Русская линия
Prokimen.RuИгумен Петр (Пиголь)20.03.2006 

«Всему миру во вразумление его». О духовно-светском образе жизни
Доклад на II научно-образовательных Знаменских чтениях «Церковь и общество: проблема взаимодействия религиозного и научного знания», проходивших с 28 февраля по 3 марта 2006 года в г. Курске

В настоящее время все мы озабочены поиском правильного пути развития нашего общества, который не только обеспечивал бы его — общества — духовное и физическое здоровье и необходимое для его временного, земного существования благополучие, благоустройство, но и приводил бы ко спасению, то есть в жизнь вечную в Царствии Божием.

В этой связи вспоминаются слова преподобного Серафима Саровского, где он говорит, что все беды в России происходят от бытоулучшательной партии. Эти же слова некоторое время спустя повторил и святой праведный Иоанн Кронштадтский. На первый взгляд слова эти кажутся странными. Что, мол, плохого в улучшении быта и благосостояния народа? Но если мы вспомним заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33), то станет ясно, что святые указывали на очень существенную, принципиальную ошибку, которая допускается, если на первое место ставится не стремление жить по правде Божией, а стремление улучшить качество жизни именно через достижение комфорта.

Человечество, действительно, вынуждено заботиться о своем материальном благополучии, но здесь очень важен вопрос приоритетов: что прежде всего? Что поставлять во главу угла? А что второстепенно и прилагается? Из евангельских слов явствует, что благоустройство подается от Господа за стремление жить по-Божию, по Его святым заповедям.

Хочу заострить ваше внимание, что сейчас участились настойчивые заявления, о том что наше государство и наше образование — светские, а не духовные.

Но ведь светский — не значит нерелигиозный, не духовный, не православный. Светский — не значит «обмирщенный» в святоотеческом смысле этого слова, то есть порабощенный греховным страстям.

Насущно необходимой, актуальной становится тема духовно-светского пути, духовного аскетического подвига, то есть упражнения в добродетели, в соответствии с условиями жизни и мерой каждого. Подобное сочетание духовного начала со светским образом жизни доступно любому мирянину, желающему спасения своей душе и благоустроению общества в целом.

У нас имеются важные свидетельства по этому вопросу двух православных мирян (один из них удостоился принять монашество незадолго до смерти). Оба они были собеседниками и сотаинниками своих великих старцев.

Первый из них — Николай Алесандрович Мотовилов, служка, как он сам себя называл, преподобного Серафима Саровского. Он, по словам его современников и близких людей, «будучи светским и семейным человеком, проводил духовную жизнь… где бы ни был и чем бы ни занимался, имел мысль, погруженную в Бога».

Второй — русский православный философ, писатель, публицист Константин Николаевич Леонтьев, первым духовником и старцем которого был афонский иеросхимонах Иероним. Он научил Леонтьева в сорокалетнем возрасте вере в Бога страху Божию, «любви к Церкви и ее стеснениям». Леонтьев призывал жить «не для земли», а подвизаться духовным подвигом ради спасения души. «Все проблемы современности решаются в Боге, а не в мелком гражданском недовольстве», — писал он.

Духовное наследие Константина Леонтьева — это развитие и всесторонне раскрытие тех тем, которые зародились у него на Афоне, в Русском Пантелеимоновом монастыре, во время продолжительных бесед со старцем Иеронимом. Духовное наследие Мотовилова — это в первую очередь записанные им слова преподобного Серафима, говорившего не от себя, а лишь передававшего, по свидетельству святого старца, слова «Самого Бога всему миру во вразумление его».

«Мне Господь сказал, — говорил преподобный Серафим Мотовилову, — что у вас в жизни все духовное со светским и все светское с духовным так тесно связано, что ни того от другого, ни этого от того отделить нельзя, и что за всем тем Он Сам изволил назначить вам такую жизнь, и что будущее человечество сим лишь путем пойдет, если захочет спастись, и что на все это есть Его [Бога] собственная воля». Вот так! Ни много ни мало — все человечество в будущем!

Таким образом, из этих слов явствует, что жизненный путь самого Мотовилова является символом и образом пути, подражая и следуя которому, может достичь спасения любой человек.

Зная эти слова батюшки Серафима, мы задаемся вопросом: а может, и государство, и образование, и наука, и многое другое, и сама жизнь, и люди в первую очередь, — должны быть светскими и духовными одновременно, неслитно и нераздельно?

Мысль эту подтверждает и Константин Леонтьев. Ведь «мир», по его словам, — не столько совокупность внешних предметов, возбуждающих чувства и страсти, а сами страсти, задатки которых мы носим в себе, и этот «мир» может преследовать даже отшельников.

«Монах, — говорит Леонтьев, — такой же православный христианин, как и не монах, но поставленный в особые, благоприятные для строгой жизни, условия. Мирянин верующий — тот же аскет». По словам Леонтьева, подвиг монаха и мирского человека различается не качественно, а количественно. Убежденные христиане, говорит Леонтьев, начиная с афонского пустынника и заканчивая русским государственным деятелем, имеют одни сердечные идеалы, одни догматы, один нравственный критерий, одну цель, которую Леонтьев определяет как «поддержание в себе во время земной жизни близости ко Христу и к Его учению». Полезна каждому его особая, личная мера на все. Доверие к старцам и послушание устанавливает эту меру.

«Побольше того аскетического духа, который может пронизать насквозь своими веяниями и всю мирскую жизнь — придворную ли, деревенскую!» — призывает Константин Леонтьев.

Преподобный Серафим Саровский определенно сказал, что по воле Божией «можно, и в миру живучи, получить такую же благодать, как и в отшельничестве». Сказал он также, что Бог через Мотовилова «назначил показать на земле этот [то есть духовно-светский] образ спасения, чтобы мирские люди были причастниками тех же даров Духа Святого, как и отшельники, если равномерные с ними труды, подвиги, злострадания, претерпенные до конца Христа ради, и все находящее на них они добровольно решатся взять на себя… возлюбивше Господа всей душою».

«То ли время теперь, — пишет Леонтьев, — чтобы бояться крайностей — религиозного аскетизма!» По его словам, само состояние среды, т. е. общества, и степень ее сопротивления заставляет обращаться к суровому аскетическому идеалу. И преподобный Серафим через Мотовилова напоминает о тех «пререканиях и клеветах», которые «на святую Церковь падают».

Итак, духовный образ жизни в миру для светского человека — это иметь постоянно ум в Боге, угождать Ему борьбой с греховными страстями и приобретением добродетелей. И примеры для подражания имеются — это в первую очередь жизненный путь Николая Александровича Мотовилова, который нам необходимо тщательно изучать и поучаться из него.

Вот какие откровения и обетования Божии становятся доступными нам сейчас, в наши дни. Поэтому каждый из нас, находясь в своем звании и соответствуя своему призванию, сочетая светский образ жизни с духовным началом, должен совершать свои труды и служение Богу и Отечеству по воле Божией с полной надеждой и упованием, что получит такие же милости и такую же благодать, как аскеты и отшельники. Если, конечно, сами захотим, если будем подвизаться…

И тогда Господь даст полное оздоровление народу, а следовательно, и государству, и все исправит в нашей жизни и приведет в жизнь вечную.

Игумен Петр (Пиголь ), кандидат богословия, 1-й проректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова, декан философско-богословского факультета, гл. редактор альманаха «К Свету»

http://www.prokimen.ru/article_1988.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru