Вера-Эском | М. Выгин | 15.03.2006 |
Считается, что целомудрию можно научить только в семье, а именно — родительским примером. Действительно, подражая старшим, той чистоте отношений, которая царит в православной семье, душа ребенка на всю жизнь укрепится в добре. Ведь подражание — это самый естественный и главный способ самообучения, особенно в детстве. Но у него есть оборотная сторона: ребенку в принципе все равно, что заимствовать. Как ни пестуй его дома, а телевизор, одноклассники, окружающая среда возьмут свое — там более яркие и увлекающие примеры для подражания. Особенно это злободневно сегодня, когда на телевидении и в рекламных агентствах появились специалисты-психологи, только этим и занимающиеся — разработкой методик внедрения в сознание стереотипов поведения и образов жизни. Разумеется, тех стереотипов, которые выгодны их хозяевам и которые чаще всего обращены к низменным инстинктам. «Хочешь стопроцентно заинтересовать и продать товар? Обратись к тому, что ниже пояса», — это стало законом маркетинга. Как видим, делать ставку на подражательность наших детей — этого мало. В наше время от родителей требуется большее: научить своих чад самим разбираться во «взрослых» вопросах, иметь понятия о непотребстве и целомудрии, о похабности и духовности.
Многие родители считают, что не нужно «грузить» ребенка проблемами взрослых: «Зачем ему сейчас взрослеть? Пусть продлится счастливое детство. Да и не поймет он сейчас ничего…» Но опытные воспитатели думали и думают иначе, в том числе известный автор книг и пособий по духовному воспитанию, родоначальница целой педагогической школы, ученый с мировым именем Тамара Александровна Флоренская (?1999).
В конференции участвовали две ученицы Флоренской, которые сейчас преподают в 225-й московской школе с этнокультурным русским уклоном. Одна из них, Марина Юрьевна Колпакова, представила учебную программу Флоренской «Этика и психология семейной жизни»:
— Дети все понимают и от этого не перестают быть детьми. Только нужно найти такую ненавязчивую форму общения, чтобы раскрыть знания, уже заложенные в их душе, и поддержать внутренний голос их совести. Неоспоримый факт: дети очень легко и радостно откликаются, когда начинаешь говорить с ними о внутренних проблемах. Приведу пример. В нашей школе преподается православная культура по учебникам Флоренской, и своеобразным итогом этих уроков стал школьный литературный журнал. Печатаем в нем сочинения, рефераты, интервью, которые дети берут друг у друга. И вот появилось там интересное интервью-диалог, которое мальчик как бы взял у самого себя. Это диалог «наличного Я» (человеческой индивидуальности, с присущими ей недостатками, изъянами) и «духовного Я» (образа Божьего в человеке). Он пишет: «Учитель вышел из класса. Я быстро подошел к его столу, взял ручку и нашел свою фамилию в журнале. Наличное Я: „Скоро конец четверти, поставь себе хорошую оценку“. Духовное Я: „А как я буду потом смотреть в глаза учителю?“ Н.Я.: „Ничего, все так живут, пользуйся случаем“. Д.Я.: „Если ты сделаешь это, то будешь презирать себя“. Н.Я.: „Пиши скорее, а то не успеешь!“ Д.Я.: „Тебя же совесть потом замучит“. Я положил ручку на стол, и в эту минуту зашел учитель. Можно сделать вывод, что совесть ничего плохого человеку не посоветует». Самое интересное, кто такое сочинение написал. Это мальчик, который ни одного урока не мог досидеть до конца, его приходилось выгонять за безобразное поведение, он один из самых трудных в школе.
А вот еще один настоящий шедевр, мы были просто поражены, когда прочитали сочинение нашей ученицы: «…Когда сова выгнала из дупла муравьев, то накрепко закрыла дверь и устроилась жить да поживать в одиночку. Вдруг слышит, кто-то к ней стучится. Открыла дверь — никого. Снова стук. Кто бы это мог быть? Снова открывает дверь — нет никого. А потом понимает, что это в тишине опустевшего жилища стучит ее сердце — ее совесть».
— Уже несколько лет на базе нашей воскресной школы при Богоявленском кафедральном соборе, — сообщает педагог, — по средам проводятся бесплатные курсы для школьных учителей и всех желающих. Попасть к нам просто — школа расположена в доме N 16 по ул. Старая Басманная, в пяти минутах ходьбы от метро Бауманская. Там можно приобрести книги Тамары Александровны Флоренской и материалы по духовно-нравственному воспитанию. Если оплатят дорогу, мы можем выехать с лекциями в другие города, помочь организовать свои школы.
Интересную книгу — «Солнце честного девичества» — представила собравшимся бывшая журналистка из Иркутска Лия Александровна Ладик.
— Десять лет я трудилась в газете в отделе культуры и очень увлеклась народным фольклором, ездила по деревням, все записывала, — рассказывает она. — Потом неожиданно для себя стала преподавателем, сейчас работаю в Иркутском педагогическом университете, читаю курс русского народного творчества. За эти годы убедилась, сколь мы, современные русские, плохо знаем свою культуру…
Лия Александровна посвятила свою книгу забытым русским словам и понятиям, связанным с культом девичьей чести. Например, славутница — кто это? Так исстари красиво называли благочестивых девушек, которые были у людей «на славе» и считались самыми завидными невестами. А кто такие почетник и почетница? Это парень и девушка, у которых были особые добрачные отношения. В обязанности почетника входило после хоровода провожать девушку до дома, охранять ее честь — только и всего. Молодые, связанные такими отношениями, обменивались подарками, и часто почетница дарила парню вышитый ею кушак с надписью «От верности моей честности твоей». С такими кушаками юноши уходили на войну, берегли их. Почетник и почетница не обязательно женились, они заводили разные семьи, но оставались искренними друзьями на всю жизнь. И никто в их семьях, ни жена, ни муж, не ревновал, поскольку все понимали, что эта дружба чистая, целомудренная.
После первой брачной ночи молодую жену, удостоверившись в ее добрачной чистоте, катали по селу на тройке, на дуге которой развевались разноцветные шали. Рядом с молодкой при этом сидели подневестницы — юные девушки, которые своими глазами видели, сколь славна девичья честь. Иной славы удостаивалось прелюбодейство. Перед новобрачной, уличенной в бесчестии, ставили на стол дырявую чашку, угощали пельменями со скорлупой вместо начинки, а на шею отца, не сумевшего воспитать ее, иногда даже хомут надевали.
Книжка эта рассчитана на детей, и некоторые подробности ее могут показаться шокирующими для ребенка. Но, по мнению Лии Александровны, дети воспринимают резкое деление на славу и позор более нормально, чем выдуманную взрослыми «толерантность» — ни то ни се. В русских народных сказках, столь любимых детворой, мы не найдем никакой «толерантности» — там доброе отделено от зла весьма жестко, и никого это не пугает.
В книге много картинок и целая галерея фотографий русских княгинь, удивительно красивых, источающих свет целомудрия. На первом же снимке — Великой княгини Александры Феодоровны — замечаем, что глаза ее опущены долу. Листаем дальше и видим, что все (!) высокородные девы смотрят вниз, а не в объектив. Таково девичье приличие. Просматриваешь галерею русских светлых ликов и чувствуешь, как чистота освещает душу. Представляю, с какой доброй завистью и пользой духовной рассматривали бы этих красавиц в пышных платьях наши современные девочки. Но, к сожалению, книжка эта, изданная на деньги автора, выпущена тиражом всего 300 экземпляров. В настоящее время Лия Александровна ищет спонсора, который помог бы напечатать более полное издание с качественными цветными иллюстрациями.
* * *
Если книгу «Солнце честного девичества» трудно достать в принципе, а за методической литературой Т.А.Флоренской нужно ехать в Москву, то наглядные пособия другого участника конференции найти проще простого. «Где их можно приобрести?» — спросили о. Илью Шугаева, священника из г. Талдом Московской области. «В любом крупном магазине видеопродукции, — ответил он. — Спросите серию „Русская советская классика“ или ищите видеокассеты по отдельности».На конференцию отец Илья привез смонтированную им видеозапись со сценками из разных фильмов и по ходу дела загоравшимися на экране учебными вопросами. После демонстрации я спросил, как ему пришла такая идея.
«Я понял, что бороться с телевидением, просто выключая „ящик“, бесполезно, — ответил он. — Выход один: купить видеомагнитофон и вместо пошлых зарубежных мультиков и боевиков показывать детям хорошие фильмы. Это во-первых. А во-вторых, я вдруг понял, что с помощью кино можно обсуждать столь интимные темы, о которых просто так, без повода сложно с подростками вслух говорить. Это темы семьи, любви, отношения мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Попался мне один советский фильм, потом другой, и я заметил: какие там глубины! Эти кинокартины можно изучать как классическую литературу. В результате размышлений и подбора кассет у меня родился цикл своеобразных видеобесед со старшеклассниками от 14 до 17 лет.
Первый фильм такого цикла — „Девчата“. Это целая энциклопедия влюбленных, там показано несколько пар любящих друг друга людей, у которых отношения развиваются по-разному и весьма поучительно. И можно ставить интересные вопросы, например: „Почему Надя полюбила Сан Саныча?“ Он же некрасивый, главная героиня называла его „шутом облезлым“, но между тем… Или добрачные отношения — какими они должны быть? В фильме на удивление этот вопрос рассмотрен с самых разных сторон, словно режиссер специально задавался такой целью.
Должен признать, видеозанятия отнимают много времени — сначала смотришь кино, потом обсуждаешь, часа полтора уходит. Но детям очень интересно, и обсуждения получаются живые, увлекательные. Перед просмотром я обязательно раздаю детям листочки с 10−15 вопросами. Цель простая: нужно обратить внимание детей на ключевые моменты, иначе получится так, что в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Вопросы сразу ориентируют и помогают детям глубже проникнуть в смысл увиденного.
Скажем, задаю такой вопрос: „После чего произошли перемены с Анфисой?“ Помните сцену, когда девчата ночью просыпаются от рыданий красавицы Анфисы, которой все подруги завидовали? Она делится с девчатами горем: „Я думала, что любовь — это просто такую красивую сказочку сочинили. А теперь знаю, что и в самом деле есть любовь… Всех любят, и Катьку, и Надьку, и… даже Тоську“. Почему эта сцена происходит? Ей предшествует эпизод, когда Илья, бывший ухажер Анфисы, ждет Тосю — девчушку маленького росточка, больше похожую на нескладного подростка. Анфиса замечает Илью, иронически спрашивает: „Ты что, Тоську ждешь? Может, ты и жениться на ней хочешь?“ И вдруг Анфиса понимает: оказывается, Илья-то может жениться на Тосе, хотя он с ней „даже не гулял“. А Илья, этот первый парень на деревне, гулял уже со всеми в округе, в том числе и с Анфисой. И ей страшно обидно: вот ведь, замуж меня не позвал, а тут какая-то замухрышка, да еще недотрога… Оказывается, ее, Анфисина, доступность ничего не значит в глазах потенциального жениха, напротив: раз гулял, то уже не возьмет замуж. И происходит страшный по драматизму переворот в душе этой жизнерадостной, красивой, но гулящей женщины. Она обнаружила: да, есть любовь, но она прошла мимо нее.
Или вот еще один из вопросов к фильму „Девчата“: „Кто удивляется тому, что Илья сохнет по Тосе, а не по Анфисе?“ Ответ: Алеша Великанов. С ним отдельная, интересная история. Парень этот недалекий, несколько глуповатый и смешной, но даже он понимает, что с Анфисой можно распутничать, но жениться — абсурд. Его слова уж вконец проясняют юным зрителям, и особенно зрительницам, что такое настоящие добрачные отношения. И какая чистота и милая наивность, которой даже хочется подражать, в главной героине Тосе (актриса Надежда Румянцева), когда она произносит: „Я вот все думала, как это носы целоваться не мешают? А теперь вижу — не мешают“.
Тут же показана и семейная жизнь. Задаем вопрос: „Кто должен быть главой семьи, в чем проявляется это главенство?“ — и смотрим фильм дальше. Сцена на стройке: две подруги штукатурят стены. Тося возбужденно, в сердцах говорит: „Было такое время, когда женщины мужчинами управляли, очень правильное было время! Только название забыла…“ „Матриархат, Тось“, — подсказывает подруга. „Эх, бедные женщины, дали мужикам волю, — продолжает Тося обсуждение, — вот теперь они нами и командуют!“ И тут вдруг за окном раздается голос мужа напарницы: „Ты что, с ума сошла?! Простудиться хочешь?“ Тося очумело смотрит на подругу, а та не только не обижается на мужнин окрик-команду, но счастливо улыбается. Оказывается, хорошо, когда тобой командуют. Муж требует, чтобы жена надела блузку, — в грубоватой форме, но с искренней любовью, с настоящей заботой.
Если „Девчата“ — энциклопедия влюбленности, то фильм „Однажды 20 лет спустя“ — энциклопедия многодетности. Там много глубоких идей и есть замечательные нюансы — шесть раз смотрел кино, а только на седьмой их заметил. По сюжету сравниваются женщина, которая родила десять детей, и ее одноклассник — яркий, сочный персонаж, с очень интересной профессией. И в конце оказывается, что ее „профессия“ — матери, простой домохозяйки — вмещает в себя все профессии, что ее роль гораздо выше педагогов, летчиков и так далее. Смотришь этот фильм с детьми, переживаешь вместе ними, и, скажу я вам, это трогает…
А фильм „Мужики“ — об отцовстве. Особенно полезен он для мальчишек. В начале картины главный герой — ну просто идеал. Крепкий мужик, шахтер, красавец — настоящий мужчина. Но вот он попадает в сложную жизненную ситуацию… Ему предстоит принять родную дочь, которую никогда прежде не видел, и вместе с ней еще двоих чужих мальчишек. И нужно не просто „принять“, а связать с ними свою, до этого веселую и холостяцкую, жизнь, в одиночку заботиться о них, кормить, воспитывать. Конечно, он мог отказаться. И тут воочию проявляется, что есть на самом деле мужское звание. Ключевой момент фильма, когда произносится фраза: „Ты не мужик, а баба“. И тут происходит перелом — герой принимает сложное, но правильное решение.
Вслед за „Мужиками“ в паре я всегда детям показываю фильм „Мачеха“. Почему? Если в первом фильме герой принимает решение о личной ответственности за чужую жизнь, то во втором — что бывает после этого. По сюжету муж удочеряет девочку, а жена противится этому. Но вот решение все-таки принято, и… основной груз по воспитанию девочки падает как раз на жену. Женщина пытается отогреть падчерицу, этакого дичащегося волчонка, — и сколь тяжко ей приходится! Фильм — гимн женскому терпению. Хотя жена сопротивлялась удочерению, но по жизни она оказалась мудрее мужа, который во многих ситуациях показал себя легкомысленным. А девочка, отогретая сострадательной душой этой женщины, начинает любить мачеху все равно как родную маму.
Теперь „Чужая родня“. Это не просто шедевр по режиссуре и съемкам, как и прочие старые советские картины, он, на мой взгляд, еще и точная кинематографическая иллюстрация к словам из Библии: „Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будет два в плоть едину“ (Быт. 2, 24). В картине показано, как страшно чуждое влияние на молодую семью, как она чуть ли не распадается из-за вмешательства родителей и как все потом приходит в норму. Показан процесс становления неопытной, новоначальной семьи.
Фильм „Евдокия“ — о женском счастье. Ставится вопрос, как выйти замуж. Девушка сталкивается с внутренними препятствиями, но потом оказывается, что смысл ее жизни именно в семье, а в детях — счастье. Фильм о том, как женщина приобретает глубину жизни. До замужества она об этом ничего не знала, жила легко и просто, но несчастливо.
Чисто подростковый фильм о любви — „В моей смерти прошу винить Клаву К.“. Режиссура его мне не очень нравится, но сценарий, идея очень хороши. Главный герой Сергей влюбился в образ, который сам же себе и представил. Это история затянувшейся влюбленности в девушку, которая была совсем не той, как фантазировалось. И в фильме показано преодоление этого наваждения, оно на поверку оказалось не любовью, а эгоистической мечтой. Школьникам все это очень близко, поскольку в их возрасте влюбляются и ссорятся по многу раз.
Еще фильм — „А если это любовь“. Первая влюбленность, счастье, и вдруг — все рушится. Отсутствие опыта молодых людей и вмешательство взрослых, но также неопытных, родителей в их нежные чистые отношения приводит к грустной драме. Это о том, как сберечь настоящую любовь.
Такие видеоуроки и полезны, и приятны одновременно, поскольку фильмы-то высокохудожественные. Пока что у меня 12 картин подробно разработаны, но фильмотека будет пополняться».
* * *
В заключение замечу: хотя о. Илья и утверждает, что все перечисленные фильмы можно купить в магазинах, на провинциальные города это мало распространяется. Но все же 3−5 нужных видеокассет из его списка реально найти, и уже это может стать добрым подспорьем в воспитании детей. Полный список картин и вопросы к ним с методическими советами батюшка может прислать по электронной почте, его адрес: taldomhram@yandex.ru. Записал М. ВЫГИН
http://www.vera.mrezha.ru/511/10.htm