Русская линия
Православие.RuИеромонах Дамаскин (Кристенсен)15.03.2006 

Интервью с иеромонахом Дамаскиным (Кристенсен)

Предлагаем читателям интервью с участником Рождественских чтений 2006 года, секции «Православное осмысление сотворения мира», иеромонахом Дамаскиным (Кристенсен) из монастыря преподобного Германа Аляскинского в Платине, США. Этот монастырь принадлежит к Сербской Православной Церкви и хорошо известен в России, так как в нем подвизался отец Серафим (Роуз). Отец Дамаскин пришел в монастырь перед самой кончиной иеромонаха Серафима, он написал жизнеописание этого подвижника и является ведущим исследователем его наследия.

— Расскажите, как Вы начали работать по теме креационизма?

— У меня появился интерес к этой теме в процессе работы над книгой иеромонаха Серафима (Роуза) «Книга Бытия, Сотворение и первые люди». Я провел полтора года, редактируя книгу, исследуя эту тему и добавляя приложения, заключение и сноски. Было много работы, так как о. Серафим не закончил эту работу. Материал был представлен в виде записей, статей и лекций, записанных на кассеты.

В работе над этим проектом я еще сильнее вдохновился взглядами на сотворение, которые мы находим в писаниях святых Отцов — безусловно, основанных на Священном Писании — и их видением сотворения, шести дней, первозданном мире, падения человека. Я пришел к тому, что это чрезвычайно важно, не только как богословское направление, описывающее начало материального мира, но и как нечто касающееся всего свода православного богословия. Это основа нашего понимания человека, нашего осознания искупления Иисуса Христа, и она напрямую связана с эсхатологией, так как понимание будущего века зиждется на понимании первозданного мира.

По единогласному мнению святых Отцов, весь первозданный мир — не только Эдемский сад — был нетленным, в нем не было смерти. Это была совсем другая реальность, чем та, которую мы видим сейчас. Не было боли, страдания, болезней; все это пришло в мир вместе с грехопадением.

Когда Христос умер на кресте, он взял на себя грех, будучи абсолютно безгрешным. Благодаря тому, что он взял на себя грех, то есть смерть, он искупил людей от смерти. Идея эволюции с ее миллиардами лет зачеркивает не только учение Отцов о творении и первозданном мире, но также православное понимание искупления. Было бы бессмысленно сказать, что Христос умер на кресте, чтобы искупить грех, от которого смерть, если вы верите, что миру миллиарды лет. Если миру миллиарды лет и имела место эволюция человека из болота, это значило бы, что миллионы лет продолжались страдания, болезни и смерть до появления человека в мире.

Таким образом, я пришел к пониманию, что, отстаивая наше православное понимание истории и богословия, мы должны знать, как ответить тем, кто утверждает: возраст мира — миллиарды лет и мы эволюционировали из болота. Если мы не знаем, как ответить, мы признаем, что наше богословие бессильно. Мы можем сказать: «Хорошо, почему бы нам просто не придерживаться православного предания и забыть об истории, ибо о чем здесь скажет история? Библию не должно понимать буквально, мы можем верить, что миру миллиарды лет и человек произошел от обезьяны, и в то же время придерживаться богословских взглядов Церкви». Такое сочетание, тем не менее, невозможно, потому что наше богословие укоренено в истории. Наше понимание человека (православная антропология), нашего спасения (сотериология), последнего Суда и предназначения (эсхатология), все укоренено в истории: в реальных событиях, что произошли и еще произойдут.

Согласно учению святых Отцов, человек был сотворен нетленным, исполненным благодати Божией. Он пал, потерял благодать Божию и стал подвержен физическому разрушению и смерти. Христос — новый Адам, воплотившийся Бог, через его воплощение, смерть и воскресение человек был избавлен от духовной смерти, он даровал человеку возможность стать обителью благодати Божией и однажды воскреснуть в новом духовном теле. Будущий век будет подобен первозданному миру, и даже более того, приобретет новые качества, станет одухотвореннее. Это будет мир, к которому первый Адам был призван, но отпал. Второй Адам, Христос, дал такую возможность человеку, он приведет в бытие будущий век, восстанавливая то, что было потеряно в грехопадении, принося исполнение всего, чем должен был стать первый человек. Так все это — первозданный мир, падение, воплощение Бога в Иисусе Христе, его смерть и воскресение, второе пришествие Христово, общее воскресение и другое — укоренено во времени и истории. Мы не отделяем наше богословие от реальных событий. Мы должны верить, как учили святые Отцы, что это не просто аллегорические события, о которых мы узнаем из книги Бытия, все это правда и было так, как описано. Мы должны понимать их как есть, чтобы наше богословие было логически обоснованно и чтобы защититься от ошибок и ересей.

