Русская линия
Седмицa.Ru Сергей Путилов17.03.2006 

Иерусалим — город распятого Христа

Вечерний Иерусалим
Вечерний Иерусалим
С Елеонской горы открывается прекрасная панорама Иерусалима — святого города для представителей трех мировых религий: Христианства, иудаизма и ислама. Уже при внешнем осмотре столицы удивляешься невообразимому смешению эпох, культур и стилей. Слева — каменные руины времен Первого и Второго Храмов. Правее видны два серых купола храма Воскресения эпохи крестоносцев. Все это опоясано зубчатой крепостной стеной с черными бойницами, сложенной из могучих известняковых блоков. Это уже постарались турки-османы, правившие Палестиной добрых четыре сотни лет.

Плоские крыши синагог соседствуют с шатрами церквей и стройными как кипарисы мечетями. Среди массива жилых кварталов в обрамлении деревьев «священного сада» — «Харам аш Шариф» на Храмовой горе возвышается огромная золотая сфера. Она покоится на отливающем смальтой голубом восьмиугольнике. Это мечеть Омара или «Купол Скалы», самый величественный монумент Иерусалима и Ближнего Востока.

Раньше здесь стоял не менее впечатляющий Соломонов храм, в котором проповедовали ветхозаветные пророки, предвозвещая пришествие в мир Сына Божия. Старый город-крепость нависает над покрытой оливковыми деревьями и древними надгробиями долиной Иосафата, местом Страшного суда.

Подобно хамелеону Иерусалим умеет менять свой цвет. Днем он обычный — бурый с серым, а вот вечером, на закате вдруг становится опалово-розовым. Дело в том, что основным строительным материалом здесь исстари был местный камень, добываемый в окрестностях города — так называемый «иерусалимский камень». Это редкая разновидность известняка. При шлифовке он становится на ощупь и внешним видом похож на сыр. А когда его используют в виде строительного материала, то сделанные из «иерусалимского камня» дома в лучах заходящего солнца приобретают изумительный розоватый оттенок. Вот и сегодняшним февральским вечером, раскинувшийся на холмах под прозрачным небом город горит огнем, словно отражение небесного Иерусалима.

Последнему, ведь надлежит когда-то спустится на землю! «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего… Стена его построена из ясписа, а город был — чистое золото… А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин», — пишет автор Апокалипсиса (Откр 21:2, 18, 21). Кстати, во времена Христа Иерусалим, по сообщению Иосифа Флавия, имел как раз двенадцать ворот.

Сейчас, правда, из них остались только семь. Причем самые большие из них, выходящие на Елеонскую гору — Золотые, замурованы. Через них когда-то въехал на ослике в сопровождении восторженных толп народа в город Христос. И через них же, согласно иудейскому преданию, придет Мессия в последние времена. Чтобы не пропустить сюда «еврейского пророка», турки-османы, считающие иудеев и христиан «неверными», замуровали ворота камнями. Даже в такой детали принадлежность города одновременно трем религиозным мирам наложила отпечаток на его облик.

Таково оно, многогранное духовное сердце человечества. Но можно сказать, что Иерусалим это и настоящий «пуп Земли». Если не верите, то сходите в знаменитый храм Воскресения — там установлена скульптура изображающая сию часть тела.

Околобиблейское предание говорит, что много столетий назад, задолго до основания Иерусалима на место будущего города по повелению Божию пришел со своим сыном Исааком Авраам для принесения жертвы. Здесь же, около 1000 года до Рождества Христова, царь Давид основал свою столицу. Хотя не так давно с помпой было отмечено 3000-летие столицы Израиля, приуроченное к возведению ее Давидом, в действительности, возраст Иерусалима, как утверждают археологи, гораздо древнее. По крайней мере, на тысячу лет. И это звучит весьма правдоподобно, ведь по преданию в этих местах после изгнания из рая обосновался еще Адам, первый сотворенный человек.

После смерти царя Давида его владения были разделены на Израильское и Иудейское царство. А, как известно, «дом разделившийся сам в себе — рухнет"(Мф). И правда, вскоре Вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разрушил Первый храм, и увел евреев в плен. Но уже пол века спустя сюда пришел властелин Кир, который был большим другом иудеев и позволил им частично восстановить главную иудейскую святыню. Позднее, по библейских холмам маршировали фаланги непобедимого Александра Македонского. В I веке до Р.Х. их сменили когорты римлян

При царе Ироде, который за свою деятельность, жестокость и хитрость был назван Великим, хотя на деле и зависел от воли Рима, Святая Земля достигла большого расцвета. На развалинах Первого Иерусалимского храма был воздвигнут Второй, руины которого сохранились до наших дней. Были построены крепости и дворцы в Иерихоне, Масаде и других местах. В годы правления Ирода родился Христос.

Пройдем в Старый город Иерусалим через Львиные ворота. Свое название они получили из-за украшающих их барельефов с изображениями львов. Здесь в толкотне восточного рынка, зазывных криков торговцев, скорее напоминающих разбойников из сказки про Али Бабу, начинается знаменитая Виа Долороза (Скорбный путь). По этой булыжной улице Иисус шел через бичевание, плевки и насмешки к месту Своей казни — на Голгофу. На Своих израненных плечах, осужденный римлянами на смерть Спаситель нес крест, который есть ни что иное, как наши грехи. Крестный путь связан с библейскими событиями, предшествовавшими рождению Спасителя. Сразу за воротами видим здание монастыря святой Анны — матери Девы Марии, основанного во времена крестоносцев на месте рождения Богородицы. Подземные помещения сохранились с более древних времен. В одном из них можно увидеть вделанную в стену каменную плиту, украшенную иконами. По преданию, на этом месте Анна родила на свет Пречистую Деву Марию.

На всем протяжении Виа Долороза, по различным христианским преданиям, происходила различные события, непосредственно связанные с именем Иисуса. При каждом таком событии страшное шествие прерывалось. Канонизировано 14 таких остановок (станций). Каждая из них отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками. Поднимаясь вверх по улице, выходим к школе Эль Омария. Здесь первая остановка на Скорбном пути Господа. Собственно, отсюда и начинается Виа Долороза. От первой остановки Христа каждую пятницу в 3 часа дня монахи-францисканцы устраивают шествие. А две тысячи лет назад здесь был расположен римский преторий. В его северо-восточном углу находилась башня Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа.

Пилат, как известно не хотел смерти Иисуса, поэтому, думая вызвать у народа сострадание к Нему, велел воинам отвести Его во двор и жестоко бить. Римские солдаты, раздев Христа, стали истязать Его. и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени,
Потом надели на Него багряницу (короткую красную одежду без рукавов) и, сплетши венец из колючего терна, в насмешку возложили Ему на голову, а в правую руку дали трость вместо царского жезла. И насмехались над ним. Они становились на колени, кланялись Ему, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!» Плевали на Него и, взявши трость, били по голове и по лицу Его (Мф 27:27−30)/].

Этот двор, где пытали Иисуса, сохранился до наших дней, его называют «Литостратон». На каменных плитах пола еще сохранились насечки для предотвращения скольжения лошадей по мостовой, и грубо вычерченные римской солдатней круги для игры в кости.

Через улицу Виа Долороза перекинута арка с крытой галереей. Предание гласит, что отсюда Пилат, к которому привел избитого Иисуса в терновом венце и кровавой багрянице, показал Его иудеям, воскликнув: «Се человек». В память этого события арка и носит латинское название «Ecce homo» (лат.- «Вот человек»).

Как известно, Пилат не признал Христа виновным. И в знак своей непричастности к пролитию крови Праведника, погрузил омыл свои руки в чаше с водой. Тем не менее, Христос был осужден на мучительную смерть на кресте, широко применявшуюся римлянами.

