НГ-Религии | Станислав Минин | 16.03.2006 |
В частности, в «Международной еврейской газете» были представлены проект объединения ФЕОР и КЕРООР, предложенный председателем правления ФЕОР Александром Бородой, обращение президента КЕРООР Аркадия Гайдамака к Главному раввину КЕРООР Адольфу Шаевичу с просьбой дать оценку возможному слиянию, комментарий самого Шаевича и контрпредложение президиума КЕРООР и Общественного совета Московской еврейской религиозной общины по созданию «координационной структуры».
Стороны, как это случалось и ранее, разошлись не только в оценке перспектив объединения, но и в видении форм такого объединения. Если в ФЕОР считают возможным создание единой организации с единым имуществом, единой системой финансирования, единой администрацией, то в КЕРООР выступают за создание Координационного еврейского совета с сохранением «автономности и независимости» входящих в него организаций.
Схожая ситуация складывалась в начале 2004 г., когда ФЕОР предлагала КЕРООР подписать «Меморандум о создании Единой еврейской общины России», а руководство КЕРООР, в свою очередь, заявляло о «подводных камнях», препятствующих объединению, и призывало основать все тот же Координационный совет. Как и два года назад, КЕРООР считает слияние несвоевременным и малореальным, а ФЕОР не видит никаких перспектив в «координации».
По мнению Адольфа Шаевича, создание единой структуры сегодня невозможно из-за ряда «теологических разногласий» между «литовским» направлением ортодоксального иудаизма, которого придерживается большинство раввинов КЕРООР, и хасидским движением ХАБАД-Любавич, к которому принадлежат раввины ФЕОР.
Основное противоречие, по словам Шаевича, заключается в том, что любавичские хасиды в отличие от ортодоксальных иудеев не признают религиозными авторитетами раввинов Элиезера Ман-Шаха, Йосефа Шалома Эльяшива и Аарона Штайнмана и считают Мессией покойного любавичского раввина Менахема Мендла Шнеерсона. В письме Аркадию Гайдамаку Главный раввин КЕРООР сообщил, что в 2000 г. Главный раввин ФЕОР Берл Лазар подписал заявление группы любавичских раввинов о признании Шнеерсона Мессией.
Бывший глава Российского еврейского конгресса (РЕК), президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, комментируя эту ситуацию для «НГР», подчеркнул, что «для человека, знакомого с тем, как верят, молятся, дружат и не дружат евреи», вопрос об объединении ФЕОР и КЕРООР стоять не может. По его мнению, «в нынешней ситуации возможной видятся именно координация, отказ от интриг и переманивания спонсоров и нормализация взаимотношений раввинов».
Объединение любавичских хасидов и ортодоксальных иудеев, по мнению Сатановского, предельно проблематично вне зависимости от существующих предложений и в рамках плюралистической еврейской традиции в принципе бессмысленно.
В интервью «НГР» глава Департамента по связям с общественностью ФЕОР Борух Горин сообщил, что соображения раввина Шаевича о «теологических различиях» между ФЕОР и КЕРООР «расходятся с действительностью», поскольку в рамках иудаизма любой общине не только разрешается, но и предписывается иметь собственных учителей и духовных авторитетов. К тому же оппонирование учителям — развитая и респектабельная иудейская традиция. Тем не менее, по словам Горина, все это не мешает хасидам и ортодоксальным иудеям взаимодействовать, например, в Раввинском суде Израиля. Борух Горин также дезавуировал информацию о подписании Берлом Лазаром заявления о признании раввина Шнеерсона Мессией. По его словам, такой документ действительно циркулировал в ФЕОР в 2000 г., но Главный раввин организации не подписывал его и неоднократно заявлял об этом журналистам. В ФЕОР считают, что Главный раввин КЕРООР в своем письме (преднамеренно или нет) вводит в заблуждение Аркадия Гайдамака.
КЕРООР, по мнению Боруха Горина, выступает против объединения по двум причинам. Во-первых, потому, что речь может идти о «непрозрачности» экономической деятельности КЕРООР. Во-вторых, в проекте «единой организации» КЕРООР видит опасность поглощения со стороны ФЕОР, контролирующей «90% имущества еврейских общин России».
Это соображение в целом подтвердил «НГР» и сам Адольф Шаевич, по мнению которого цель проекта ФЕОР — «подмять под себя» КЕРООР.
В то же время в ФЕОР заявляют о желании «оказать помощь испытывающей трудности организации». Борух Горин называет условия, предложенные КЕРООР, «царскими», а контрпредложение КЕРООР о «координации» — «попыткой изобразить некую деятельность». Координация действий, по словам Горина, — это «переговоры по телефону», которые ничего нового в отношения организаций не вносят.
В интервью «НГР» Адольф Шаевич сообщил, что в нынешней ситуации политический фактор отсутствует. Однако не секрет, что именно он и сыграл решающую роль в создании напряженности между двумя еврейскими организациями. Борух Горин утверждает, что для российской власти сегодня очевидно главенство ФЕОР в жизни российских евреев. Но лидирующего положения ФЕОР удалось добиться не без благосклонного отношения Кремля.
Опасения КЕРООР в общем вполне понятны: для сильной ФЕОР объединение с другими еврейскими организациями не имеет стратегического значения (что подтвердил «НГР» Борух Горин). Вопросы, кто будет руководить единой организацией и как будут распределяться полномочия, по-прежнему сохраняют свою актуальность. В КЕРООР опасаются, что слияние организаций на деле превратится в растворение одной структуры в другой, с подозрением относятся к «руке помощи», протянутой ФЕОР и больше уповают на собственного нового спонсора, то есть Аркадия Гайдамака.
Безусловно, вопрос об объединении будет подниматься еще не раз. Однако, изменится ли при этом его сценарий, покажет время.