Парламентская газета | Валерий Журавлев | 16.03.2006 |
Однако одними лишь финансовыми вливаниями в отрасль вряд ли возможно улучшить качество лечения больного человека. Нужны кадры, выполняющие свой профессиональный долг, что называется, не за страх, а за совесть. В этом плане заслуживает внимания инициатива депутатов Волгоградской областной Думы, возрождающих в Нижнем Поволжье забытый после революции институт сестер милосердия.
Все началось в 2000 году с образования в городе-герое Союза православных женщин, в котором был создан ученый совет из 14 известных в Волгоградской области «остепененных» представительниц прекрасного пола. На одном из своих первых заседаний члены ученого совета высказались за идею возрождения института сестер милосердия, который в нашей стране имеет давнюю историю, начиная с Даши Севастопольской, прославившейся во время Крымской войны. Благое начинание было горячо поддержано митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом и академиком Российской академии медицинских наук, ректором Волгоградского медицинского университета Владимиром Петровым. Одобрило его и руководство исполнительной и законодательной власти региона. Началась работа по реальному воплощению замысла в жизнь. В итоге профессора медицинского университета Наталья Латышевская и Татьяна Данилина разработали учебную программу «Сестра милосердия», рассчитанную на 10-месячный курс обучения. Она была одобрена депутатами областной Думы, губернатором Николаем Максютой и внедрена с 2001/02 учебного года. Деньги на финансирование доброго дела выделили областной здравотдел и комитет социальной защиты администрации области.
Позволю себе оттенить один характерный штрих. Когда местные газеты сделали рекламу принципиально новой профессии, овладеть ею изъявили желание сразу 120 жительниц Волгограда. Жесткое сито отборочной комиссии сумели пройти лишь 24 конкурсантки. А успешно окончили курсы лишь 19 человек. Сейчас в больницах города работают уже 60 сестер милосердия. Пример, достойный распространения по всей России.
— Сегодня мы уже доказали, что сестры милосердия очень нужны больным, обездоленным людям, а стало быть, и государству, — говорит председатель Союза православных женщин Инна Кулиш. — И чтобы привлечь к нашему движению внимание Правительства и парламента страны, готовим учредительные документы для создания Всероссийской ассоциации сестер милосердия. Кроме нашего города подобные объединения сегодня существуют и успешно трудятся в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже. Объединившись, начнем просить федеральную власть, чтобы она нашла какую-то возможность достойно материально оценить труд наших женщин-подвижниц. Они того заслуживают…
Яркий пример — история болезни шестидесятилетнего пенсионера из Краснооктябрьского района Волгограда. Когда недавних выпускниц курсов православных сестер милосердия Лену Попову и Веру Лобачеву прикрепили к парализованному больному Михаилу Естремскому, он уже семь лет не вставал с постели. Буквально через два месяца, после того как за ним стали ухаживать Лена и Вера, он позвонил в Союз православных женщин:
— Инна Мефодиевна, не поверите, но я начинаю вставать и двигаться по квартире, — в телефонной трубке звучала неподдельная радость пенсионера. — С трудом, но двигаюсь! И теперь точно знаю, что когда-нибудь смогу ходить по улице родного города.
Вчерашний «безнадежный больной» не ошибся в своих ожиданиях. Минуло еще полгода, и он действительно пошел по улице. С большой степенью вероятности можно предположить, что Естремский одолел свой застарелый недуг благодаря тому, что обрел веру в Бога, и особо доброму уходу со стороны сестер милосердия. Подобных примеров на счету «врачующих тело и душу» немало. И это при том, что «чудотворцы», как полушутя-полусерьезно именуют выпускниц спецкурсов в лечебных учреждениях города, получают за свою работу те же нищенские деньги, что и обычные медицинские сестры. Последние, хватаясь за любую возможность дополнительно заработать, просто физически не в состоянии уделить тяжелым пациентам должное внимание. Я уже не говорю о том, что иные из них откровенно занимаются поборами с беспомощных больных.
Особая тема разговора — как отзываются о сестрах милосердия главврачи волгоградских больниц. Неизменно только в самой превосходной степени. Почему? Да потому, что, приходя к лежачему больному домой делать какие-то медицинские процедуры, сестры милосердия обязательно вымоют полы и приведут в порядок его квартиру, проветрят комнату, где он лежит, сменят постельное белье, накормят, а потом выполнят все предписания врача. И все это делается в самом добром расположении духа и с непременной молитвой на устах. Столь же добросовестно, с полной самоотдачей трудятся выпускницы спецкурсов и в больничных палатах с тяжелобольными пациентами, в домах для престарелых. Стоит ли после этого удивляться, что руководители лечебных учреждений буквально «расхватывают» сестер милосердия как особо ценных специалистов?!
Немудрено. Ведь этим женщинам в красивых и удобных «фирменных» платьях, контрастирующих с белыми фартуками с красным крестом, свойствен особый, можно даже сказать трепетный подход к больным людям и тонкое понимание нужд чужой души и остроты человеческих страданий. Этому не научишь ни в каком вузе и ни за какие деньги. Ведь милосердие -это дар Божий. Либо он есть у человека с рождения, либо его нет. А теперь зададимся вопросом: откуда же берутся на волгоградской земле столь удивительные люди, о которых можно сказать словами «не от мира сего, но для мира сего»?
— Далеко не каждая девушка или женщина может быть зачислена на обучение сестринскому делу, — считает заведующая кафедрой гигиены и экологии Волгоградского медицинского университета, профессор, председатель комитета по здравоохранению Волгоградской областной Думы и председатель ученого совета Союза православных женщин Наталия Латышевская. — Преподаватели курсов сестер милосердия при собеседовании с конкурсантками обращают внимание в первую очередь не столько на жизненный опыт желающих приобрести такую профессию, сколько на их духовно-нравственные качества характера и мировоззрение. В частности на то, как представительницы прекрасного пола самого разного возраста искренне готовы посвятить себя служению Богу и людям. Как правило, это должны быть глубоко верующие люди, для которых чужая боль является своей и которым очень важно через служение Богу облегчать страдания людей