Так, работая над книгой отца Серафима, я пришел к пониманию чрезвычайной важности этой темы — книги Бытия, творения и первых людей. Я увидел, как это соприкасается со всеми аспектами Православного богословия, также я глубже осознал, как это богословие было расшатано в наше время, как православные христиане скомпрометировали свою веру через принятие современных секулярных идей. Я увидел, что это предмет, о котором нужно говорить, который нужно обсуждать, и что учение святых Отцов надо распространять и защищать.

— Как вы познакомились с о. Серафимом и сколько вы его знали?

— Я познакомился с о. Серафимом, если быть точным, 14 мая 1981 года, когда он приехал в кампус моего колледжа в Университете калифорнии в Санта Круз. Он прочитал две лекции. Первая называлась «Современные признаки кончины мира» и вторая «Божие откровение человеческому сердцу». В то время я присматривался к Православию. Я обнаружил в колледже курс мировых религий, и начал посещать службы, но еще не пришел к твердому решению стать православным. Встреча с отцом Серафимом стала катализатором для моего прихода к Православию. Мои первые впечатления от встречи с ним были очень сильными. Я почувствовал, что это мудрейший человек в моей жизни, в смысле истинной духовной мудрости. Я также почувствовал в его присутствии, что он мертв для самого себя и мертв для мира. Я был под большим впечатлением от него. Он пригласил меня в монастырь тем летом, и я приехал в августе, прослушал серию лекций, прочитанных о. Серафимом в то время в рамках паломничества преп. Германа. В то лето я стал оглашенным.

Потом в течение последующих лет я несколько раз посещал монастырь и имел возможность беседовать с отцом Серафимом. Он стал моим духовным отцом и готовил меня ко крещению. Я приехал в монастырь следующим летом, тогда он стал сильно болеть, и после короткой, но очень болезненной болезни, через 12 дней после моего приезда, почил в Господе. Я был в монастыре во все время его страданий в больнице, вплоть до времени его кончины, и принял крещение в те минуты, когда он переходил в вечность. Я знал отца Серафима в течение полутора лет и плодотворно беседовал с ним на многие темы. Он подготовил меня ко вхождению в Церковь. После его смерти я почувствовал себя призванным продолжить его труды и сделать его духовное наследие доступным миру. Я начал писать о нем статьи, а через год после его кончины стал писать его биографию.

— А чем он особенно запомнился вам?

— Я уже отметил, какую мудрость я увидел в отце Серафиме еще при его жизни. После тщательного изучения его жизни и писаний я готов повторить то же, но еще с большим убеждением.

Он был кристальным человеком, очень интеллигентным. Но интеллигентность может скорее вредить человеку, чем помочь стать мудрым. Интеллигентный человек может плутать вокруг истины сложным путем, и никогда не прийти к ней. Он может считать себя чем-то совсем не соответствующим истине благодаря умственной акробатике. Отец Серафим был не таким. Он был очень интеллигентным, но он также был очень простым. Его мысленный взгляд был чистым и ясным. У него был уникальный дар, способность постичь самую суть вопроса…

Но не только простота и ясность взглядов делали его столь ценным православным учителем нашего времени. Кроме этих качеств, он был, как я это почувствовал при первой встрече с ним, мертв для мира. Как он сам сказал вскоре после того, как стал православным, «когда я стал христианином, я волею распял свой ум». Другими словами, он умер для себя, он отсек собственное мнение, и смирил свой ум перед умом Христовым, так как познал Христа как Истину. Как он писал, он пришел к пониманию, «что Истина не есть идея, мысль и постигаема умом, но Личность, знаемая и любимая сердцем» — это и есть Богочеловеческая личность Иисус Христос. Он познал, что Истина вочеловечилась, потому что Церковь есть тело Христово, и Истина выражена в писаниях святых отцов, которые безусловно основаны на Священном Писании.

Так отец Серафим смирял свой разум, чтобы приобрести разум Церкви. Он молился святым отцам, чтобы они помогли ему войти в их разум. Он стремился не только узнать, какое мнение имели святые отцы по тому или иному вопросу, но видеть реальность так, как видели они. Я верю, он поступал так потому, что обладал истинным смирением. У него не было современных предрассудков, он их всех оставил и умер для самого себя. Поэтому, читая писания отца Серафима, вы читаете чистое учение святых отцов, написанное человеком, стяжавшим их разум.

— Расскажите о теме вашей лекции.

— Тема моей лекции — креационизм в Америке, его православный анализ. Думаю, людям было интересно узнать о противостоянии креационизма и эволюционизма, о дебатах по этой тематике. Я говорил о различных креационистских группах в Америке и о «Движении разумного происхождения мира», о его роли в вынесении темы эволюции из сферы религиозной в сферу публичного обсуждения. Я представил общий обзор того, что происходит в Америке, так как сейчас это очень горячая тема дискуссии. Очень много говорят в новостях, и линия фронта обозначилась. Идет настоящая война, так как эволюционистские круги теряют позиции. Публика начинает осознавать изъяны теории эволюции. Как только они станут известны, люди, которые искренне ищут истину, потеряют веру в эволюцию. И если эволюция является истиной для весьма ограниченных ступеней — здесь могут присутствовать приспособленческие вариации в различных видах организмов — идея, что человек эволюционировал из микроскопического организма, не достойна внимания науки. Последний разряд эволюции основан на вере и не имеет научного основания. Благодаря последним молекулярно-биологическим и генетическим открытиям, становится все более и более ясно, что такая эволюция невозможна.

Также я рассказал о том, что общего и какие различия между системами протестантского креационизма и православным пониманием творения и первозданного мира. Есть много общего, но также много различий. Я изложил различия, имея целью показать православным креационистам, как использовать работы протестантских креационистов в Америке, понять, чему мы можем поучиться из их трудов и в каких аспектах мы с ними расходимся. Текст моей лекции будет издан в третьем томе публикаций материалов миссионерско-Проветительского Центра «Шестодневъ», Православное Осмысления Творения Мира.

— Расскажите о состоянии и атмосфере публичного образования в Америке и его отношении к эволюции.

— Более 50 процентов американцев верят библейскому изложению о творении. Они верят, что Бог создал человека в его настоящем виде меньше чем 10 000 лет назад. Меньшее число верит, что эволюция произошла по воле Божией, и только 10 процентов верят в абсолютную эволюцию. Но эти 10 процентов контролируют политику публичных школ в Америке. Так теория эволюции возымела порочный контроль над сферой публичного образования. Не только креационизм недопустим, недавно верховный суд постановил запретить даже упоминание в кратком параграфе о том, что жизнь может иметь разумное происхождение. Только одно может преподаваться в публичных школах: что все зародилось случайно и естественным образом. Бог совершенно исключен из дискуссии о происхождении жизни в школах. Тем не менее, более 50 процентов населения верит в сотворение и в молодой возраст земли, большая часть населения недовольна ситуацией. И они ищут возможности более полного обсуждения этих вопросов. Они хотят, чтобы проблемы эволюции обсуждались публично, и чтобы, как минимум, мысль о премудром творце была представлена.

За несколько последних лет отмечено несколько позитивных достижений в Соединенных Штатах. Пять штатов недавно приняли резолюции о разрешении научной критики теории эволюции в публичных школах. Это большой шаг вперед, раз проблема эволюции обсуждается, любой человек с рациональным мышлением может увидеть, что эволюция не могла произойти по описанному сценарию. Другими словами: да, живые организмы могут изменяться и приспосабливаться к окружающей среде, но микроорганизмы не могут эволюционировать до человека.

Как и ожидалось, эволюционисты ярятся от этого достижения. Они делают все возможное, чтобы не только сохранить эволюционизм в публичных школах, не только не допускать идею о разумном творце, но даже не допускать обсуждения эволюции. Они считают эволюцию «догмой», которую нельзя обсуждать. Она должна преподаваться как догма и как факт, то есть как вера. Так что сейчас это очень скользкий вопрос. Америка считает себя демократической страной, но в этом вопросе не считаются с большинством. Руководит меньшинство, но, как я уже сказал, ситуация меняется.

— Как вы видите развитие событий? Из чего вы заключаете, что эволюционисты могут быть побеждены?

— Трудно сказать, как будут разворачиваться события в будущем. Креационисты заявляют, эволюция — это величайшее надувательство XX века. Мы можем только надеяться, что она не станет величайшим надувательством ХХI века.

Эволюционисты зашли в тупик. Американский совет Гражданских Свобод, антихристианская организация адвокатов и активистов, яростно борется в суде против любого вызова эволюции в публичных школах. Также там есть организация, которая называется Национальный Центр Научного Образования, она имеет целью бороться против любого упоминания о творении в школах. Это очень напряженная борьба, и трудно сказать, кто выиграет.

Даже если дарвиновская теория будет отвергнута, остается опасность, исходящая от тех, кто не верит по-христиански, отвержения чисто дарвиновской концепции — что все произошло от естественных причин — и принятия псевдодуховной эволюции: какой-либо разновидности духовной эволюции, которые мы находим в теософии мадам Блаватской, Алисы Бейли, антропософии Рудольфа Штайнера, писаниях Тейяра де Шардена, каббале, движении Нью Эйдж и других.

Согласно этому учению, Бог идентифицируется с творением, творение видится как эволюция Божества. Это еретическая, языческая идея, которая должна заменить в умах многих людей чисто дарвиновскую концепцию эволюции.

Сторонники движения Нью Эйдж в Америке, такие, как Кил Уилбер, говорят, что «эволюционистская духовность» — это «передний край» нового религиозного сознания. Но это духовность антихриста. В заключении книги отца Серафима («Творение, книга Бытия и первые люди») представлена длинная дискуссия, раскрывающая, почему именно эта эволюционистская духовность является антихристианской.

— Какое у вас впечатление от Рождественских чтений?

— Я считаю, что это замечательно, что Патриарх Алексий учредил эти лекции, и двери открыты для всех желающих. Это замечательный подарок пастве.

— Что бы вы сказали об организатора секции о сотворении, центре «Шестоднев»?

— Работа «Шестоднева» очень впечатляет, они занимаются православным учением о сотворении. Мы стараемся поддерживать эту работу, насколько это возможно силами нашего братства святого Германа Аляскинского. И взамен мы получаем поддержку «Шестоднева». Наше братство старается продолжить труды отца Серафима, единомысленно с протоиереем Константином Буфеевым и центром «Шестоднев», которые также стремятся развивать его дело — представление православного учения о книге Бытия и сотворении. «Шестоднев» является лидером во всей Православной Церкви в деле защиты нашего православного учения о сотворении. Все кто издает статьи и книги на эту тему вносят большой вклад в дело Церкви.

Дискредитируя библейскую историю и зачеркивая христианское богословие, учение эволюции сделало больше чем любая другая идея, за последние 150 лет, для разложения христианской веры. Некоторые православные христиане пытаются сохранить веру путем компромисса, попыткой объединения врагов. Но те, кто смотрит на вещи честно, отчетливо видят, что вера Христова и вера в эволюцию несовместимы. Учение об эволюции говорит о том, что человек эволюционировал из первичной грязи, в то время как христианство утверждает что он сотворен Богом в состоянии намного превосходящем нынешнее. Это диаметрально противоположные взгляды. Церковь должна выступать за истину, не идя на компромисс и не искажая ее. Мы можем верить лишь так, как верили наши христианские предки, как верили наши православные святые Отцы.

Мы молимся чтобы Бог поспешествовал процветанию трудов «Шестоднева» и всей Православной Церкви в защите нашей веры.

С иеромонахом Дамаскиным беседовала монахиня Корнилия (Риз)

http://www.pravoslavie.ru/guest/60 314 155 108


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика