантам, католикам, православным, буддистам, мусульманам и иудеям. Процедура присуждения премии скопирована с нобелевских стандартов: лауреаты объявляются в США в марте, вручается же она герцогом Эдинбургским в Лондоне, в Букингемском дворце. Позднее на собрании в лондонском Гилдхолле лауреат выступает с лекцией. В 2006 году размер премии составил 795 тыс. фунтов стерлингов, что примерно равно 1,4 млн долларов.
Высокоморальные гении и гениальные моралисты
История темплтоновки началась с награждения религиозных деятелей: первым лауреатом стала в 1973 году знаменитая мать Тереза, а вторым — брат Роже, протестант, основатель экуменического монастыря Тэзе во Франции, открытого для представителей различных ветвей христианства. В 1982-м премию получил знаменитый американский проповедник Билли Грэм, на следующий год — Александр Солженицын, ставший первым лауреатом от православия. Среди ученых, отмеченных Темплтоновской премией, нужно в первую очередь назвать Чарльза Таунса, ранее разделившего с Басовым и Прохоровым нобелевку за создание лазеров. В 1966 году Таунс опубликовал статью «Сближение науки и религии», где утверждал, что противоречия между религиозным и научным мировоззрением поверхностны.Последние годы темплтоновка чаще достается ученым, в достаточной мере осознавшим важность духовного начала. Лауреатом 2001 года был ученый-биохимик и англиканский священник Артур Р. Пикок, основатель Общества ученых-священников. Эта организация ставит своей целью наведение мостов между наукой и религией и насчитывает сегодня 79 членов, представляющих семь христианских конфессий. В 2004-м премию получил южноафриканский математик, пацифист, квакер и противник апартеида Джордж Эллис. В 2003 году лауреатом стал Холмс Ролстон — физик, философ и богослов, один из создателей экологической этики, годом раньше — Джон Полкинхор, автор книги «Вера глазами физика». Еще один темплтоновец — Майкл Новак, один из крупнейших современных американских философов и одновременно католический теолог, автор книги «Дух демократического капитализма», посвященной построению социально справедливого общества.
Наш мир таков, что в нем должна быть жизнь
Нынешнему лауреату Джону Барроу, автору многих работ по астрономии и эволюции Вселенной, премию принес его вклад в рассмотрение так называемого антропного принципа. Этот постулат утверждает, что законы физического мира и значения основных физических констант, таких как, например, гравитационная постоянная, массы элементарных частиц, таковы, что из них следует существование жизни и человека. Сходные идеи возникали у ученых давно, но в наше время серьезное внимание на антропный принцип ученые обратили после 1973 года, когда этот термин на съезде, посвященном пятисотлетию Коперника, употребил видный физик Брандон Картер.Если проанализировать данные об устройстве мира, то получится, что если бы его фундаментальные свойства были бы лишь чуть-чуть изменены, то жизнь в нем была бы невозможна. Первое важное для жизни свойство — трехмерность пространства. В большем числе измерений силы гравитации не могли бы сформировать устойчивые орбиты планет, а электроны не вращались бы вокруг атомных ядер. Нам сильно повезло со свойствами протонов, нейтронов и состоящего из них ядра атома водорода — основного «звездного горючего». Стабильность атома водорода обеспечивается тем, что нейтрон тяжелее, чем пара протон-электрон. Если бы масса нейтрона была меньше хоть на десятую долю процента, атом водорода превращался бы в нейтрон. Соответственно, атомов водорода, не говоря уж об атомах более тяжелых элементов, не существовало бы.
Важна и сила притяжения между протоном и нейтроном в атоме водорода. Если бы оно было слабее, то ядра водорода быстро распадались. Если бы оно было более сильным, то реакция горения водорода не была бы столь интенсивной и звезды не были бы источниками нужного количества энергии. Два протона не могут соединиться друг с другом — ядерным силам противодействует отталкивание одинаково заряженных частиц. Но если бы сила отталкивания была ненамного слабее, то протоны бы соединялись и это привело бы к тому, что весь кислород в самом начале существования Вселенной превратился в гелий и «звездного горючего» больше бы не осталось. Существуют и другие характеристики-константы, малейшее изменение которых сделало бы невозможным возникновение углерода и углеродной жизни.
Существуют две формулировки антропного принципа. Слабая формулировка состоит в том, что условия во Вселенной разнообразны, а человек просто может наблюдать лишь те, которые обеспечивают его существование. Возможно, где-то физические константы совсем иные, но мы никогда не узнаем об этом. Есть и сильная формулировка: Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. Такой факт можно рассматривать как свидетельство того, что Вселенная развивается согласно рациональному проекту. От этих утверждений не так уж далеко и до идей о существовании разумного творца Вселенной.
Но пока антропный принцип лишь небезынтересная мировоззренческая модель. Некоторые из аргументов в его пользу вызывают споры, а само соотношение характеристик физического мира может быть как простым совпадением, так и следствием замысла творца, запланировавшего создать на подведомственной территории жизнь и разум.