Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин15.03.2006 

Африканское дежа вю
Низложение эритрейского Патриарха напомнило события в Эфиопии 30-летней давности

На IX Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Порту-Алегри было обнародовано письмо эритрейской общины в Великобритании генсеку ВСЦ Сэмюэлю Кобиа. В нем утверждается, что глава Эритрейской Церкви (ЭрЦ) Патриарх Антоний I был «незаконно низложен» подконтрольным правительству страны Синодом. В настоящее время он находится под домашним арестом, лишенный контактов с внешним миром и медицинской помощи.

ВСЦ предлагается вмешаться в эту ситуацию и обратиться к правительству Эритреи. Аналогичные письма были отправлены Папе Римскому Бенедикту XVI, главе Коптской Церкви Папе Шенуде III, генсеку ООН Кофи Аннану.

Официальной реакции на это письмо пока не последовало, но информация о конфликте вокруг Патриарха Антония I впервые прозвучала на столь высоком международном уровне. Сама история с низложением главы ЭрЦ отнюдь не нова. Еще в августе 2005 г. она стала центральной для оппозиционных эритрейских СМИ (в частности, интернет-сайта Asmarino.com), базирующихся преимущественно в США.

По версии оппозиционных СМИ, ссылающихся на текст постановления Священного Синода ЭрЦ, 18 августа 2005 г. Синод под председательством уполномоченного представителя правительства страны по делам религий Йофтахе Диметроса «отстранил Антония I от управления Церковью», сохранив за ним лишь «церемониальные функции».

В январе 2006 г. Патриарх был официально уведомлен о собственном низложении и в ответном письме Синоду отказался признавать его решение легитимным. По словам главы ЭрЦ, решение Синода противоречит каноническому праву Церкви, согласно которому низложение Патриарха возможно лишь в случае совершения последним тяжкого греха, впадения в ересь или сумасшествия.

Обвинения, выдвинутые против Патриарха Антония на заседании Синода, в свою очередь, напрямую касались его политической позиции и деятельности. В частности, причинами для обвинений стали отказ главы ЭрЦ отлучить от Церкви членов обновленческого движения «Медхане Алем», запрещенного правительством, критика властей и обращение к президенту страны с требованием выпустить на свободу трех опальных православных священников.

Все это подтверждает политический характер низложения Патриарха, хотя министр информации Эритреи Али Абду Ахмед в интервью агентству «Франс-пресс» заявил, что правительство не имеет отношения к решению Синода. В свою очередь, дипломатические источники в Эритрее еще в августе сообщили «Би-би-си», что Антоний I был смещен после «консультаций представителей Синода с членами правительства». Более того, на «политический след» в низложении главы ЭрЦ указывает и назначение мирянина Йофтахе Диметроса Управляющим Церковью, что, по словам самого Антония I, полностью противоречит каноническому праву и является «незаконным» и «неприемлемым».

Антоний I и эритрейская диаспора, выражающая лояльность низложенному Патриарху, полагают, что именно Диметрос играет роль «кукловода» в отношениях с членами Синода. Именно ему якобы принадлежит как инициатива смещения Антония I, так и инициатива избрания нового главы Церкви. Оппозиционные СМИ и эритрейская диаспора называют августовский Синод «путчем».

Полной ясности по вопросу об избрании нового Патриарха на данный момент нет. По сообщениям ряда информационных агентств (в том числе Би-би-си), новым главой Церкви 25 августа 2005 г. был избран глава епархии Сераэ, епископ Диоскор. В свою очередь, по данным организации «Всемирная христианская солидарность», Йофтахе Диметрос с целью избрания главы Церкви созвал Синод лишь 20 января текущего года. Антоний I в своем обращении к Синоду призывает его «не посвящать» нового Патриарха, а епископа Диоскора — «воздерживаться от своих действий». По всей видимости, «преемник» Антония I уже назван, но еще не посвящен.

Совершенно очевидно, что именно оппозиционные СМИ выигрывают информационную войну в ситуации с низложением главы ЭрЦ. Причина не только в активности или пассивности официальных информационных источников. В докладах организации «Международная амнистия» и Госдепа США за Эритреей прочно закрепилась репутация одной из основных стран — нарушительниц прав верующих. Кроме того, версия низложения Антония I, предлагаемая оппозиционными СМИ, находит достаточно очевидные параллели в современной истории Республики Эфиопия, частью которой до 1993 г. являлась Эритрея.

В 1976 г. коммунистическое правительство Эфиопии, пришедшее к власти после свержения монархии в 1974 г., приняло решение о низложении и последующем аресте главы Эфиопской Церкви (ЭфЦ) Патриарха Феофила I. Формальной причиной послужило посвящение пятерых епископов без согласия властей. В то же время представители коммунистической партии «Дерг» подозревали Феофила I в сотрудничестве с монархическим движением «Эфиопский Демократический союз», ответственным за ряд антиправительственных мятежей на севере и западе страны.

Именно правительство инициировало избрание Священным Синодом ЭфЦ Патриарха Текле Хайманота, монаха-отшельника, не имевшего никаких связей с монархией и под давлением властей посвятившего 14 новых епископов. Ни посвящение нового Патриарха, ни посвящение новых епископов не были признаны законными главой другой Церкви Востока — коптским Папой Шенудой III. Официальные контакты между Церквами были прерваны вплоть до 1991 г. В то же время при полностью обновленной структуре Церкви Текле Хайманот не оказался «марионеточным Патриархом». Он, в частности, отказывался признавать легитимной деятельность назначенного правительством Управляющего Церковью.

После падения коммунистического режима в 1991 г. преемник Текле Хайманота — Патриарх Меркурий был обвинен в сотрудничестве с «Дергом» и ушел на покой. Новым главой ЭфЦ стал Патриарх Павел I, один из епископов, посвященных Патриархом Феофилом I. Примечательно, что нового главу ЭфЦ также обвиняют в политической ангажированности и сотрудничестве с «Эфиопским народным революционным демократическим фронтом» (ЭНРДФ), партией, которая де-факто начиная с 1991 г. единолично управляет страной.

Эритрея — фактически монопартийное государство, в котором вся полнота власти принадлежит «Народному фронту освобождения Эритреи» (НФОЭ). Совершенно очевидно, что при такой политической конъюнктуре власть достаточно настороженно относится к любым объединениям. Религия продолжает играть весомую роль в эритрейском обществе, и именно религиозные организации в отсутствии реальных политических конкурентов НФОЭ могут стать ядром оппозиции.

В ситуации с такими «новыми» религиозными движениями, как пятидесятничество или «Свидетели Иеговы», правительство активно использует проверенное средство: отказ в регистрации и запрет на деятельность в стране. Запреты также возможны в отношении обновленческих движений внутри ЭрЦ (таких, как «Медхане Алем»), но никак не в отношении самой ЭрЦ, к которой принадлежит половина населения страны.

Совершенно понятно, что партия, монополизирующая власть в стране, будет стремиться к лояльности таких организаций. «Эфиопский» вариант с назначением Управляющих, низложением Патриарха и установлением контроля над Синодом — крайнее, но довольно эффективное средство в деле снискания такой лояльности.

Безусловно, возможное посвящение «лояльного» правительству Эритреи Патриарха будет способствовать маргинализации ЭрЦ. Павел I и Папа Шенуда III едва ли признают нового главу этой Церкви. Однако если партия «Дерг» в своей политике опиралась на создание новой церковной иерархии, то в нынешней ситуации в Эритрее речь идет о сотрудничестве правительства с епископами, посвященными самим Антонием I и его предшественниками. Если предположить, что Антоний I отлучит всех епископов от Церкви, то изоляция не позволит ему создать альтернативную иерархию.

На сегодняшний день ни один из иерархов ЭрЦ не высказался против низложения Патриарха. Фактическая оппозиция — это священники диаспоры, например, Совет священников епархии ЭрЦ в Северной Америке. Бескомпромиссность представителей диаспоры может привести к расколу внутри Церкви. Однако очевидно, что и епископы ЭрЦ были вынуждены принять очень нелегкое решение. Политическое положение православных в Эритрее таково, что Церковь вынуждена идти на компромиссы с властью, даже если эти компромиссы даются ценой нарушения канонического права. И изменить эту ситуацию едва ли смогут санкции международных организаций или резолюции ВСЦ.

http://religion.ng.ru/politic/2006−03−15/3_dejavu.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru