Невское время | Протодиакон Андрей Кураев | 17.03.2006 |
Естественно, не все солдаты — верующие. Но, во-первых, священник в армии, как и в тюрьме, для неверующих людей будет некой отдушиной и даже развлечением. Это уже неплохо. Во-вторых, если это умный священник, то он будет обращаться к солдатам прежде всего как к ребятам, а не как к военнослужащим.
Главный фактор, тормозивший создание института военных священников, — преобладание советского мышления, особенно в армейской среде. Однако думаю, что сегодня армия готова к такому шагу. Сегодня большинство офицеров прошли через Чечню. А в окопах, как известно, атеистов не бывает.
Священник должен быть не приходящим, а постоянно присутствующим в части, приписанным к ней. Впрочем, сейчас у Церкви нет возможности направить священника в каждую часть. У нас, может быть, есть сто военных священников. Их будут направлять в ту часть, которая этого пожелает.
По-хорошему, труд духовного лица в армии не должен оплачиваться из оборонного бюджета, чтобы священник сохранял необходимую свободу и соответствующий авторитет в глазах военнослужащих, не воспринимался помощником агитационной части. Здесь нужно будет искать какие-то формы. У Министерства обороны есть внебюджетные фонды. Можно было бы создать совместные фонды с епархиями и за их счет финансировать работу военных священников. Не должны священники расписываться с офицерами в одной ведомости.
…Против присутствия в армии священнослужителей других конфессий РПЦ не возражает. Но я бы не хотел, чтобы армия становилась полем миссионерской деятельности религиозных групп, руководимых зарубежными центрами. Если в армии есть люди, у которых определенные религиозные взгляды, и они хотят, чтобы их духовная жизнь не прерывалась, тогда присутствие представителей таких конфессий оправданно. Но использовать информационный голод в армии, чтобы навязывать солдатам свою религию, — это недопустимо. Ведь когда в армию идет православный священник, он опирается на потребности, которые уже есть у людей. Когда же туда идет представитель никому не известной религии, понятно, что он идет создавать спрос на себя, заниматься саморекламой.
Совет муфтиев России категорически высказался против присутствия Церкви в армии. «Нашу тревогу разделяют все, кроме РПЦ, представители религиозных направлений, в том числе христианские. Они, как и мы, выступают против поспешного введения в армии института военных священников», — подчеркивается в заявлении совета. Однако Центральное духовное управление мусульман России вместе с Координационным центром мусульман Северного Кавказа поддерживают инициативу православной Церкви о введении института полковых священников. Отвечая на вопрос о том, может ли позиция Совета муфтиев быть следствием нехватки подготовленных кадров в исламской общине страны, муфтий Шафиг Пшихачев предположил, что «во многом она этим и продиктована».
В настоящее время в Российской армии институт полковых священников существует только на экспериментальной основе, обычно по личной инициативе командиров. Несмотря на это, роль Церкви в жизни российского воинства становится все очевиднее. Показателем этого является растущее количество воинов, которые причисляют себя к членам Православной церкви. Согласно социологическим опросам прошедшего года, их число превышает 320 тысяч человек. Сегодня на постоянной основе с армией сотрудничают около 2 тысяч священнослужителей, преимущественно в Сухопутных войсках, Ракетных войсках стратегического назначения и ВДВ.
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=236 203 833