Русская линия
ТрудПротодиакон Андрей Кураев20.03.2006 

Тело держат гвозди, а душу — любовь
Особый этап Великого поста — Крестопоклонная неделя. Что она означает, в чем ее смысл? Об этом рассказывает диакон Андрей КУРАЕВ

Две недели поста уже позади. Те, кто постились за компанию, уже отсеялись и вернулись к своим сосискам. У оставшихся «на посту» есть повод поставить себе хорошую оценку: «несмь яко же прочии человецы».

И тут перед нашим чувством глубокого удовлетворения от нашей же собственной праведности вдруг ставится Крест. Перед памятью о крестной боли как-то отступает память о тех неудобствах, которые несем мы на своем постном пути.

Крест — это стоп-сигнал, препятствие.

Христианство — жесткая религия. Крест — это главный поступок того Бога, в которого верят христиане. И в этом Его поступке одновременно и немыслимая помощь нам и немыслимо жестокий диагноз нам же. Если помощь оказывается в таком ошеломительном объеме, то она называется уже не помощью, а спасением. Спасают же там, где угроза умножилась на бессилие.

Христианство, возвеличив человека («ты не пыль, „нас ради человек и нашего ради спасения“ Бог сам стал таким, как ты»), одновременно его и унижает («забудь о самосовершенствовании и самоспасении, ты, сотериологический неумеха). Успехи йогов, жрецов и толкователей отодвинуты в сторону. Никакой ритуально-социальный «закон никого не довел до совершенства», говорит первым христианам некогда очень продвинутый «толкователь» («книжник»). Засмотревшись на Крест, этот Павел все свои былые заслуги, успехи и преимущества теперь расценивает как «дерьмо» (Флп. 3,8).

У подножия Креста лежит большая куча, составленная из олимпийских медалей, генеральских погон, докторских дипломов и черных поясов. Человеческие знаки отличия и преимущества вдруг переживаются как слишком маленькие. Они подарили несколько дней радости и триумфа, но так и не смогли заполнить собою боль и бездну души.

Так Крест разрушает мирки.

Но он же хранит Вселенную. Крест — форма устойчивости.

Если Бог так крестно заботится о человеке, значит, на такого Бога и на Его Крест можно положиться. Человек не потерян и не растворен в эфирных безднах. Крест охраняет его от «древнего Зла». И потому под сенью Креста можно жить.

Спортсмен может идти на тренировку, банкир — в банк, генерал — в штаб, студент — в аудиторию. Если ты помнишь о той цене, которой ограждено твое бытие, ты имеешь право на быт. Ты можешь жить на земле и идти земными путями. Просто найди свои слова для памяти о том, что по-своему сказал рокер Сергей Трофимов:

Все-таки весна —
это чудо от Бога,
Тайна мирозданья
в улыбке Творца,
А земная жизнь —
это просто дорога,
Только долгий путь
от креста до венца.
И в конце пути —
ощущенье свободы
Оттого, что там,
где рождается новь,
За меня, дурного,
над всем небосводом
Тело держат гвозди,
а душу — любовь.

http://info.trud.ru/trud.php?id=200 603 180 470 304


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru