Русская линия
Православие и современность Елена Луконина14.03.2006 

Тайна настоящего дома

Человек всегда остро ощущал потребность в собственном жилище. Пещера, юрта, изба защищали владельцев от зноя пустыни и арктических метелей, служили укрытием от опасностей окружающего мира. С течением времени появились свои специфические особенности обустройства дома в зависимости от культурной традиции и вероисповедания в нем живущих.

Грозный хозяин

К сожалению, сегодня домашний очаг зачастую становится жертвенником, на котором приносятся дары божкам по имени Комфорт и Благоустроенность. Жрецы квартирного культа вербуются из числа постоянных почитателей программ типа «Квартирный вопрос». Глядя в умиленные лица «осчастливленных» очередной перестановкой мебели людей, сложно понять, что вызывает столь бурную реакцию на смену интерьера. Слезы в глазах, шквал эмоций — и это только из-за того, что перекрасили стены или выкинули старый скрипящий диван? Возникает ощущение, что до этого эпохального момента в их жизни все было абсурдом и бессмыслицей… Если ремонт в квартире делается реже, чем у друзей и соседей, в лексиконе появляются фразы: «Живем, как нищие», «Людей в дом пригласить стыдно». Понять, о каком нищенстве идет речь, вообще не представляется возможным. Это все-таки не вариант дядюшки Тыквы (персонаж из сказки Джанни Родари «Чиполлино»), который всю жизнь копил на собственный домик по кирпичику.

Когда душевное спокойствие зависит от престижности коврика в коридоре и актуальности цветовой гаммы сантехники, человек сам постепенно превращается в элемент декора. Порог «дома-модника» уже тревожно переступать: а вдруг какая-нибудь деталь гардероба не соответствует текстуре гардин в гостиной? Обеспокоенность внутренним убранством дома часто становится столь навязчивой, что перерастает в неотступно патологическое стремление все поменять, перестроить. По своей сути — это своеобразная зависимость, болезненное состояние души. Поэтому «квартирный» культ не ограничивается рамками материального мира. На почве возрастающего интереса к этому вопросу расцветают различные лжеучения, например фэншуй.

Американские пропагандисты фэншуя считают, что, «овладев энергиями, наполняющими пространство, человек обретает счастье, изобилие и удовлетворение в жизни» [1]. Для этого всего-то и требуется, что постоянно привлекать «энергию ци», подвешивая зеркала для отражения «негативной энергии ша», используя магические квадраты и кристаллы, программируя сознание «немыми сентенциями» (например, увидев блюдечко с монетами, человек должен думать о богатстве, аквариум с рыбками — об успехе и карьере). Благополучное и мирное сосуществование семьи начинает зависеть от того, кривая или прямая дорожка ведет к подъезду, острые ли углы у обеденного стола или в какой зоне «магического квадрата» находится спальня.

Приверженцы других идей считают, что дом — «это сложная субстанция, которая живет своей жизнью, имеет свои привычки, свои цели и, в конце концов, свою душу». То есть выходит, что дом является самостоятельной личностью, ему можно «очистить карму», «поддержать энергетический баланс» и «избавиться от мешающих ему вредных привычек» [2]. Контакт с домом нужно «поддерживать на глубинном уровне» при помощи медитативных методов, используя рекомендации Елены Рерих по «очистке ауры спальни», общаясь с домовым, который «при правильном отношении станет для вас заботливым попечителем». В разговоре о «строительных жертвах» и вовсе присутствует откровенная клевета [3]. А освящение дома святой водой и курение ладана воспринимаются не более как очередные «методики по сохранению энергетической оболочки дома», главное в которых — не переусердствовать, иначе злым духам это может не понравиться…

Во всех вышеприведенных случаях человек становится заложником собственного дома, его рабом. Так и хочется сказать вслед за святителем Николаем Сербским: «Не погребайте сердца ваши под имениями земными, ибо истлеет оно под ними. Подарите сердца свои Богу, в дар Дародавцу, и станет имение ваше рабом кротким, а не грозным хозяином».

Кроткий раб

Отражение внутреннего мира человека можно увидеть на всех предметах мира материального, с которым он тесно связан по причине своей телесности. Соответственно, чем дольше человек связан с этим предметом, тем более это заметно.

Если над входом в дом висят колокольчики для отпугивания злых духов, кругом ароматические палочки, энергетические пирамидки, а единственная бумажная иконка пылится на тумбочке рядом с корвалолом — вряд ли здесь живет человек православный. Почему-то многие склонны полагать, что «внешние атрибуты» — это не главное. Это значит, что если пляжный портрет с курорта стоит на почетном месте, рядом с образом Пресвятой Богородицы, то все в порядке. Зато в других вопросах проявляется крайняя щепетильность — а вдруг цвет рамочки с обоями не сочетается?

Православный человек должен помнить, что он всегда перед Богом ходит, пребывая с Господом и в храме, и на работе, и дома. Важно понимать, что дом — это не место прописки членов ячейки общества, это место, где живет в сотворчестве малая Церковь. Что же является фундаментом православного дома? — Христос. Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла (Мф. 21, 42). Поэтому даже в самом обыденном поведении и повседневных занятиях и во многих чертах домашней обстановки должно четко проступать состояние веры, память о Боге и обращение к Нему.

По распространенному за годы безбожия суеверному обычаю часто первый гость в доме, даже прежде владельцев жилья ступающий на порог, — кошка. Раньше первой порог пересекала икона, как правило, семейная, которой родители благословляли молодую семью. При этом главной заботой благочестивых новоселов была не обстановка жилища, а создание домашнего иконостаса. Он должен быть устроен с особой заботой и благоговейным вниманием. Какие иконы лучше иметь дома? Здесь так же нет правила, а есть лишь благочестивая традиция. Большинство наших молитв обращено к Спасителю и Божией Матери. Разумно иметь дома образ Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Благочестивые люди обычно имеют образ своего небесного покровителя, чье имя они носят, или особо почитаемого святого. Праздники Господские и Божией Матери также изображаются на иконах. Можно иметь дома икону Сретения, Благовещения, Крещения, Покрова Божией Матери.

Обычно для икон отводится лучшее место в комнате — прежде это был «красный угол», обращенный на восток. Планировка современных квартир не всегда позволяет разместить иконы в углу против входа, ориентированном на восток. Потому необходимо выбрать особое место, где удобно будет закрепить специально изготовленную полочку для икон, святого масла, святой воды, укрепить лампаду. Пламя горящей лампады, стремящееся вверх, — символ нашей молитвы, нашего горения к Богу.

Неблагоговейно хранить духовные книги на одной полке с мирскими — им надо отвести особое место, а Евангелие, молитвослов держать вблизи икон. Конечно, в комнате, где есть иконы, не стоит устраивать пышных застолий и шумных развлечений, курить.

Важно помнить, что иконы — не предмет интерьера, не элемент дизайнерской стилизации. Они нужны нам, в первую очередь, для молитвы. Молимся мы чаще в той комнате, в которой спим. К тому же молитва требует некоторого уединения. Значит, в спальне разумно иметь иконы, перед которыми будут читаться утренние и вечерние молитвы. Но образа должны быть и в детской, и в кухне, где совершается трапеза, и в гостиной, где собирается для общения вся семья, и в прихожей. Святые иконы, пребывая перед нашим взором, подвигают нас к молитве и богомыслию, вознося над мирской суетой, утишая страсти.

Прежде, помимо освящения дома священником, люди каждый год сами освящали свое жилище крещенской водой. К сожалению, современные новоселы зачастую, прибегая к помощи батюшки, или приравнивают освящение квартиры к «магическому» воздействию кошки (хуже все равно не будет, чем больше, тем лучше), или делают это уже в крайнем случае — когда дома начинают происходить «странные события», а задобрить нечисть «приношениями» не получается.

Освящая дом, мы получаем по милости благодать Божию, но это не значит, что в доме, где господствуют ссоры и ругань («хоть святых вон выноси»), такая благодать сохранится. Но если супруги и их дети стремятся духовно возрастать, помогая друг другу, если в их «маленькой компании» есть большой секрет — тайна Любви, тогда…где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Вот за счет чего достигается чувство защищенности и уюта, а не за счет «очищения чакр кладовки» или «выведения шлаков из дымохода». Благодать Божия в Православии — это та сила, которая дает человеку духовное и телесное здоровье, но без желания воспринимать и усваивать эту силу она минует человека, лишь в какой-то степени сообщая ему отблеск Божией милости.

* * *

У моей бабушки около двери есть заветный гвоздик, на него она накалывает заговоры от воров. Результат — два раза за довольно короткое время пытались взломать дверь. Почитая все же заговоры за действенное средство, она согласилась снять их только в том случае, если что-нибудь получит взамен. Было желание подарить молитвослов. Не подарила. Боюсь, что она выдернет из него листы и насадит на тот же заветный гвоздик: так проще. Проще подкармливать домового и задабривать кикимору, дружить с барабашкой и беседовать по душам с полтергейстом. Гораздо сложнее самому стать храмом Духа Святого, освящая своим присутствием даже самый тесный угол. Вспомнить все-таки, что «не место красит человека, а человек место».



[1] Р. Вебстер. Фэншуй для рабочего места. Спб.: Изд-во «Тимошка», 2001.

[2] У. Саянова. Душа родного дома. Спб.: Изд-во «Крылов», 2005.

[3] «Самая интересная с этой точки зрения строительная жертва была принесена при возведении храма Святой Софии, первого христианского храма на Руси. Тогда, приняв нового Бога, Ему от всей души принесли жертву, положив в основание храма… зарезанных младенцев. Может, эти невинные души и были одними из тех, кто впоследствии молился за Русь, ставшую оплотом Православия?». Там же. С. 92.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/102.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика