Труд | Валерий Коновалов | 17.03.2006 |
К тому же Свято-Данилов монастырь давно славится своей трапезной и особыми монастырскими рецептами на все случаи жизни. Руководит этой службой в обители иеромонах Гермоген. Он в такие дни нарасхват. Всех желающих поститься по-монастырски охотно инструктирует.
— Пост — это, скорее, состояние души, — говорит батюшка Гермоген, — а уж проблема еды — дело второстепенное: можно, например, не позволять себе мясо и при этом «есть глазами» недозволенную пищу, что тоже считается грехом. Церковным уставом в период Великого поста запрещается есть мясо, яйца, молочные продукты, сыр, сливочное масло. Правда, в два праздника — Вербное воскресенье и Благовещение — дозволяются рыба и немного красного вина. В остальное время — крупы, вареные и сырые овощи, растительное масло, фрукты, хлеб. Людям пожилым, с болезнями желудка, беременным женщинам, детям, находящимся на службе солдатам или путешествующим делаются послабления во время поста. Достаточно прийти к священнику, объяснить ему ситуацию, и он даст вам свое благословение на это. Должен заметить, что постная кухня сама по себе очень разнообразна. Во всяком случае сидеть на хлебе и воде никто никого не заставляет.
Постом можно, например, делать вкусную выпечку, огромное количество блюд из овощей и круп. Из той же капусты можно сделать не только солянку, но и шницели (завертывается в виде конверта целиковый лист капусты, обваливается в сухарях и обжаривается в масле), голубцы с любой крупой и овощами. Из квашеной капусты получаются прекрасные щи с грибами (конечно, лучше добавлять сушеные грибы, они ароматнее и вкуснее).
Впрочем, главное во время поста, считают здешние монахи, совсем не то, какие продукты есть, а то — чтобы друг друга не есть. Так, собственно, относился к жизни и основатель обители князь Даниил.
— Он не был военачальником, не был воином, — сказал однажды Патриарх Алексий об этом святом, — но кротостью и смирением он объединял земли русские.
Есть тут, конечно, некий парадокс, который делает неповторимо яркой личность князя Даниила, а жизнь его — житием святого. Как, в самом деле, добиваться успеха кротостью и смирением в пору жестоких междоусобиц? Как стать великим, начиная с малого и на великое не претендуя? Как оставаться современником для многих поколений и помогать людям в самых фантастических ситуациях? Без особого дара свыше это невозможно.
Даниил был четвертым, младшим, сыном великого князя Александра Невского. У него не было никаких шансов на первенство хоть в чем-нибудь. И особого родительского внимания не чувствовал — сиротой остался еще в младенчестве. И получил он в удел всего лишь маленькое Московское княжество — деревянную крепость с несколькими окрестными селами. И амбиций, крутого нрава не проявлял.
Но ведь не все само собой ему в руки падало. В те годы остановить распри и междоусобицу призывали князей многие православные проповедники, как, например, святитель Серапион Владимирский, который восклицал: «…братий своих мы грабим и убиваем, язычникам их продаем, если б можно, так съели б друг друга!» Да только кто прислушивался и вразумлялся? Вместо этого князья звали войска Орды в качестве «крыши», выражаясь по-современному, и уничтожали друг друга. Даниил стал одним из первых, кто отказывался от помощи ордынцев, чтобы разбираться с братьями и соседями. Предпочитал договариваться. Занялся дипломатией, таможенной политикой и капитальным строительством, стал основателем первой на Москве монашеской обители в честь своего небесного покровителя Даниила Столпника, нынешнего Свято-Данилова монастыря.
А расширялись владения младшего князя тоже весьма необычно для того времени. Когда умер его бездетный племянник Иван Дмитриевич Переяславский, случился прецедент в государственном праве Руси. Князь Иван владел старшим уделом в семье и завещал его своему младшему дяде Даниилу в обход старшего Андрея. Впервые в истории русской раздробленности земля передавалась не по заведенному обычаю, а как частная собственность. Это поначалу вызвало напряжение в княжеской среде, но и наметило выход из тупика междоусобной розни и раздробленности русских земель. Уважать право собственника приучались к общему благу.
Вот и выходило, что к великому княжению Даниил не стремился, а великое княжество создавалось из его провинциального удела. От агрессии отказывался и побеждал. Был последним — становился первым.
Княжество младшего князя стало центром притяжения русских земель, основой единой Руси. А сам Даниил Александрович — собирателем земли русской, покровителем ее столицы. Он был первым из князей, кто жил в городе постоянно, первым князем, похороненным в Москве в церкви во имя святого Михаила. Это случилось в 1303 году. Тогда, в возрасте 42 лет, он неожиданно заболел, постригся в монахи, принял высший чин, схиму, и скончался. А когда святые мощи его были обретены нетленными, князь Даниил был причислен к лику святых в 1652 г.