Православие.Ru | Бывший епископ Рашко-Призренский Артемий (Радосавльевич) | 20.03.2006 |
В день двухлетней годовщины трагического погрома на Косово, когда только за два дня было уничтожено и сожжено 35 наших святынь, владыка не скрывает свою печаль. Наши святыни на территории Косово и Метохии, говорит он, похожи сейчас на тяжело раненных. Ни одна до сих пор не восстановлена, пострадала ли она 17 марта или до этой трагической даты. Епархия успела с тяжелыми затратами восстановить часть зданий в трех монастырях — Святых Архангелов, Девиче и Святых целителей, «чтобы монашествующее имели где приклонить главу» — все остальное находится в руинах как и прежде
Голгофа продолжается
— Если обернуться назад и посмотреть на прошедшие два года, то какое чувство у Вас преобладает?— Вижу, что прошедшие два года, абсолютно похожи на предыдущие. А то время от 1999 до погрома 2004-го, было временем величайших страданий сербов, когда произошло самое большое число убийств, изгнаний и разрушений наших святынь. Естественно, что страдание 17 марта 2004 года, с учетом своего масштаба, вынудило международное сообщество осудить его на словах, но действующих лиц тех событий, в сущности, настойчиво награждают. Вместо того чтобы привести преступников «к познанию права» как сказал бы Негош, их одаривают все большим переносом властных полномочий на временные косовские органы власти.
Убийства, нападения, забрасывание бомб в дома, нападения на церкви — все это продолжается до сегодняшнего дня. Это и есть цель периодических нападений на наш народ, потому что все время слышится — там брошена бомба, там совершено ограбление, здесь кто-то избит или убит — этого довольно для того, чтобы поддерживалась напряженность и у сербов не появлялось ощущения, что их ситуация улучшается.
— Как все это возможно, когда Косово охраняют наилучшим образом обученные и вооруженные иностранные солдаты?
— В попущении этим преступлениям, я никогда не обвинял иностранных военнослужащих, и никогда не думал, что это те, кто не хочет нас защитить. Такие распоряжения приходят из Вашингтона, Брюсселя и кто знает еще откуда. Когда их было более 40 тысяч, именно тогда и совершены самые большие преступления, в их присутствии, без адекватной реакции, а страшней всего то, что за все эти семь лет никто из террористов не предстал перед судом. Представьте себе мои чувства, когда я приезжаю под охраной к месту, на котором некогда была церковь, а сейчас пустое место. Я был в такой ситуации на этих днях в Джаковице, где из церковного двора делают мемориальный парк зловещей ОАК (UСK). Я осмотрел это место только через окно автомобиля, потому что мне не гарантировали в случае выхода безопасность.
Все зависит от нас
— Чувство оптимизма, с которым Вы вернулись из Америки (сейчас там и другая делегация СПЦ) было иллюзорным? Имеют ли эффект эти визиты?— Там есть достаточно людей, готовых нам помочь, понимающих проблематику, но суть дела все-таки здесь — в Белграде. Все зависит от нас. Они не могут закончить за нас работу, если мы здесь не сделаем то, что должны делать, прежде всего выстоять на позиции, что никто не может в Сербии ни склонить ни вынудить к принятию независимости Косова.
— Жизнь сербов на Косово и Метохии Вы однажды сравнили с архипелагом больших и малых островов, которому разбушевавшееся море грозит затоплением?
— Я имел в виду наши анклавы, гетто, лагеря, то, что мы на Косово опоясаны колючей проволокой. И, все же, мы должны бороться, не взирая на трудности и решение, которое, мы надеемся, согласованно будет принято посредством переговоров. Так как, пока есть сербы на Косово, оно для них не потеряно. А если бы оно когда-нибудь осталось без сербов, то было бы несербским Косово, не взирая на то, в каких границах находится. Поэтому главный вопрос — вопрос возвращения беженцев. Прежде всего необходимо восстановить жизнь Церкви и вернуть изгнанный народ, что является условием для всего остального. Возвращения, к сожалению, в сущности, не происходит. По данным УНМИК, вернулось около 5000 сербов. В то время как они возвращались, другие уезжали, и ни у кого сегодня нет ясного представления о том, сколько сербов действительно сейчас на Косово. Люди уезжают ночью, тайно, без свидетелей, они немного стыдятся, что покидают Косово…
— Как Вы — косовский владыка, который чего только не пережил за 15 лет на Косово и Метохии — несете бремя своего креста?
— Все возможно выдержать с Богом. Если бы я переживал происходящее только как человек, все то, что я видел — жестокие убийства, расправы, мои церкви в огне — то еще под вопросом был бы я еще жив или хотя бы в здравом рассудке. Меня укрепляет борьба за сохранение нашего народа и нашего Косово.
Сербский Иов
Сегодняшнее Косово непреодолимо напоминает о притче о ветхозаветном праведном Иове. Косово — это сербский Иов. Потому что как некогда «Иов сидел в язвах и ранах на гноище», так и Косово сегодня отброшено на свалку мира, и все стараются о нем как можно быстрее забыть и убеждают Иова, что он сам виноват в своих страданиях. Но Бог, который все видит, наградил после Иова и дал ему свое благословение…Страдания
Поведение международного сообщества не изменили не только гнусные преступления, но и этот погром 17 марта 2004 года, когда за два дня было убито 12 сербов, ранено и пострадало 850, изгнано 4000, сожжено и уничтожено 930 домов, семь сербских сел стерто с лица земли. Два дня Косово и Метохия пылали в огне. Нападению подвергались и иностранные полицейские, в чью обязанность входит защищать сербские анклавы. По официальным данным, было ранено 117 полицейских УНМИК, 63 военнослужащих КФОР, сожжено 63 машины. Среди иностранных солдат были и убитые. Все голоса совести, которые здесь слышались в то время, быстро уступили место разговорам политики свершившегося факта, направленной на провозглашение независимого Косово.М. Радетич
Перевод с сербского специально для Православие.Ru
Вечернье новости