Осужденным на распятие полагалось нести свой крест. Поэтому воины возложили на плечи Спасителю изготовленный из дерева крест Его и повели на место, назначенное для казни. Это был холм, который назывался Голгофой, или «лобным местом», то есть возвышенным. Сейчас это территория Храма Воскресения. А в старину Голгофа находилась к западу от Иерусалима недалеко от ворот которые назывались Судными.

Как рассказала автору статьи инокиня Клавдия из иерусалимского Горненского монастыря, по преданию, древо, из которого был сделан Крест Господень, было особенно крепким и тяжелым — долгое время оно мокло в воде — предназначалось для строительства храма, но почему-то не было использовано. По преданию, оно мокло в Овчей купели (Вифезда), куда один раз в году спускался Ангел, и страждущие «чаяли движения воды», так как первый из них, вступивший в воду, исцелялся и от любой тяжелой болезни.

Дерево это «трехсоставное" — гибрид кедра, кипариса и сосны. История эта начинается с Лота. По указанию Авраама, Лот посадил в долине ветки кедра, кипариса и сосны, оставленные архангелами, и поливал их, как обещал, 40 лет водой из Иордана. Выросшее из них дерево срубили для Храма — Соломон хотел сделать из них колонны при входе в Святая Святых. Потом передумал, и дерево бросили в пруд. Через десять столетий дерево, не подошедшее для Храма, применили для распятия Господа Иисуса.

От претории Виа Долороза мощеная дорога круто сворачивает влево у здания Армянского патриархата. На углу находится место, где под тяжестью Своего креста Христос упал в первый раз.

Это событие отмечено маленькой часовней, построенной на деньги польских солдат. Над входом в часовню рельеф известного польского скульптора Тадеуша Залинского. Рельеф изображает Христа, изнемогающего под тяжестью Своей ноши. Проходим еще немного по булыжной мостовой Виа Долороза и видим в стене дверь часовни. Часовня отмечает место, где Иисус, по преданиям, встретил свою мать Марию.

На углу Эль-Вад и Виа Долороза стоит церковь в память о пятой остановке Христа на Крестном Пути. Измученный побоями и бичеваниями, истомленный душевными страданиями, Иисус еле шел. Когда дошли до городских ворот, где дорога поднималась в гору, Иисус совершенно изнемог. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа. Это был Симон Киринеянин, возвращавшийся после работы с поля. Воины схватили его и заставили нести крест Христов. В стене около входа в часовню справа заметна глубокая впадина. По преданию, это отпечаток руки Христа, устало опершегося о стену. Узкая петляющая улочка ведет нас в направлении храма Гроба Господня. Пересекаем улицу Эль-Бейрам, которая уходит влево от Крестного Пути, и оказываемся у часовни св. Вероники. На этом месте блудница по имени Вероника утерла пот и кровь с чела Христа. В связи с этим Церковь причислила ее к лику святых.

Движемся по Виа Долороза до ее пересечения с улицей Сукхан эз Зайн. У двери слева находится остаток колонны, отмечающей место, где Иисус упал во второй раз. Многие из расположенных вдоль этой улицы домов и лавок носят на себе печать далеких римских времен — лепнина, каменные монолиты в стенах. По этой улице наш путь лежит к широкой лестнице. Поднимаемся по ней и сворачиваем направо. Дорога приводит к воротам коптского монастыря. У входа в монастырь в неглубокой нише покосившаяся колонна. Она отмечает место, где Христос упал в третий раз.

Остальные пять станций находятся в Храме Гроба Господня.

В Страстную Пятницу на православную Пасху уже с раннего утра паломники собираются в расположенной на территории бывшей Антониевой крепости — месту, где Господь Иисус Христос провел ночь перед распятием. Здесь над Ним совершился беззаконный суд, здесь над Спасителем издевались. Здесь, собственно, и начинался крестный путь Господа. Поэтому отсюда паломники с деревянными крестиками в руках направляются к Голгофе по кривым узким улочкам старого Иерусалима. Кто молча, а многие — с молитвенным пением на разных языках: по-славянски, гречески, сербски, румынски. Место распятия Спасителя находится под сводами храма Гроба Господня. Возглавляет крестный ход греческий митрополит, он несет на своих плечах крест размером с человеческий рост, который и доносит до Голгофы, места распятия Христа.

Иерусалимский храм Гроба Господня, святая святых мирового Христианства. Тем резче контраст между ожиданием обнаружить здесь нечто грандиозное, внешне подобное блистающему золотом храму Христа Спасителя в Москве. Итак, последний поворот под каменную арку, и перед нами открывается мощеный плитами неприметный глухой двор. Он упирается в высокий прямоугольник серой неоштукатуренной стены, выложенной из шероховатых известняковых блоков — фасад знаменитого храма. Последний, не имеет сторон, в привычном понимании, внешне являясь лишь продолжением теснящих строений — колоколен, старинных жилых домов. Поэтому снаружи составить представление о скрытом внутри сооружения огромном пространстве невозможно.

Сразу при входе в храм на полу лежит камень Помазания, представляющий собой продолговатую низкую плиту. Согласно преданиям, на этот камень, облицованный сейчас мрамором, было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения ароматическими веществами перед погребением. Направо от камня Помазания, две лестницы ведут наверх, к самому страшному месту на земле — Голгофе.

Ступени приводят на вершину скрытого в недрах храма холма. Здесь по преданию, стоял крест, на котором был распят Христос. В глубине высится деревянное Распятие над открытым престолом. Под престолом в полу помещен серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим место, куда был вставлен крест. Тут же двумя черными кругами обозначены места крестов, на которых одновременно с Христом были распяты два разбойника. Внизу, под Голгофским алтарем, темница, где хранятся каменные узы — в них были стянуты ноги Господа. Узы эти в виде каменной плиты с двумя отверстиями для ног. Справа от уз, в алтаре, икона Скорбящей Божией Матери. Как говорят, на лике

Божией Матери периодически появляются слезы, которые струятся из полузакрытых очей.

Казнь путем распятия на кресте была самой мучительной, самой позорной и самой жестокой в древнем Риме. Такой смертью казнили только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленной, что многие мучились на крестах несколько дней. По еврейскому закону, повешенный на дереве считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудив Его к такой казни.

Когда все было приготовлено, воины прибили к кресту Иисуса Христа, пронзив Его руки и ноги длинными гвоздями. Вместе с Ним распяли и двух разбойников. Так исполнилось пророчество Исайи: «И к злодеям причтен был» (Ис.53:12) Это было около полудня, по еврейскому времясчислению — в 6-м часу дня. Когда же Его распинали, Он молился за своих мучителей, говоря: «Отче! Прости им, потому, что они не знают, что делают» (Лк 23:34). При кресте Спасителя стояли Матерь Его Мария (Мариам), апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, которые следовали за Ним.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение, отраженное в Евангелии. С того часа, как Иисус был распят, то есть с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло, и наступила тьма по всей Земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), то есть до самой смерти Христа. Эта необычная, всемирная тьма была отмечена даже языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фалесом и Юлием Африканским. Знаменитый философ из Афин Дионисий Ареопагит был в то время в Египте, в городе Гелиополе. Наблюдая внезапную тьму, он сказал: «Или Творец страдает, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял Христианство и был первым афинским епископом.

Когда Иисус произнес: «Жажду». Один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя. Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось» (Ин 19:28−29), то есть совершилось обетование Божие, совершилось спасение человеческого рода от власти греха. После этого Он громким голосом произнес: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». И преклонив, главу, предал дух (Лк 23:46, то есть умер.

Так исполнилось древнее пророчество: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем и мы ни во что не ставили Его. Но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали. Как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца. Веден Он был на заклание, и как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят, но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; но за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня будет исполняться рукою Его» (Ис 53, 3−11).

Безмерна любовь Божия к нам, воссиявшая с Креста Его Сына — Иисуса!

Иерусалим — Москва

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=31 443&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика