Русская линия
НГ-Религии Павел Круг15.03.2006 

Правозащитники в рясах
Московский Патриархат пытается совместить права человека с ценностями православия

Русская Православная Церковь (РПЦ) в скором времени получит новую возможность для активного участия не только в российской, но и в европейской общественной жизни. Именно так можно расценить приглашение РПЦ к сотрудничеству в рамках создаваемого при Совете Европы (СЕ) Консультативного совета религиозных организаций. О возможном создании такого органа заявил европейский комиссар по правам человека Альваро Хиль-Роблес 28 февраля в Москве в ходе встречи с Предстоятелем РПЦ Алексием II.

Теперь у РПЦ может появиться своя общественная трибуна в Европе. Ведь создаваемый Консультативный совет религиозных организаций получит не только рекомендательное право голоса в Совете Европы, но и право накладывать вето на противоречащие конфессиональным интересам решения еще на этапе их обсуждения.

Совет Европы известен своим вниманием к правозащитной проблематике. На встрече с Альваро Хиль-Роблесом Патриарх Алексий II отметил, что «реализация прав человека невозможна без религиозной свободы», а «сохранение культурного многообразия, провозглашенное Советом Европы, является одним из главных направлений его деятельности». Вступая в общеевропейский диалог о правах человека, РПЦ будет отстаивать свое особое видение этих прав, ссылаясь при этом на принципы, провозглашенные самими европейцами.

В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата заканчивают разработку православной концепции прав человека, которая будет представлена в начале апреля этого года на X Всемирном Русском Народном Соборе в Москве. Основные положения этой концепции уже выносились на публичное обсуждение в рамках соборных слушаний, состоявшихся в конце февраля в конференц-зале гостиницы «Даниловская».

Выступавший на слушаниях митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил, что проблема прав человека является для России «темой номер один». Ранее он уже заявлял, что задачей авторов новой концепции было ответить на вопрос, «есть ли ценности, стоящие выше прав и свобод человека». В РПЦ считают, что такие ценности есть.

Основной проблемой для авторов концепции было нахождение точек соприкосновения, или, по выражению митрополита Кирилла, «стыковочных узлов», между традиционным православным и гуманистическим правозащитным подходами к правам человека.

Заявляя о своем уважении к подобного рода правам, Церковь рассматривает их в ряду других секулярных ценностей западной цивилизации. По словам митрополита Кирилла, Советский Союз, подписав Всемирную декларацию прав человека, приобщился к ним лишь формально и без должного согласования «с русскими духовными и культурными ценностями».

Православная концепция прав человека обсуждалась также в кругу экспертов на круглом столе в Российском государственном гуманитарном университете, где РПЦ представлял заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин. Из его выступления следовало, что Церковь отвергает «идол» примата прав человека в правовом отношении, а также то, что секулярный антропоцентризм есть отход от подлинно христианских ценностей. Это полностью соответствует православному идеалу соборности, предполагающему, что права коллектива важнее прав личности.

Если же между этими правами будет установлено равенство, то в практическом плане это может означать, в частности, введение в Уголовный кодекс РФ равной ответственности как за нарушение прав человека, так и за оскорбление религиозного символа.

Вызвано ли появление православной правозащитной концепции внутренней готовностью РПЦ к большой богословской дискуссии по этой тематике или же она только отражает стремление Московского Патриархата расширить свое влияние в российском обществе и в Европе, сказать пока сложно.

Среди российских правозащитников нет единого мнения по отношению к инициативе Московского Патриархата. Уполномоченный президента РФ по правам человека Владимир Лукин приветствовал сам факт обращения Церкви к правозащитной тематике, заявив, что «свобода имеет прямое отношение к самым глубоким основам православного мировоззрения». Напротив, в кругу правозащитников радикально-либеральной ориентации считают, что разработанная в ОВЦС концепция в своей основе противоречит общепринятым международным принципам прав человека и фундаментальным свободам.

В странах Европы, переживающих последствия «карикатурной войны» и реальных столкновений с частью мусульманского населения Парижа и Брюсселя в октябре прошлого года, православное видение прав человека, несомненно, будет встречено с интересом. Сама идея создания Консультативного совета связана, по всей видимости, именно с «карикатурным скандалом». Этого не исключил и присутствовавший на встрече Патриарха Алексия II с Альваро Хиль-Роблесом протоиерей Всеволод Чаплин.

Совет Европы создает при себе новый орган для того, чтобы избежать возникновения новых скандалов, подобных «карикатурному», и рассчитывает в этом на помощь религиозных организаций, в том числе и Русской Православной Церкви. Для светской межправительственной организации это объясняется тем, что в России, являющейся членом СЕ, большинство верующих составляют православные. Но в самом российском обществе обращение РПЦ к защите прав человека с ортодоксальных позиций может вызвать новый виток конфликта церковных и секулярных ценностей.

http://religion.ng.ru/politic/2006−03−15/1_pravozashitniki.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика